Приложение МААМ

Картотека речевых игр на развитие речевого и фонематического слуха для детей подготовительной группы

Горбунова Елена Анатольевна
Картотека речевых игр на развитие речевого и фонематического слуха для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ромашка»

Картотека речевых игр на развитие речевого и фонематического слуха для детей подготовительной группы.

Составила: воспитатель Горбунова Е. А.

Г. Семенов

2022г.

1. Игра «Слушай и выполняй»

Цель: Формировать умение у ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.

Публикация «Картотека речевых игр на развитие речевого и фонематического слуха для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Оборудование: различные игрушки и предметы, окружающие ребенка.

Описание. Ведущий дает одному из детей задание, например, взять куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил (а) куклу в коляску». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и положил его на стол (около стола)».

2. Игра «Живые звуки»

Цель: наглядно показать ребенку слияние звуков для образования слога.

Описание. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем учиться составлять слоги», сначала на примере слияния гласных (АУ, УА, ОИ, УО и т. д., затем обратные слоги с простыми согласными (AM, ОТ, УП, ИН и т. д.). При их составлении выбираются двое детей (или ребенок и взрослый) : один из них будет выполнять роль гласного звука (например [А], другой - согласного (например [М]). Играющие встают рядом на небольшом расстоянии. Начинает игру «гласный», он долго протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «подружились», получился слог AM. После того как дети усвоят образование слияний гласных и обратных слогов, они учатся составлять прямые слоги. Для этого дети меняются местами: «согласный» начинает игру, а «гласный» идет ему навстречу.

3. Игра «Постучим»

Цель: развить слуховое внимание, умение передавать заданный ритмический рисунок.

Оборудование: барабан или бубен.

Описание. Взрослый задает ритм, стуча по барабану или бубну, ребенок слушает удары, закрыв глаза, а затем повторяет ритм и количество ударов, похлопав в ладоши, потопав ногой или подпрыгнув заданное количество раз.

4. Игра «Назови одинаковый звук в словах»

Цель: развивать фонематический слух, формировать умение слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Описание. Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с, который есть в этих словах.

5. Игра «Отвечай – не торопясь»

Цель: совершенствовать фонематический слух, умение называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Описание. Предложить детям несколько заданий на сообразительность, проверить, как они научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.

• Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья)

• Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха)

• Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог)

• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

• Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики)

6. Игра «Поймай слово»

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Описание. Педагог говорит, что все слова рассыпались на звуки. Он будет называть звуки, а дети составлять из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Игра «Крестики – нолики»

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Описание. У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если педагог произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом педагога. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

Х О Х

Х Х Х

О Х О

8. Игра «Договори слог или слово»

Цель: развивать слуховое внимание, сообразительность, расширять словарный запас.

Описание. Педагог просит договорить слова, добавляя к ним по одному слогу.

Мы продолжили иг… (ру).

Дом стоит на го… (ре).

Кипит наш самов… (ар).

У меня вед (ро).

Можно попробовать добавить 2 слога к начатому слову и целое слово по смыслу:

Я в зеленку угодил – плачет бедный кро… (кодил).

Мишенька играл в футбол и забил ребятам (гол).

9. Игра «Испорченный телефон»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание.

Описание. Игра проводится в группе из 5-8 детей. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, и невнятно произносит его на ушко соседу. Следующий пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний ребенок говорит понятое громко вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.

10. Игра «Звуковое лото»

Цель: Формировать умение анализировать звуковой состав слов, расширять словарный запас детей.

Описание. Игра проводится в группе (не менее 2 человек и ведущий). Подходит для детей ужу знакомых с буквами, или может сочетаться с занятиями по изучению азбуки.

Для игры нужно подготовить :

• Лото с картинками (звери, птицы, предметы).

• Пустые карточки.

Сначала проведите подготовительную работу. Выясните, какие буквы знакомы дошкольникам, объясните, что согласные звуки могут быть мягкими - твердыми, глухими -звонкими, покажите, как правильно их произносить. Потом раздайте детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек.

Называйте любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спросите, у кого в названиях нарисованных предметов есть такой звук. Дети поднимают руки и повторяют: “У меня з-з-зебра!”. И закрывают правильную картинку пустой карточкой. Победит тот, кто быстрее заполнить поле.

Публикации по теме:

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте»Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте» «Путешествие на самолёте». Тема: Звуки С-СЬ. Цель: -Закреплять правильное произношение звуков С-Сь в изолированном виде, в словах. -Учить.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр на развитие речевого и фонематического слуха для детей подготовительной группы
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 00:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека речевых игр на развитие речевого и фонематического слуха для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Горбунова Елена Анатольевна (УИ 2788383) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД