Папки-передвижки

Картотека игр по ОБЖ

Мастренко Елена Петровна
Картотека игр по ОБЖ

Младшая группа

Игра-тренинг «Я потерялся.»

Цель: учить правильно себя вести, если потерялся на улице.

Материалы и оборудование: игрушка-мишка.

Описание игры. В гости к детям приходит мишка и рассказывает, что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Дети объясняют ему, что нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел и т. д.

Игры «Опасно — не опасно», «Найди опасный предмет»

Публикация «Картотека игр по ОБЖ» размещена в разделах

Цели: тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья, учить самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.

Материалы и оборудование: карточки с изображениями различных предметов.

Описание игры: педагог предлагает выбрать карточку, напить изображенный на ней предмет и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.

Мероприятия и материалы для родителей: папка- передвижка «Опасные предметы».

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Цель:

• закреплять понятие «опасность»;

• закреплять умение различать цвет и форму предмета.

Материалы и оборудование: большие карточки красного,

желтого, зеленого, синего цветов, в центре каждой карточки — окошечко разной формы с нарисованной внутри мышкой; маленькие карточки такого же цвета и формы, как и окошечки в больших карточках.

Описание игры. Педагог раздает детям большие карточки и говорит, что мышке угрожает опасность — за ней гонится кошка. Дети должны помочь мышке спрятаться от кошки. Педагог показывает маленькие карточки разного цвета и формы, дети выбирают свою и закрывают ею окошечко на большой карточке.

Дидактическая игра «Отгадай загадку по картинке»

Цели:

• тренировать в запоминании основной группы опасных предметов;

• развивать внимание.

Материалы и оборудование: карточки с изображениями опасных предметов.

Описание игры. Педагог загадывает детям загадки об опасных предметах (спички, иголка, ножницы, утюг и др., а дети должны отгадать и найти соответствующую отгадку на картинке.

Средняя группа

Подвижная игра «Кто быстрее потушит пожар?»

Цели:

• развивать двигательные умения;

• закреплять правила пожарной безопасности.

Материалы и оборудование: стульчики — на один меньше,

чем детей; игрушка-огнетушитель, медаль.

Описание игры. По кругу стоят 5 стульев, на каждом стуле — огнетушитель-игрушка. Играют 6 детей. Под музыку они бегут по кругу, с окончанием музыки нужно быстро поднять огнетушитель вверх. Кому не достался огнетушитель — выбывает из игры. Кто завладел самым последним огнетушителем — получает звание «Лучший пожарный» и медаль.

Игра «Да — нет»

Обсуждаются различные ситуации (игра на балконе; игра в кубики, с режущими и колющими предметами; звонок в дверь: «Я ваша соседка (почтальон, телемастер, подруга мамы и др.)». Дети должны найти из них выход, аргументировать его и показать соответствующую карточку («нет» — красная, «да» — зеленая).

Дидактические игры

Цель закреплять правила безопасного поведения в быту.

Материалы и оборудование кукла, кубики, пирамидка,; книжка, мячик, игрушечные инструменты (отвертка, пила, молоток, гонор); спички, ножницы, иголка, таблетки и другие опасные предметы, карточки с их изображением.

«Четвертый — лишний»

Описание игры. Педагог показывает карточку, где изображены 4 предмета, один из которых лишний. Дети должны назвать; его и объяснить, почему они так считают. Например: мяч, юла, кукла, иголка (лишняя иголка — это опасный предмет, а остальные предметы — игрушки).

«Продолжи ряд»

Описание игры. Педагог показывает карточку, где изображены 2—3 предмета, а далее идут пустые окошечки. Дети должны назвать другие предметы по определенной теме. Например: пылесос, телевизор. (холодильник, компьютер, фен, утюг) — это электроприборы.

Игра «Раз, два, три — опасность назови»

Цели: закреплять знание опасных и безопасных предметов дома и в группе; развивать умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают в круг, в середине педагог — ведущий. Он бросает каждому ребенку по очереди мяч и произносит слово (например, «кухня», «ванная комната», а ребенок напевает опасные предметы, которые находятся в данном месте.

Обыгрывание ситуаций «Достань игрушку (книгу) с полки», «Подай ножницы» и др.

Цели:

• учить находить безопасный выход из сложной ситуации;

• систематизировать правила безопасного поведения дома.

Материалы и оборудование: стул, игрушка, книга, ножницы.

Игра «Что для чего?»

Педагог показывает на карточках электроприборы, а дети рассказывают об их назначении (электроплита служит для приготовления еды; утюг — для глажения белья, фен — для сушки волос и т. д.).

Игра «Загадки — отгадки»

Цели:

• развивать умение отгадывать загадки, находить отгадку среди множества иллюстраций;

• активизировать в речи слова — названия электроприборов.

Материалы и оборудование: набор иллюстраций на тему

«Бытовые электроприборы».

Описание игры. Педагог загадывает загадки об электрических приборах (пылесос, утюг, телевизор, холодильник и др., а дети должны найти соответствующую отгадку на картинке.

Дидактическая игра «Можно — нельзя»

Цель: закреплять знания о возможной опасности бытовых электроприборов и мерах предосторожности при обращении с ними.

Материалы и оборудование: светофорчики — кружки из картона красного и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог-ведущий показывает картинку с изображением электроприбора и называет какое-либо действие с ним (например, тянуть за шнур). Дети показывают красный кружок, если это делать опасно, зеленый — если это делать разрешается.

Игра «Береги живое»

Цели:

• учить правильному поведению во время пребывания на природе;

• закреплять знание правил безопасного поведения за городом.

Материалы и оборудование: «Береги живое: в лесу, на лугу» (игровой дидактический материал, I и II части).

Игра «Хорошо — плохо»

Цели:

• уточнять знания об опасностях в природе;

• побуждать к бережному и ответственному отношению к природе.

Материалы и оборудование: фишки красного и зеленого цветов, мяч.

Описание игры

1 вариант: педагог с мячом в руках стоит к центре круга, бросает детям мяч, задавая вопросы на тему – «Хорошо или плохо?» :

Разводить в лесу костер.

Кормить зимой птиц.

Есть незнакомые грибы и ягоды.

Забирать детенышей животных из леса домой? (И т. д.)

Дети ловят мяч и отвечают.

2 вариант: дети сидят полукругом, педагог показывает карточки с изображением различных ситуаций правильного и неправильного поведения на природе, дети дают соответствующую оценку — хорошо или плохо.

Развивающая игра «Как избежать неприятностей»

Цель: развивать умение беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций во время пребывания на природе.

Материалы и оборудование карточки со стихотворным сопровождением.

Описание игры. Педагог раздает игрокам карточки с изображением опасных ситуаций во время пребывания на природе к зачитывает стихотворение. Дети узнают по содержанию стихотворения свою карточку, показывают ее и объясняют, как выйти из данной опасной ситуации, как не попасть в нее снова.

Игра «Вершки — корешки»

Цель: формировать представления о ядовитых растениях и грибах.

Материалы и оборудование: предметные картинки по теме.

Игры-тренинги «Если случился пожар в квартире.», «Разговор по телефону „01"»

Цель: расширять знания о правилах поведения при пожаре.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением огнеопасных предметов, электроприборов, игрушка-телефон, плакат «Правила поведения при пожаре.

Подвижная игра «Огонь — вода»

Цели:

• закреплять правила пожарной безопасности;

• учить соблюдать правила игры.

Материалы и оборудование: ленты синего и красного цветов.

Описание игры. Детям сзади за пояс прикрепляют ленточки двух цветов — красного и голубого. Дети с красными ленточками — это огонь, с голубыми — это вода. По сигналу «Раз, два, три — огонь, гори!» дети с красными ленточками разбегаются по залу («начался пожар»). По сигналу «Раз, два, три — огонь быстро затуши!» нети с голубыми ленточками должны догнать детей с красными и собрать все ленточки, изображающие огонь, т. е. «потушить пожар». Дети с голубой ленточкой должны стараться увернуться и убежать, чтобы их не догнали и не забрали ленточку.

Вывод: огонь распространяется очень быстро, и не всегда его удается его затушить.

Эстафета «Пожарные»

Цели:

• закреплять правила пожарной безопасности;

• учить соблюдать правила игры.

Материалы и оборудование: 2 стульчика, покрытые красным материалом, 2 ведерка.

Описание эстафеты. Дети делятся на 2 команды. На определенном расстоянии от детей ставятся 2 стульчика — они изображают огонь. Участник каждой из команд добегает с ведром до стульчика, имитирует тушение огня — опрокидывает ведро и бежит обратно. Побеждает команда, которая быстрее «потушит огонь».

Игра «Хорошо — плохо» (ТРИЗ)

Цели:

• обсуждать понятия «огонь», «спички» : какую они приносят пользу и какой причиняют вред при неосторожном обращении;

• развивать творческое начало.

Материалы и оборудование: карточки красного и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог произносит: «Огонь — это хорошо». Дети называю! его положительные стороны, выкладывая при этом на мольберт карточки зеленого цвета. Когда педагог говорит: «Огонь — это плохо», дети называют его отрицательные стороны, выкладывая на мольберт карточки красного цвета. В конце делают вывод.

То же с понятием «спички».

Старшая группа

Игра «Съедобное — несъедобное» («Хорошо -- плохо»)

Цели: закреплять знания о ядовитых и съедобных ягодах, грибах, растениях, о том, какие действия человека вредят природе, а какие — помогают.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, называя при этом съедобные (яблоко, сыр, мороженое и др.) и несъедобные (книга, стол, дом и др.) предметы. Если это съедобный предмет, дети ловят мяч, если нет — отбрасывают его.

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь», «Служба спасения»

Цели:

• формировать интерес к ЗОЖ;

• развивать игровые навыки.

Материалы и оборудование: жилеты с надписью «МЧС», каски, сумки с набором «Игрушечный доктор», телефон, игрушки — инструменты и огнетушители, детские машины разного назначения, кубики, детская мебель.

Игра «Я начну, а ты продолжи»

Цель: формировать навыки самоконтроля за выполнением правил личной гигиены.

Материалы и оборудование: мяч, фишки.

Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, произнося начало фразы. Дети ловят мяч и заканчивают фразу.

Утром мы обязательно. (делаем зарядку).

После прогулки надо. (мыть руки).

Перед сном необходимо. (чистить зубы). (И т. д.)

Игровые ситуации «Как справиться с инфекцией», «Отношение к больному человеку», «Могут ли овощи навредить здоровью?»

Цели:

• формировать знания об инфекционных заболеваниях, о способах заражения ими и их лечении; воспитывать заботливое отношение к больному.

Материалы и оборудование: предметные картинки : овощи,

фрукты, продукты питания, в которых содержатся витамины А, С, В; картинки с изображением здорового и больного человека.

Игра «Свой, знакомый, чужой»

Цель: формировать более точное понимание того, кто является «своим», «знакомым», «чужим».

Материалы и оборудование: мяч, фишки черного и белого

цветов.

Описание игры. Педагог называет: «Мама, папа, телемастер, доктор, бабушка, милиционер, подружка, соседка, сестра мамы и др.» Дети, если это близкий человек или знакомый, поднимают белую фишку, если чужой — черную. При этом они объясняют свои действия.

Дидактическая игра «Опасно — не опасно»

Цель: развивать наблюдательность, память, речь.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры. Педагог-ведущий называет ситуацию и просит детей определить степень угрозы для жизни и здоровья в ней. Если есть опасность — дети отбрасывают мяч, если опасность не угрожает — ловят.

Примеры ситуаций: прыгать с высоты, читать книгу, кашлять на других, играть в куклы, лазать по лестнице, одеваться не по погоде, собирать пирамидку, играть спичками, раскачивать лодку и т. д.

Дидактические игры «Выбери предмет», «Оцени поступок»

Цели:

• развивать умение определять предметы, которые могут привести к порезам, ожогам, электротравмам;

• учить умению выбрать правильный поступок и умению объяснить, как можно поступить;

• воспитывать внимательность.

Материалы и оборудование: сюжетные и предметные картинки.

Развивающие игры на тему «Опасность в доме»

Цели:

• знакомить с причинами возникновения опасных ситуаций в доме, учить тому, как их можно избежать;

• развивать внимание, речь.

Материалы и оборудование: настольные игры с самоконтролем «Чрезвычайная ситуация в доме», «Будь осторожен!»

Игры «Опасно — не опасно»

Цель: закреплять знание опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры. Педагог просит детей определить опасность для жизни и здоровья в предлагаемой ситуации, которая может возникнуть дома. Если ситуация опасная — дети отбрасывают мяч, если не опасная — ловят.

Примеры ситуаций: выглядывать в открытое окно, открывать крышку горячей кастрюли, помогать маме, вставлять ножницы в розетку, смотреть с мамой телевизор, поджигать бумагу, рисовать и т. д.

Дидактическая игра «Магазин»

Цели:

• учить узнавать инструменты (молоток, пила, клещи, топор, гвозди, отвертка) и электроприборы (утюг, холодильник, телевизор, компьютер, стиральная машина, фен, пылесос и др.) по описанию;

• закреплять знания о назначении инструментов и электроприборов, правилах обращения с ними.

Материалы и оборудование: предметные картинки по темам.

Игры-тренинги «Незнакомец за дверью», «Что ты будешь делать, если позвонили в дверь (зазвонил телефон и т. д. ?»

Цель: способствовать укреплению навыков личной безопасности.

Материалы и оборудование: телефон.

Игры-ситуации «Я потерялся», «Новый приятель», «Заброшенный дом», «Один дома» и т. п.

Цели:

учить видеть потенциальные опасности вокруг себя, учить тому, как их избежать;

• помогать обрести уверенность в себе, победить страх, уметь найти выход из опасной ситуации.

Материалы и оборудование: иллюстрации по темам по выбору педагога, плакат «Если ты потерялся на улице».

Сюжетно-ролевая игра «Юные пожарные»

Цели:

• закреплять знания о работе пожарных; учить выполнять взятую на себя роль;

• воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство товарищества.

Материалы и оборудование: жилеты с надписью «01», каски, игрушки — инструменты, огнетушители, кубики, шланги, лопаты, ведро, рация, игрушечные машины разного назначения.

Подготовительная группа

Дидактическая игра «Запрещается — разрешается»

Цели:

закреплять правила поведения при землетрясении: если оно застало человека дома, на улице, если он оказался в завале;

• воспитывать чувство взаимопомощи.

Материалы и оборудование: светофорчики — карточки с изображением кружков зеленого и красного цветов (по количеству детей, схематическое изображение правил поведения при землетрясении на отдельных карточках или на плакате.

Описание игры. Педагог называет ситуацию и предлагает детям показывать красный кружок, если это делать запрещается, и зеленый — если разрешается.

Примеры ситуаций: бросать горящие спички; кричать и звать на помощь взрослых; включать газ; защищать голову от падающих предметов; пользоваться лифтом; прятаться под столом, под кроватью; успокоиться самим и успокоить других; не паниковать; стоять возле окон, зеркал; стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами и т. д.

Словесная игра «Да — нет»

Цель: закреплять правила поведения при землетрясении.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры. Проводится аналогично игре «Запрещается — разрешается», только педагог называет ситуацию и бросает детям мяч, а они отвечают словами «да» или «нет».

Игра «Лови — бросай, правило называй»

Цель: активизировать в игре правила поведения при наводнении.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга. Бросая по очереди детям мяч, задает вопросы или предлагает закончить предложение.

Например: что нужно сделать, чтобы выбраться из воды? (Не попасть в несущийся поток; подняться на высокое место — чердак, крышу, верхние этажи; не терять надежду на спасение; чтобы заметили спасатели, размахивать тряпкой, ночью светить фонарем; если уже попали в воду, ухватиться за плавающие предметы и т. д.)

Игра «Выбери предмет»

Цель: закреплять перечень предметов, которые необходимо взять с собой в случае наводнения.

Материалы и оборудование: иллюстрации, предметные картинки, продукты, одежда.

Сюжетно-ролевая игра «Мы — спасатели»

Цели: способствовать созданию благоприятной атмосферы в игре, стремлению к коллективному взаимодействию; формировать игровые действия с воображаемыми предметами; воспитывать уважение к труду спасателей.

Материалы и оборудование: накидки, кепки спасателей, аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Игра-ситуация «Внимание всем!»

Цель: обсуждать правила поведения во время ожидания наводнения.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображениями предметов, которые нужно взять с собой в зону спасения (запасные продукты питания, но не быстропортящиеся, документы, деньги, аптечка е лекарствами, запасная теплая одежда, обувь, туалетные принадлежности).

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цели:

• учить развивать сюжет на основе личного опыта;

• закреплять знания о простудных заболеваниях и о помощи, которую оказывает врач при таких заболеваниях;

• воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Материалы и оборудование: куклы, кушетка, халаты,

колпаки, бутылочки, вата, бинты, игрушки — градусник, фонендоскоп, шпатель и др. ; дидактический материал: игра «Если малыш поранился» (об оказании элементарной первой медицинской помощи из серии «Забавы в картинках»).

Игра-инсценировка «Спасатели»

Цели:

• побуждать к выполнению в игре определенных действии (например, оказание первой медицинской помощи);

• учить пользоваться игрушками-заменителями, сопровождать свои действия словами.

Материалы и оборудование: накидки и кепки спасателей аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Кто из вас будет выполнять роль пострадавших? (Выбирают детей.) Во время землетрясения вы попали под завалы. Назовите, какие у вас могут быть травмы?

Дети. Ссадины, резаная, колотая раны, перелом кости, ноги, ожоги и др.

Педагог. Кто хочет быть спасателем? (Выбирают детей.) Вы спасли пострадавших из завала, доставили в пункт оказания первой медицинской помощи.

Дети играют, выполняют нужные действия, подбирая лекарства, сопровождая свои действия словами, вопросами о самочувствии.

В конце игры спросить, кто кому и как оказывал помощь. Проверить действия детей по карточкам из игры или предложить старшей медсестре дать оценку действиям детей.

Дидактическая игра «Что делать?»

Цель: отрабатывать навыки действий в экстремальных ситуациях.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центр! круга, бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы: «Что делать, если.» (Звонят в дверь; вы почувствовали запах газа; землетрясение застало вас на улице; вы узнали о наступающем наводнении; если незнакомый человек предлагает прокатиться с ним на машине и т. д.)

Дидактическая игра «Назови предмет»

Цель: закреплять знания о средствах, необходимых для оказания первой медицинской помощи.

Материалы и оборудование: кукла, бинт, вата, йод, зеленка и пр.

Игра-тренинг «Как вызвать „скорую помощь"?»

Цели:

• закреплять умение набирать номер «скорой помощи», правила общения по телефону с работниками этой службы;

• воспитывать готовность прийти на помощь пострадавшему.

Материалы и оборудование: два телефона, табличка «03», куклы.

Игра «Загадки — отгадки»

Цели:

» формировать умение отгадывать загадки;

• учить объединять предметы в группы.

Материалы и оборудование: картинки, закрепленные на доске, на темы «Электроприборы», «Инструменты».

Описание игры. Педагог загадывает детям загадки о предметах на данные темы, а дети должны найти соответствующую отгадку на картинке. Затем картинки, которые расположены на доске, объединить в группы по определенной теме (телевизор, магнитофон и др. — электроприборы; отвертка, пила — инструменты).

Дидактическая игра «Так — не так»

Цели:

• закреплять умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных;

• развивать внимание;

• прививать желание соблюдать правила безопасности.

Материалы и оборудование: две карточки : одна — с красным, другая — с зеленым кружком; картинки с изображениями опасных и неопасных действий.

Описание игры. Детям предлагаются картинки с ситуациями, угрожающими и не угрожающими жизни и здоровью. Они оценивают их соответствующими цветными карточками, находят выход из предложенной ситуации: «Опасность возникнет, если я сделаю так.», «Опасности не будет, если я сделаю так.»

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по ИЗО Дидактические игры: 1. «Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять.

Картотека физкультминуток от А до Т КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК ОТ А ДО Т АА в лесу растет черника А в лесу растет черника, Земляника, голубика, Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже.

Картотека игр «Лошадки»Картотека игр «Лошадки» Картотека игр «Лошадки» 1. «Лошадки-игрушки» «Много игрушек-лошадок есть у ребят, но бывают и лошадки-качалки. Вот как эта… (Показ кукольной.

Картотека игр с колокольчикамиКартотека игр с колокольчиками Картотека игр с колокольчиками 1. Колокольчик, динь-динь-динь Колокольчик, динь-динь-динь, Звенит, заливается, А потом вдруг замолчит,.

Картотека коммуникативных игрКартотека коммуникативных игр Картотека коммуникативных игр 1. "Оригинальное знакомство"Все участники игры сидят или стоят в кругу. Сделав шаг вперед или поднявшись со.

Картотека народных игрКартотека народных игр Картотека народных игрРусские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались.

Картотека считалок Считалка – жанр устного детского фольклора. Считалки – тексты в шутливой стихотворной форме, имеющие рифмо-ритмическую структуру. История.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять подсистемные связи. «Что это, если у него есть?»Правила игры: Ведущий называет части объекта, а ребенок.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять надсистемные связи. Игра: «Где живёт» (с 4 – х лет)Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения сравнивать системы. Игра «Теремок» (с 4-х лет)Правила игры: У детей в руках различные предметные картинки. Ведущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по ОБЖ
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 09:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД