Картотека игр по речевому развитию

Надежда Москаева
Картотека игр по речевому развитию

Образование единственного и множественного числа имени существительного

Игра в мяч «Один – много»

Дерево - деревья, берег – берега, ветка – ветки, лист – листья, трава – травы, береза – березы, река – реки, шишка – шишки, тень – тени, стол – столы, гнездо – гнезда,

лес – леса, почка – почки, вода – воды, роща – рощи, камень – камни, облако – облака, волна – волны.

Отдельно обсудить с детьми такие слова: хвоя, небо, листва.

Игра «Раз хлопок, два хлопок, начинается игра»

Взрослый или ребенок называют любой предмет. Дети с помощью одного или двух хлопков определяют, единственное или множественное число.

Образование уменьшительной и ласкательной форм имени существительного и имени прилагательного.

Игра в мяч «Назови ласково»

Береза-березонька; трава – травка, травушка; сосна – сосенка, сосёнка, ель – елочка; дерево – деревце; тень – тенечек; пень – пенечек; ветка – веточка; лист – листик, листочек; лес – лесочек; куст – кустик; стебель – стебелек; лепесток – лепесточек; роща – рощица; камень – камешек; галька – галечка; песок – песочек; берег – бережок; река – речка, реченька; вода – водичка; облако – облачко; солнце – солнышко; дождь - дождик; ветер – ветерок, ветерочек.

Игра «Большой – маленький» (показать руками)

Тонкая - тоненькая, толстый – толстенький, легкий – легонький, мягкая – мягонькая, низкий – низенький, длинная – длинненькая.

Образование глаголов.

Игра «Мяч лови, действие назови».

Воспитатель бросает детям мяч и задает вопросы:

- Что делает (-ют) береза, река, листья, облака, ветви, лес, тень, Дюймовочка, доктор Айболит, Незнайка.

Игра «Куда попал мячик?»

Ребенок бросает мяч в панно (картинки) на стене, называет предмет, в который попал, и действия, которые он может совершать.

Игра «О ком (о чем) можно так сказать?»

Воспитатель называет слова, а дети подыскивают соответствующие предметы на панно, к которым эти слова относятся. Например: «О чем можно сказать: растет, течет, плывет, набухают, качаются, шелестят, блестит, дует, распускаются, ползают, летят, вьют, поют, щебечут, порхают, плавают, плывут, зеленеет?»

Образование падежных конструкций.

Именительный падеж существительных.

Игра «На картинку посмотри и такую же найди»

Ребенку предлагаются репродукции различных картин, на которых есть те же объекты, что и на предметных картинках. Задание: отыскать пары и поставить вопросы: кто? что?

Родительный падеж существительных.

Игра «Любопытный к нам идет, сто вопросов задает»

- Чего не хватает реке, чтобы растаял лед?

- Чего не хватает земле, чтобы зазеленела трава?

- Чего не хватает тучам, чтобы засияло солнце?

- Чего не хватает Буратино, чтобы открыть волшебную дверь?

- Чего не хватает Карлсону, чтобы работал мотор?

- Кого из персонажей нет на картинке, чтобы получилась сказка о Красной Шапочке?

Предложный падеж существительных.

Игра «Кто (что) где живет?»

Дети получают предметные картинки с изображением разных животных, листьев, веток деревьев, цветов. Задание: найти на картине место каждому и назвать его.

Игра «Где что (кто) находится?» (Отвечает тот, кому бросают мяч).

Звери – в лесу. Рыба – воде. Березовые листья -? Сосновая хвоя -? Облака -?

Тени -? Муравьи -? Грибы, ягоды - ?

Игра «На картинку посмотри, одним словом назови, где живут – скажи»

В … водятся: окунь, лещ и щука. Это - …

В … поспели земляника, черника, брусника, Это - …

В … много маслят, лисичек, рыжиков. Это - …

В … живут лиса, медведь, заяц, волк, белка, еж. Это -…

На … слышны голоса соловьев, дроздов, синиц. Это -…

В … растут березы, сосны, ели. Это - …

Игра «Скажи одним словом и назови место обитания»

В … много-много рыб (дети говорят: косяк).

В … много-много волков – (стая).

В … много-много птиц – (стая).

В … много-много комаров – (рой).

На … много-много листьев – (листва).

Публикации по теме:

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста Игры по ознакомлению с цветом “ Найди цветок для бабочки “ Задачи:Познакомить с названиями цветов (красный, синий, желтый, зеленый, развивать.

Занятие по речевому развитию «Что я делаю?»Занятие по речевому развитию «Что я делаю?» Что я делаю? Це ль: научить детей называть действия словами,произносить простые предложения. Воспитатедльница заранее готовит для игры.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Былина» Картотека дидактических.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. "Большая и маленькая куклы". Цель: различать и называть.

Картотека игр по развитию монологической речи от 3 до 7 лет 2-я младшая группа: 1) Игра «Что сначала, что потом». Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия.

Картотека игр по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Игра «Поезд» № 1 Цель: Развивать речевое.

Картотека упражнений по развитию общей моторики Картотека упражнений для развития общей моторики старшая группа Мир вокруг Дождик Раз, два, три, четыре, пять – Вышел дождик.

НОД по речевому развитию «Праздник Победы» Программное содержание 1. Образовательные задачи: выяснить, что знают дети об этом великом празднике; - помочь запомнить и выразительно.

НОД по речевому развитию «В гостях у сказки» Программное содержание: Продолжать учить детей описывать предметы по их внешнему виду, употребляя в своей речи прилагательные в единственном.

Занятие по речевому развитию «Фрукты» Тема: Фрукты. Задачи: 1. Познакомить детей с единственным и множественным числом; 2. Развивать коммуникативные навыки, развивать словарный.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Лето
Автор публикации:
Картотека игр по речевому развитию
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 21:01
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

«Оригами». Развитие мелкой моторики в группе компенсирующей направленности
Работая с детьми, преследуя свои цели, нужно всегда помнить о ребенке, его интересе, потребностях. Выбирая кружок, много мыслей было в голове, но...
Фотоотчет «Летняя изостудия»
Развитие творческих способностей детей в летний оздоровительный период во второй младшей группе «Дельфинчики» 2019 год. Для развития творческих...
Коллаж «Осень в парке!»
Коллаж "Осень в парке! " В рамках реализации годового плана в нашем детском саду прошла выставка рисунков «Золотая осень 2019». Мы с детьми нашей группы...