Горбунова Елена Анатольевна
Картотека речевых игр на развитие речевого и фонематического слуха для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ромашка»
Картотека речевых игр на развитие речевого и фонематического слуха для детей подготовительной группы.
Составила: воспитатель Горбунова Е. А.
Г. Семенов
2022г.
1. Игра «Слушай и выполняй»
Цель: Формировать умение у ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.
Публикация «Картотека речевых игр на развитие речевого и фонематического слуха для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Оборудование: различные игрушки и предметы, окружающие ребенка.
Описание. Ведущий дает одному из детей задание, например, взять куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил (а) куклу в коляску». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и положил его на стол (около стола)».
2. Игра «Живые звуки»
Цель: наглядно показать ребенку слияние звуков для образования слога.
Описание. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем учиться составлять слоги», сначала на примере слияния гласных (АУ, УА, ОИ, УО и т. д., затем обратные слоги с простыми согласными (AM, ОТ, УП, ИН и т. д.). При их составлении выбираются двое детей (или ребенок и взрослый) : один из них будет выполнять роль гласного звука (например [А], другой - согласного (например [М]). Играющие встают рядом на небольшом расстоянии. Начинает игру «гласный», он долго протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «подружились», получился слог AM. После того как дети усвоят образование слияний гласных и обратных слогов, они учатся составлять прямые слоги. Для этого дети меняются местами: «согласный» начинает игру, а «гласный» идет ему навстречу.
3. Игра «Постучим»
Цель: развить слуховое внимание, умение передавать заданный ритмический рисунок.
Оборудование: барабан или бубен.
Описание. Взрослый задает ритм, стуча по барабану или бубну, ребенок слушает удары, закрыв глаза, а затем повторяет ритм и количество ударов, похлопав в ладоши, потопав ногой или подпрыгнув заданное количество раз.
4. Игра «Назови одинаковый звук в словах»
Цель: развивать фонематический слух, формировать умение слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Описание. Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с, который есть в этих словах.
5. Игра «Отвечай – не торопясь»
Цель: совершенствовать фонематический слух, умение называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.
Описание. Предложить детям несколько заданий на сообразительность, проверить, как они научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
• Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья)
• Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха)
• Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог)
• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
• Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики)
6. Игра «Поймай слово»
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Описание. Педагог говорит, что все слова рассыпались на звуки. Он будет называть звуки, а дети составлять из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
7. Игра «Крестики – нолики»
Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.
Описание. У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если педагог произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом педагога. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
Х О Х
Х Х Х
О Х О
8. Игра «Договори слог или слово»
Цель: развивать слуховое внимание, сообразительность, расширять словарный запас.
Описание. Педагог просит договорить слова, добавляя к ним по одному слогу.
Мы продолжили иг… (ру).
Дом стоит на го… (ре).
Кипит наш самов… (ар).
У меня вед (ро).
Можно попробовать добавить 2 слога к начатому слову и целое слово по смыслу:
Я в зеленку угодил – плачет бедный кро… (кодил).
Мишенька играл в футбол и забил ребятам (гол).
9. Игра «Испорченный телефон»
Цель: Развивать у детей слуховое внимание.
Описание. Игра проводится в группе из 5-8 детей. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, и невнятно произносит его на ушко соседу. Следующий пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний ребенок говорит понятое громко вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.
10. Игра «Звуковое лото»
Цель: Формировать умение анализировать звуковой состав слов, расширять словарный запас детей.
Описание. Игра проводится в группе (не менее 2 человек и ведущий). Подходит для детей ужу знакомых с буквами, или может сочетаться с занятиями по изучению азбуки.
Для игры нужно подготовить :
• Лото с картинками (звери, птицы, предметы).
• Пустые карточки.
Сначала проведите подготовительную работу. Выясните, какие буквы знакомы дошкольникам, объясните, что согласные звуки могут быть мягкими - твердыми, глухими -звонкими, покажите, как правильно их произносить. Потом раздайте детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек.
Называйте любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спросите, у кого в названиях нарисованных предметов есть такой звук. Дети поднимают руки и повторяют: “У меня з-з-зебра!”. И закрывают правильную картинку пустой карточкой. Победит тот, кто быстрее заполнить поле.