МААМ-картинки

Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме «Перелётные птицы» для детей 6–7 лет

Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме «Перелётные птицы» для детей 6–7 лет

Лексическая тема : «Перелётные птицы»

Задания

-Закрепить представления детей о перелетных птицах.

-Уточнять и расширять представление о жизни птиц, и растений в весенний период (перелётные птицы возвращаются в родные края, вьют гнёзда, выводят птенцов;) ;

- Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным предложением; учить описывать птиц;

Публикация «Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме „Перелётные птицы“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

- Развивать двигательную память в ходе выполнения физических пауз, согласовывать движения с речью.

- Воспитывать чувства доброты и любви к живой природе, уважительное и бережное отношение к ней, окружающему нас миру

Существительные: Птица, грач, ласточка, гусь, утка, селезень, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, соловей, стая, клин, косяк, вереница, отлёт, перелёт, голова, глаз, клюв, туловище, грудка, крыло, хвост, лапка, оперение, перо, пух, яйцо, гнездо, скворечник, птенец, корм, насекомое.

Прилагательные: Перелётная, водоплавающая, быстрая, пёстрая, певчая, заботливая, юркая, голодная, сытая, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная.

Глаголы: Петь, кричать, щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать, плавать, нырять, сидеть, клевать, вить, нести, высиживать, заботиться, кормить, голодать, кружить.

Наречия: Громко, весело, холодно, голодно, быстро.

Грамматические категории:

• Образование приставочных глаголов.

• Образование мн. числа существительных в им. и род. падежах.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

(выполняйте вместе с детьми, при каждом названии птицы разгибайте палец на руке сжатой в кулак)

«Птичек стайка»

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек-стайка

Эта птичка-соловей, эта птичка-воробей.

Эта птичка- совушка, сонная головушка.

Эта птичка- свиристель, эта птичка- коростель.

Эта птичка- скворушка, серенькое перышко.

Это- зяблик, это-стриж, это-развеселый чиж.

Ну, а это -злой орлан. Птички, птички по домам!

(Сжать пальцы назад в кулак)

Физкультминутка “Улетают – улетел”

«Кукушка»

У леса на опушке, (стоят на носочках и тянутся за руками вверх)

Высоко на суку,

С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

Внизу бежит речёнка (присели, волнообразные движения рук)

По желтому песку.

Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку!

Зеленые лягушки (сидя на корточках, подпрыгивают как лягушки)

Попрыгали в реку.

Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

«Ласточка»

Ласточки летели, (бегут по кругу, машут руками)

Все люди глядели.

Ласточки садились, (приседают)

Все люди дивились.

Сели, посидели, (руки опускают за спиной)

Взвились, полетели,

Песенки запели. (бегут по кругу)

Стая птиц летит на юг. (бегут по кругу, машут руками)

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать, (энергично машут руками)

Надо крыльями махать.

Птицы стали собираться, (бегают врассыпную)

На поляне все садятся. (приседают)

Предстоит им долгий путь,

Надо птицам отдохнуть.

И опять пора в дорогу. (встают, машут руками)

Вот и юг. Ура! Ура! (бегут по кругу)

Приземляться нам пора. (приседают)

«Грачи»

На этой неделе грачи прилетели. («летят» по кругу)

Хоть трудна была дорога, (останавливаются)

Старший грач прикрикнул строго: (грозят пальчиком)

«За работу! Дела много!» (повороты туловищем)

Помни сам, других учи,

Да по-настоящему: (машут «крыльями»)

Наши черные грачи («летают» по кругу)

Птицы работящие!

Вторник.

Развитие грамматического строя речи

1. Упражнение «Один - много»

- Грач (грачей) .

- Аист (аистов) .

- Жаворонок (жаворонков) .

- Скворец (скворцов) .

- Ласточка (ласточек) .

- Кукушка (кукушек) .

- Птица (птиц) .

- Гнездо (гнёзд) .

- Птенец (птенцов) .

2. Д/игра «Назови детеныша»

Я буду называть взрослую птицу, а вы будите называть птенцов этой птицы.

- Грач (грачонок - грачата) .

- Скворец (скворчонок - скворчата) .

- Кукушка (кукушонок - кукушата) .

- Аист (аистенок – аистята) .

- Жаворонок (жаворушонок – жаворушата) и т. д.

3. Д/игра «Какой?»

Это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит скворец какой? -Короткохвостый.

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит какая ласточка? – Длиннохвостая.

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.

У него чёрное крыло? – Чернокрылый.

4. Д/и «Подбери противоположное слово»

- Одни высокие, а другие… (низкие)

- Одни большие, а другие … (маленькие)

- Одни толстые, а другие … (худые, тонкие).

- Одни яркие, а другие… (бледные, тусклые).

- Одни светлые, а другие… (тёмные).

- Одни хрупкие, а другие….(сильные)

5. Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.

Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют.

6. Игра «Назови ласково»

Скворец-скворушка,

Журавль-журавушка,

Лебедь-лебедушка,

Кукушка-кукушечка,

Утка-уточка,

Соловей-соловушка. И т. д.

- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

Бесседа

Давайте все вместе хорошо подумаем и ответим на вопрос: «А что произойдет, если птицы вдруг не вернуться к нам весной?»

• Некому будет защищать наши парки, сады, огороды от вредных насекомых.

• Некому будет разносить по земле семена деревьев и цветов.

• Мы никогда не услышим их чудесных песен.

И еще один вопрос «А как мы можем оберегать птиц и помогать им

• Нельзя уничтожать насекомых, птицы питаются ими.

• Нельзя разрушать гнезда птиц, они выводят в них птенцов.

• Нельзя стрелять в птиц из рогатки, можно их поранить.

Птицы наши помощники. Не обижайте птиц, птицы наши друзья. Пригласите их в сад или двор. Для этого надо смастерить вместе с детьми птичьи домики и повесить их в вашем дворе или саду. И птицы будут знать :

Среда.

Развитие грамматического строя речи

1. Выучить скороговорку:

Летели лебеди с лебедятами.

2. Упражнение “Считай и называй”.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с сущ., навыка счета в пределах 5-ти. ]

Птица, скворец, соловей, ласточка, утка, журавль, и т. д.

3. Д/игра «Продолжи предложение, найди причину».

- Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми (почему….Потому что насекомые прячутся и им не чем питаться.

- Дятла можно назвать лесным доктором (почему….Потому что он достаёт жучков и насекомых из-под коры.

- Кукушка не высиживает своих птенцов (почему…. Потому что она не вьёт себе гнезда.

- Все люди любят слушать соловья (почему…Потому что красиво поёт, заливается.

- Весной перелётные птицы возвратятся назад (почему…Потому что им надо выводить птенцов

4. Д/игра «Назови, со словом нет».

Учить образовывать существительные в родительном падеже.

Птицы- нет птиц

Ласточка – нет ласточки

Соловей – нет соловья

Скворец – нет скворца

Аист – нет аиста и т. д.

5. Д/игра «Как птицы улетают на время зимы в теплые страны, а когда наступает весна возвращаются?»

Воспитатель: Я буду говорить предложение, а вы помогите мне его закончить.

(После ответа детей на доску выставляется схематическая картинка). Картинка прилагается.

Воспитатель: А я вас попрошу ребята найти подходящую картинку к этому предложению.

Ласточки, грачи, скворцы улетают … (Стаей).

Журавли улетают … (Клином).

Кукушки улетают … (Поодиночке).

6. Д/игра «Какой птички не стало?»

Логопед: А сейчас картинки с птичками будут прятаться от вас, а вы назовите мне какой птицы не стало. (Дети закрывают глаза, а логопед в это время убирает одну картинку. Игра повторяется 4 – 5 раз. Дети дают ответ в родительном падеже по образцу: Не стало цапли. Не стало грача. Не стало кукушки. Не стало аиста. И т. п.)

7. Отгадай загадки

На шесте дворец.

Во дворе певец.

А зовут его. (скворец).

Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).

Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поет, поет (жаворонок).

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).

Четверг.

Беседа с детьми

Вот и наступила середина весны. Весну часто в народе называют «Весна - красна», потому что весной все красивое. Появляются трава и листья на деревьях, начинается цветение растений, прилетают птицы и поют свои песни, пробуждаются от зимней спячки животные, солнце ярче светит и пригревает.

Чтение детям

Прочитайте детям стихотворение и предложите им повторить все приметы весны о которых говорится в стихотворении:

«Весна»

Весело аукнула из лесу весна.

Ей медведь откликнулся, проурчав со сна.

Поскакали зайчики к ней, прилетел к ней грач.

Покатился ежик к ней, как колючий мяч.

Всполошилась белочка, глянув из дупла,

Дождалась пушистая света и тепла!

Гордо приосанился посветлевший бор;

На ветвях коричневых грянул птичий хор.

(Л. Аграчева)

Беседа

Каждый год перелетные птицы приносят нам на крыльях весну. Перелетные птицы-это те птицы, которые с наступлением холодов улетают пережидать их на юг.

Почему птицы вообще перелетают? Улетают птицы вовсе не потому, что мерзнут. У них прекрасное утепление из перьев, но им еще необходимо поддерживать обмен веществ внутри организма: питаться. Именно наличие пищи определяет время отлета пернатых. Первыми улетают птицы, питающиеся насекомыми. Ведь их пищи в какой-то момент становится недостаточно, насекомые прячутся, и птицы отправляются южнее, чтобы прокормить себя. Затем, вместе с промерзанием почвы, улетают и птицы, питающиеся травой, семенами деревьев и растений. До конца держатся крупные водоплавающие представители птиц. До тех самых пор, пока их водоемы не покроются ледяной коркой.

Но вот пришла долгожданная весна и перелетные птицы снова возвращаются к нам, начинают вить гнезда для того чтобы отложить в них яйца и высидеть птенцов

Задание1. «Составь из двух слов одно сложное».

У цапли длинные ноги, поэтому ее называют. (длинноногой).

У соловья звонкий голос, поэтому его называют.

У трясогузки длинный хвост, поэтому ее называют.

У грача черные глаза, поэтому его называют.

У ласточки быстрые крылья, поэтому ее называют.

У журавля острый клюв, поэтому его называют.

У гуся красные лапы, поэтому его называют.

У аиста тонкая шея, поэтому его называют.

У утки короткий хвост, поэтому ее называют.

Задание 2. «Назови птенцов»

У утки – утята. У гуся – гусята

У аиста – аистята. У грача – грачата

У скворца– скворчата. У соловья – соловьята

У журавля – журавлята. У кукушки – кукушата

У лебедя –лебедята. У жаворонка-жаворончата

Задание 3. «Назовите перелетных птиц на картинке см Приложение

4. Тексты для пересказа

«Журавли» (Иван Соколов-Микитов).

В далёком детстве с особенной радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь.

— Журавли! Журавли! — громко кричали мы, радуясь прилёту весенних гостей.

Журавли летели стройными косяками. Они возвращались из далёких тёплых стран. Покружив над болотом или над берегом реки, они иногда садились, чтобы отдохнуть и подкрепить свои силы после далёкого пути.

Во время прилёта журавлей уже оживала, тёплым дыханием дышала земля. На полях, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, заливались песнями жаворонки, цвела черёмуха, над золотыми пуховками ивы гудели пчёлы. Журавли летели на север к знакомым родным болотам, где каждый год они выводили и выращивали своих долгоногих птенцов.

Уже поздней осенью, когда с деревьев опадал золотой и багряный лист, журавли возвращались на юг. Они летели такими же стройными косяками, и нам казались печальными прощальные их голоса.

— Прощайте. Прощайте. — кричали нам с неба улетавшие журавли.

Некогда мне довелось близко наблюдать журавлей. Я охотился на глухарином току возле большого зыбкого, почти непроходимого болота. Ночуя в лесу, много раз на рассвете я слышал, как водят хороводы, громко кричат на болоте журавли. Пробравшись к болоту, спрятавшись в густых кустах, я наблюдал в бинокль за журавлями. Собравшись в широкий круг, размахивая сильными крыльями, журавли трубили и плясали. Это был весенний свадебный журавлиный праздник. Я не тревожил журавлей, готовивших свои семейные гнёзда. В летние и осенние ясные дни в поисках корма журавли вылетали с болота на соседние крестьянские поля, бродили по ним вместе с деревенским стадом.

Пойманного молодого журавля очень легко приручить. Ручные журавли ходят вместе с курами и другими домашними птицами. В прежние времена таких ручных журавлей нередко держали для охраны домашних молодых птиц. Зоркий наблюдательный журавль не позволял крылатому хищнику — ястребу или вороне — убить или похитить цыплёнка. Ступая на длинных своих ногах, одним глазом всё время поглядывал ручной журавль в небо и, если показывалась хищная птица, издавал тревожный крик, который куры, индюшки, цыплята хорошо понимали.

Путешествуя некогда по Северу нашей страны, на лесном аэродроме, где стояли небольшие самолёты, я увидел ручного журавля. Он безбоязненно ходил по аэродрому, как бы следя за общим порядком. Иногда он улетал в лес на болото и скоро возвращался. Об этом ручном журавле мне уже приходилось однажды писать. Знакомые лётчики рассказали мне, что в осенние дни, когда над аэродромом пролетали косяки журавлей, их любимец-журавль беспокоился, издавал призывный крик. Журавлиные стаи кружили над аэродромом, и однажды ручной журавль не выдержал — поднялся в небо, улетел на юг вместе с земляками.

Пятница

1. Беседа

Самые первые прилетают грачи. Грач-большая птица, ходит важно, тугим крылом поблескивает, клювом землю ковыряет, червяков да личинок из нее вытаскивает.

За грачами прилетаю скворцы. Они собираются стаями, кочуют по полям, отыскивают корм. Они ходят большими шагами, всюду всовывают свой длинный клюв, уничтожают различных насекомых.

Одновременно со скворцами прилетают трясогузки. Спинка и бока у трясогузки серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные. Она бегает на своих длинных, тонких лапках и трясет своим хвостиком в поисках насекомых.

Из –за того, что при движении у нее трясется хвостик, эту птицу и прозвали трясогузкой.

Пригреет солнышко, зазеленеет трава, появятся листья на деревьях, тогда из теплых стран вернутся другие перелетные птицы : соловьи, иволги, кукушки, ласточки, зяблики, журавли, цапли, лебеди, гуси, жаворонки. И начнут вить гнезда.

Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам-выстилают сухой травой и мелкими ветками. Ласточки строят гнезда, под крышами, карнизами, балконами домов. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из размокших комочков

глины и земли после дождя. Соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы или камыша, устраивает гнездо прямо на земле. Скворцы любят старые парки и леса, где много дуплистых деревьев. В дуплах они строят гнезда. А еще селятся в скворечниках, которые строят и развешивают на деревьях люди. Аист устраивает свое гнездо на видном месте, крыше дома или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток. Лебедь, цапля и утка селятся на берегу рек и озер, там же в зарослях камыша они вьют свои гнезда. И только кукушка не вьет гнезда, а подбрасывает свои яйца в гнезда к другим птицам, после чего сразу улетает на юг

Публикации по теме:

Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь»Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему "Одежда и обувь" На организованной деятельности по окружающему.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека игровых упражнений на прогулке для детей 5–7 лет Игровые упражнения для детей 5- 7 лет. 1. «Ловкие ребята». Играющие распределяются на тройки и встают треугольником (расстояние между детьми.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Одежда» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Мы собираемся гулять» Лексика: I. Одежда, брюки, рубашка, шорты, платье, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, обувь,.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Кто живет на Севере» Лексика: I. Белый медведь, олень, пингвин, морж, Север, снег. Плавать, охотиться, бегать. Холодно.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме «Перелётные птицы» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 17 октября 2023 в 15:25
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД