Получи документы

Картотека «Мордовских игр»

Дюжина Татьяна
Картотека «Мордовских игр»

Картотека игр

«Мы в Мордовии живём»

Мордовские игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Публикация «Картотека „Мордовских игр“» размещена в разделах

Мордовская игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

ЗАДАЧИ:

1. Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации знакомых мордовских народных игр. Учить выполнять правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать в игре свои результаты и результаты товарищей.

2. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности.

Название игры

Описание игры

Правила игры

«В ключи»

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

Дядя (тётя, у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:

Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

«В платки»

(«Пацинесэ» — эрз., «Руцяняса» — мокш.)

Участники игры выбирают старика и старуху. Остальные игроки — платки. Старуха окрашивает платки в разные цвета. Платки садятся на землю. Приходит старик, садится и говорит:

Сюк, сюк, бабакай Здравствуй, бабушка!

Озак, батькай! Садись, батюшка!

Маряйне, руцятне улихть? Слышал платки у тебя есть?

Улихть, да аф рамавихть. Есть, да ты не в состоянии купить

Монь кафта сундукт ярмаконе. У меня два сундука денег.

Руцятнень рамасайне. Смогу купить твои платки.

Рамайть. Покупай.

После этого старик отгадывает какого цвета платки у старухи. Если старик угадывает цвет платка, то этот платок бежит в сторону, а старик догоняет его. Догнав платок, он забирает его себе. Если же старик не догоняет платок, возвращается на свое место. А старуха окрашивает этот платок в другой цвет. Старик отгадывает снова. Игра продолжается до тех пор, пока старик не купит все платки.

Ловить платки можно только до противоположной линии площадки. Старику запрещается ловить, пока он не встал. Не добежав до определенного места, платок не имеет права вернуться назад.

«В курочек»

(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

«В голубей»

(«Гулинесэ» — эрз., «Гуляняса» — мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится четырехугольник и по углам становятся четыре играющих, а пятый — тоскующий. Тоскующий подходит к одному из играющих и говорит:

Коса гуляце? Где гуленька?

Мелявтам, эшис ваясь. Тоскую, в колодце утонула.

Мезема? Почему?

Позада симема! Брагу пить!

После этих слов играющие перебегают на новые места. Тоскующий получает возможность занять место в углу, и кто-то остается без места.

И игра повторяется сначала.

Уголок занимает тот, кто первым попал туда. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится тоскующим.

«Палочка-стукалочка»

(«Палкине- стукамка» — эрз., «Палканят — чакама-ня» — мокш.) Необходимы по количеству играющих маленькие палочки длиной 10 см и большая доска до 1 метра. Эта доска кладется одним концом на опору, другим на землю. На конец палки, лежащей на земле, аккуратно кладут маленькие палочки. Когда все готово, выбирают сторожа. Для этого один из играющих — матка — мажет незаметно для других палец сажей или карандашом, зажимает пальцы в кулак. Игроки указывают на один из зажатых пальцев. Кто выбирает вымазанный палец, тот и водит.

Матка подходит к доске и не сильно стукает ее по короткому концу так, чтобы в воздух взлетели маленькие палочки. Сторож спешит собрать и собрать обратно. Играющие тем временем прячутся. Сторож разыскивает спрятавшихся, а они стараются незаметно добежать до доски и снова разбросать палочки. Если кому-либо удается это сделать, сторож снова собирает палочки, а игроки перепрятываются. Если же сторож опередит и застукает того игрока, который бежал к доске, то сторожем становится постано-виться. Игра продолжается. Чтобы никто не тронул палочки, сторож, найдя кого-либо из прятавшихся, быстро подбегает к доске и громко называет имя найденного, который останавливается и больше не прячется.

Салки

(«Варенец понгома» -эрз., «Варяняс повома» - мокш.) Ямки-салки роют по размеру мяча (3 — 4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5 — 1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим. Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

«В ножки»

(«Пильгинесэ» — эрз., «Пильгонякс» — мокш.) Из числа играющих выбираются два игрока, которые садятся на землю, упершись друг в друга ступнями ног. Остальные прыгают через их ноги. Если прыгающие не задевают ног сидящих, то те поднимают ноги выше, чтобы прыгать было труднее. Прыгун, коснувшийся ногой или рукой кого-либо из сидящих, занимает его место.

Игра продолжается.

Вариант: ноги — вместе, на расстоянии друг от друга, от пола, одна нога выше, другая ниже. В момент прыжка можно отталкиваться одной ногой (правой или левой). Если прыгун коснется ногой или рукой кого-либо из сидящих, то занимает его место.

«В коровку»

(«Скалнэ» — эрз., «Тракскакс» — мокш.) Зимний вариант игры

Из числа играющих выбирается сторож. Остальные образуют круг, в середине которого он становится, возле его ног льдинка. Сторож ударом ноги отсылает льдинку от себя, стараясь попасть ею по ноге любому из играющих. В кого попадет, тот и начинает водить. Если игрок успевает подпрыгнуть и льдинка не задела его ноги, сторож продолжает водить.

Правила игры. Бросать льдинку можно только с середины круга.

Летний вариант игры

Из числа играющих выбирается сторож. Остальные дети образуют круг, в середине которого он становится. Игроки перебрасывают мяч над головой сторожа так, чтобы он не смог коснуться мяча рукой.

Если сторожу удается перехватить мяч, его заменяет тот игрок, кто последним бросил него. Сторож старается коснуться мяча рукой, находясь в середине круга.

Круговой»

(«Мячень кунсема» —эрз., «Топса налхкеема»—мокш.) Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто — за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли — не считается. Остальные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

«Раю — раю» Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю — раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела? Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

«Кунцинякса» Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:

Экта, пекша, чуктане,

Абыль, фабыль, доманне.

Экс, пес, пуля некс,

Наволь!

Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Догоняющий старается коснуться рукой одного из убегающих. Пойманный выходит из игры. Когда остались три — четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.

«Игра в бусы»

(«Эрьгинесэ» — эрз., «Крганяса» — мокш.) Играющие — девочки (5 — 7 человек). У каждой девочки по бусинке. По количеству играющих делаются горки из песка или земли. Очередность выбора горки и ведущей определяется с помощью палки. Каждый играющий хватается за палку рукой. Кто за кем успеет ухватиться, так и будет выбирать горку. А тот, чья рука окажется наверху, будет ведущим. Последний собирает у всех игроков бусинкии прячет их вместе в одной из горок. В это время играющие отворачиваются или закрывают глаза, чтобы не видеть, в какой горке прячутся бусинки. Затем поворачиваются и поочереди начинают выбирать себе горку. Выигрывает тот, кто выберет горку с бусинками, которые он забирает себе. Игра продолжается. Когда водящий прячет бусинки, играющие не должны подглядывать.

«В чиж» На ровной площадке чертится круг. В середину круга кладется чиж — палочка длиною 20 — 25 см, заостренная с обеих сторон. Игрок, успевший раньше других крикнуть «Чур!», первым начинает выбивать чиж из круга палкой длиною 1 м, заточенной на конце. Каждый из играющих берет палку, подбрасывает чиж и подкидывает вверх до тех пор, пока чиж не упадет на землю. Сколько раз он подкинул чиж, столько же раз выбивает его из круга. Первый игрок ударом палки подбрасывает чиж вверх, после чего вторичным ударом старается послать его как можно дальше в сторону. Другой игрок пытается загнать чиж в круг. Если у него это не получается, первый подходит и гонит чиж в круг сам. Тогда второй игрок выбивает его из круга. При этом первый считает, сколько раз тот ударил по чижу, так как каждому игроку можно ударить по чижу столько раз, сколько оговорено заранее. Когда все игроки ударят по нему положенное число раз, тогда начнут состязаться в «макули». «Макули» — это бег на одной ноге за выбитым чижом, подпрыгивая, с криком «ма — ку — ли — и — и!». На бегу он нужно непрерывно тянуть это слово. Если он не успевает добежать до круга, то останавливается там, где сделал вздох. Так продолжается до тех пор, пока проигравший не принесет чиж в круг. Игра начинается сначала. Игрок должен непрерывно тянуть слово «макули». Если он не успевает добежать до круга, то останавливается там, где сделал вздох.

«Клёк» Для игры необходим инвентарь: клек — круглая палочка длиной 20 — 25 см, биты — палки длиной 70 — 80 см, диаметром 5 см, с затесанными концами вместо ручки.

На ровной площадке чертится квадрат (1 х 1 м). Внутри него второй квадрат (15 х 15 см)—для клека. От центра квадратов на расстоянии 6 — 8 шагов чертится линия, на которой выкапываются лунки по количеству играющих. Считалкой выбирают сторожа. Взяв биту, каждый из играющих занимает лунку, становится в нее одной ногой. Сторож находится сбоку квадрата, в таком месте, чтобы бита в него не попала.

Играющие бьют по очереди по клёку, стараясь выбить его из квадрата. Сторож бежит за вылетевшим клёком, а игрок, выбивший его, бежит за своей битой. Сторож стремится быстро поставить клек на место и занять пустующую лунку. Если бита не выбита, то ребенок ждет следующей попытки. Игра продолжается. Бить битой можно только не выходя из лунки. В противном случае попадание не засчитывается. Во время броска биты сторож должен находиться сбоку квадрата в таком месте, где биты не могут попасть в него. Если сторож займет лунку, не успев поставить клёк на место, он может бросить его на кон, стоя в лунке.

«В бабки» На ровной площадке отмечается кон (линия, на котором каждый игрок ставит бабку. Расстояние между ними — 25 — 30 см. Бабка — это круглая чурка высотой 25 -30 см. От кона на расстоянии 10 м проводится черта, где выстраиваются игроки с битами в руках. По условию бьют по очереди. Цель игры — выбить из кона все бабки. Каждый играющий бьет один раз. Игрок, метнувший биту, берет с кона вышибленные из строя бабки. Если с одного удара игрок выбьет весь кон, каждый ставит снова свою бабку, в том числе и выигравший кон. Игра начинается снова, если все биты брошены, а на кону остались бабки, но, предварительно, все игроки добавляют по одной бабке к оставшимся.

«В платочки»

Средняя группа (Руцяняса (мокша, пацинесэ (эрзя) «В платочки» играли маленькие девочки и мальчики зимой в избах. В эту игру можно играть и в группе, и в зале. Играющих можно набрать до 10 человек, чтобы водящий мог запомнить их имена. Дети называют себя разными именами: «колокольчики», «цветок», зайчик» и т. д. и вслух называют свои имена водящему. Потом завязывают ему глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот, после произношения какого-нибудь приговора или считалки говорит, что он пойдёт играть, начинает ловить играющих. Когда поймает, должен узнать его – назвать имя, выбранное игроком. Затем водит тот, чьё имя угадано. Если водящий долго не может поймать кого-нибудь, то игроки должны подать ему голос. Игроки не должны прятаться друг за другом и не убегать за пределы условленных границ.

«В зайчиков» (2-ая младшая группа)

(«Нумолняса» (мокша, «нумолкинесэ» (эрзя) «В зайчиков» играют весной, летом и осенью мальчики и девочки вместе. Один игрок становится «собачкой», остальные. - «зайчиками». «Собачка» отходит в сторону за условленную черту, а «зайчики» разбегаются по всей площадке. «Собачка» начинает ловить «зайчиков», а они при её приближении садятся на корточки. Пока «зайчики» сидят, их ловить нельзя. Как только они начинают бегать «собачка» устремляется за ними. Кого «собачка»поймает, тот тоже начинает ловить «зайчиков». Когда все «зайцы» будут пойманы игра начнётся сначала. Чтобы дети не путали «собачек» и «зайцев», нужно ребёнку, кто стал «собачкой» крикнуть: «Я тоже собачка». Или водящий говорит, что тот или та стали «собачками».

«В круги» (средняя группа)

(«Кругса» (мокша) «Кругсо» (эрзя) Игра «В круги» напоминает игру «В слепую старуху». Дети берутся за руки, образуют круг, ходят и приговаривают.

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок,

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись.

Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору, длине волос и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается. После каждого узнавания игрока, дети снова становятся в круг, игра начинается сначала.

Публикации по теме:

Картотека занимательных игр Игры на формирование умения определять линию развития объекта. "Чем был – чем стал" для детей 3-5 лет Правила игры: Первый вариант: Ведущий.

Картотека игр ко Дню снеговикаКартотека игр ко Дню снеговика Картотека игр ко Дню снеговика 18 января весь мир отмечает Международный День снеговика. Такая идея пришла коллекционеру Корнелиусу Грётцу.

Картотека хороводных игр Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание.

Картотека игр на Масленицу КАРТОТЕКА ИГР. Игры на Масленицу 1. Заря Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и.

Картотека игр ко Дню птицКартотека игр ко Дню птиц Картотека игр ко Дню птиц 1. Игра «Найди перелётных птиц» Напротив каждой команды лежат картинки с изображением птиц. Первый игрок бежит,.

Картотека игр «Лошадки»Картотека игр «Лошадки» Картотека игр «Лошадки» 1. «Лошадки-игрушки» «Много игрушек-лошадок есть у ребят, но бывают и лошадки-качалки. Вот как эта… (Показ кукольной.

Картотека народных игрКартотека народных игр Картотека народных игрРусские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались.

Картотека «Загадки про юлу» Моя картотека загадокЮла, волчок*** Кружусь, верчусь и мне не лень вертеться даже целый день. (юла) *** Танцует крошка, а всего одна ножка.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять надсистемные связи. Игра: «Где живёт» (с 4 – х лет)Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения сравнивать системы. Игра «Теремок» (с 4-х лет)Правила игры: У детей в руках различные предметные картинки. Ведущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека «Мордовских игр»
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 11:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД