Получи документы

Картотека игр по ознакомлению со словесным составом предложения в подготовительной группе

Анастасия Абрамова
Картотека игр по ознакомлению со словесным составом предложения в подготовительной группе

№ 1 «Сколько слов

Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р, правильно выделять во фразах нужные слова, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях.

Описание:

Публикация «Картотека игр по ознакомлению со словесным составом предложения в подготовительной группе» размещена в разделах

Воспитатель произносит одно слово с каким-нибудь из отрабатываемых звуков. Например, при закреплении звука ш называет слово мишка и спрашивает : "Сколько слов я назвала? Есть в этом слове звук ш или нет?" После ответов воспитатель предлагает детям подобрать по одному слову, в котором был бы звук ш, затем слова, в которых этого звука нет. (5-6 ответов.)

Потом педагог произносит фразу, состоящую из двух слов : "Мишка спит", и спрашивает: "А сейчас сколько слов я произнесла? Назовите слово, в котором есть звук ш; слово, в котором нет этого звука". После того как дети ответят, какое первое слово (мишка, какое - второе (слит, воспитатель предлагает им назвать фразу, состоящую из двух таких слов, чтобы в названии одного из них обязательно был бы заданный звук. Ребенок, придумавший фразу, называет первое слово, потом второе и указывает, в каком из них есть заданный звук. Например, дошкольник назвал фразу "Машина едет" и говорит: "Первое слово машина, второе - едет. В слове машина есть звук ш, в слове едет - звука ш нет". Если дети легко справляются с данным заданием, то воспитатель предлагает им называть фразы состоящие из трех и более слов. Сначала слова называются по порядку, а потом только те, которые включают заданный звук. Например, ребенок называет фразу: "Едет зеленая машина", перечисляет по порядку слова : едет, зеленая, машина, затем указывает слово, в котором есть звук ш (машина).

В последующих занятиях воспитатель в игровой форме предлагает детям выделять из фраз несколько слов с заданным звуком с указанием количества и порядка слов в предложении (фразы даются без предлогов и союзов). Например, в предложении "Мама купила Тане плюшевого мишку" дети называют сначала слова, в которых есть звук ш (плюшевого, мишку, затем определяют количество слов в данной фразе, их последовательность.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно выделяли слова с заданным звуком, четко произносили отрабатываемые звуки, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях.

№ 2 Упражнение на составление предложений.

Цель: Составлять предложения по «живой модели»

Оборудование: игрушка- кукла

Описание: Воспитатель берет куклу и показывает ее детям: «Скажите какая это кукла». Дети подбирают определения

Ты, Лена, будешь словом кукла, возьми игрушку и встань около меня. Ты Катя, будешь словом красивая, ты сказала это слово. Встань около Лены… Дети, что получится, если слово кукла (показывает на Лену) и слово красивая (показывает на Катю) произнести подряд, вместе? (Кукла красивая). Я поменяю слова местами (меняет девочек местами). Что теперь получилось? (Красивая кукла). Слово красивая –сядет, а выйдет слово любимая. Наташа, иди, ты сказала это слово. Ты, будешь словом любимая. Встань рядом со словом кукла. Дети, что получилось? (Кукла любимая или Любимая кукла). Слово кукла –попляши. Слово любимая –похлопай. Слово любимая- сядет на стульчик. Слово кукла – отдаст мне игрушку и тоже сядет на стульчик».

№ 3 Упражнение - работа с предложением.

Цель: Составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку

Описание: Воспитатель предлагает детям составить предложение со словом например, ИГРУШКА (любое другое слово). Опрашивает 5-6 детей, и каждый из них, составив предложение, называет количество слов в нем и слова по порядку, рисует схему.

№ 4 Упражнение- выкладывание предложений.

Цель: Продолжать учить (закреплять умение) выкладывать предложение с применением пройденных грамматических правил.

Описание: Например, предложение Сима и Соня играли.

Дети определяют количество слов в нем(4, называют 1-е,2-е, 3-е и 4-е слово. Затем выкладывают его буквами и фишками. После того, как предложение будет выложено на доске воспитатель спрашивает, какие звуки обозначены фишками («с», «СЬ», показывает буквы С с, говорит, что они обозначают звуки «с» и «сь». Дети заменяют фишки буквами и читают предложение с выделением ударных гласных звуков в словах

.

№ 5 Игра «Собери слова в предложение»

Цель: Составлять предложение из предложенного набора слов.

Описание: Воспитатель, согласно теме занятия подбирает слова и предлагает детям составить из слов предложения.

Например: Тема «Космос»

Ракета, космос, лететь, в.

Яркие, небо, большие, на звезды.

Корабль, на, летит, космический,Луна.

Мы, земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются и т. д.

№ 6 Упражнение «Собери предложение»

Цель: Из предложенных слов составить предложение.

Описание: Воспитатель предлагает детям из предложенных картинок выбрать слова, в названиях которых есть определенный звук. Определить какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения.

Например, из предложенных картинок выбрать слова, в названиях которых есть звук «т» : улитка, тыква, танк, тень, утенок, котенок, туфли, терка, телефон, паутина, утюг, утка, кот, вата. Назвать оставшиеся картинки. Какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения.

№ 7 «ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАСТЕТ».

Предложите ребенку послушать предложение и повторить его за Вами. Повторите предложение еще раз и добавьте еще одно слово. Попросите ребенка повторить и сказать какое слово Вы добавили. И т. д.

Например:

- Кошка сидит.

- Серая кошка сидит.

- Большая серая кошка сидит.

- Большая серая кошка долго сидит.

- Большая серая кошка долго сидит на окне.

- Большая серая кошка долго сидит у меня на окне. И т. д.

Когда ребенок освоит игру можно добавлять слова по очереди.

№ 8 «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Предложите ребенку послушать, какие слова Вы говорите и составить из них предложение. Слова должны быть связаны по смыслу. Но стоять в разброс.

Например: Гулять мы двор во идем

Варианты предложений :

- Мы идем гулять во двор.

- Мы во двор идем гулять.

- Гулять мы идем во двор.

- Идем мы во двор гулять. И т. д

Можно придумывать варианты предложений по очереди с ребенком.

Постепенно увеличивайте количество слов для составления предложений.

№ 9 «Я иду в поход и беру с собой»

Отличная игра на развитие памяти и расширение словарного запаса.

Дети встают в круг. «Я иду в поход и беру с собой…

- Рюкзак, - говорит первый ребенок, и передает мячик другому.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак и ложку, - говорит второй.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак, ложку и лодку, - говорит третий.

Также можно играть в сюжетные игры, придумывая сказку:

Жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает игрок, посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.

№ 10 Придумай сказку

•Самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

I вариант

Взрослый выразительно рассказывает стихотворение Т. Белозерова «Подснежники» :

Плакала Снегурочка, Там, где шла и плакала,

зиму провожая, трогая березы,

Шла за ней печальная, Выросли подснежники —

всем в лесу чужая. Снегурочкины слезы.

Обращается к детям: «Вот такие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. Если бы вы рисовали иллюстрацию к этому стихотворению, то что бы вы нарисовали? Попробуйте сами придумать сказку о подснежниках, такую же ласковую, как это стихотворение».

II вариант

Взрослый говорит: «Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинкам какую-то мелодию, которую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. Давайте придумаем сказку «Танцующие снежинки». Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная. Если захотите, можете потом нарисовать свою сказку».

III вариант

Взрослый предлагает : «Давайте пофантазируем и представим, что снится деревьям в зимнем лесу. А раз в сказке все может быть и, значит, деревья могут говорить и мечтать, то давайте расскажем, как одиноко и грустно деревьям без листьев, о чем они мечтают всю зиму и как снег укутывает их потеплее от стужи и морозов».

Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно предложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

Публикации по теме:

Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группеДидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе. ЦЕЛЬ: Формирование представлений о составе числа.

Картотека игр по ознакомлению с окружающем миром и развитию речи для детей первой младшей группы (2–3 года) «Наша группа» Цель: Расширять ориентировку в ближайшем окружении. Уточнять названия предметов мебели (шкаф для игрушек, диван, кресло, стол.

Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Знакомство с составом числа 7 из единиц»Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Знакомство с составом числа 7 из единиц» Цель: знакомство с составом числа семь из единиц. Задачи: продолжать знакомить с составом чисел из единиц, развивать ориентирование в тетради.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки»Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки» Цель: Расширять представления детей о предметах рукотворного мира. Задачи: Образовательная: закреплять представления детей о богатстве рукотворного.

Конспект НОД в средней группе детского сада «Составляем предложения по схеме» Задачи: • знакомство с понятием «предложение»; • формирование умения составлять предложения из двух — трёх слов без предлогов и союзов.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Читаем и запоминаем стихи о поздней осени. Составляем предложения» Задачи: • формирование умения составлять схемы предложений, сопоставлять слова и предложения как речевые единицы; • формирование умения.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Методические рекомендации к словесным играм со старшими дошкольниками Консультация для педагоговСегодня предлагаю вернуться ещё раз к рифмованным строкам и придумать новые забавы для летних деньков. Сразу оговорюсь,.

Открытый показ ООД по ознакомлению с природой «Встреча зимы» в подготовительной группеОткрытый показ ООД по ознакомлению с природой «Встреча зимы» в подготовительной группе Открытый показ ООД ФЦКМ ознакомление с природой «Встреча зимы» в подготовительной группе. Цель:Создание условий для развития познавательного.

Урок русского языка в 4 классе «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения» Тема: «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.» Класс: 4 УМК: "Школа России". Учитель: Кругликова Жанна Анатольевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по ознакомлению со словесным составом предложения в подготовительной группе
Опубликовано: 28 февраля 2023 в 14:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД