Лучший педагог года

Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Зимующие птицы»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Зимующие птицы»

Речевая игра «Десять хохлатых свиристелей»

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных и прилагательных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Игровой материал: флажок.

Публикация «Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет, Лексическая тема „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Игра.

Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение.

Дружной стайкой свиристели

На кормушку прилетели:

В красных шапках, с хохолками,

С розоватыми боками.

Свиристели — птицы «в теле»,

Только очень мало съели:

Поклевали зерна, крошки,

Да боярышник немножко

И внезапно улетели…

До свиданья, свиристели!

Громова Людмила

— Дети, за зимующими птицами наблюдаем, лесных гостей изучаем. Мы с вами играем в игру «Десять хохлатых свиристелей».

Игровые правила:

•число со словами называй, флажок товарищу передай;

•счёт продолжай, следующее число называй;

•когда «десять хохлатых свиристелей» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем.

— Дети, игру начинаем, хохлатых свиристелей считаем.

Педагог начинает счёт: «Один хохлатый свиристель». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два хохлатых свиристеля», и так далее до слов «Десять хохлатых свиристелей». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх один раз.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

— Чудесно, дети! Хохлатых свиристелей считали, числа не пропускали.

Речевая игра с детьми 6 – 7 лет «Десятая зимующая птица»

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей названиями зимующих птиц. Развивать навык порядкового счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Игровой материал: флажок.

Игра.

Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Т. Зайцева

— Дети, зимующих птиц посчитаем, названия птиц вспоминаем. Мы с вами играем в игру «Десятая зимующая птица».

Игровые правила:

•птиц считай, зимующих птиц называй, флажок товарищу передай;

•счёт продолжай, следующую птицу называй;

•когда «Десятая птица» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем.

— Дети, игру начинаем, птиц по порядку считаем.

Педагог начинает счёт: «Первая зимующая птица глухарь». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Вторая зимующая птица …» и называет зимующую птицу. Педагог обращает внимание детей, что нужно называть разных зимующих птиц. Дети продолжают счёт до слов «Десятая зимующая птица …». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали все слова. При необходимости педагог подсказывает нужное слово.

— Прекрасно, дети! Зимующих птиц считали, числа не пропускали.

Речевая игра «Стайки зимующих птиц»

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия зимующих птиц. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

Вышел на просторы

Погулять мороз.

Белые узоры

В косах у берёз.

Снежные тропинки,

Голые кусты.

Падают снежинки

Тихо с высоты.

В белые метели,

Утром до зари

В рощу прилетели

Стайкой снегири.

Е. Авдиенко

— Холодно, голодно зимой. Зимующие птицы в стайки собираются. Вместе легче корм искать, теплее мороз пережидать.

Игровые правила.

• Цветок даю, птицу назову.

• Птиц в стайку собирай, один, два, много считай.

• Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя птицу, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания существительных. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

1. Воробей – … (один воробей, два воробья, много воробьёв).

2. Сорока – … (одна сорока, две сороки, много сорок).

3. Голубь – … (один голубь, два голубя, много голубей).

4. Ворона – … (одна ворона, две вороны, много ворон).

5. Снегирь – … (один снегирь, два снегиря, много снегирей).

6. Синица – … (одна синица, две синицы, много синиц).

7. Свиристель – … (один свиристель, два свиристеля, много свиристелей).

8. Щегол – … (один щегол, два щегла, много щеглов).

9. Клёст – … (один клёст, два клеста, много клестов).

10. Дятел– … (один дятел, два дятла, много дятлов).

— Великолепно, дети! Зимующих птиц считали, слова правильно изменяли.

Речевая ситуация «Красногрудые снегири»

Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Разговор.

Что за чудо: в зимний день

Оживилась вся сирень.

Красногрудые комочки

Зашумели как листочки.

Будто красных роз букеты

На сирень забросил ветер.

Стайки дружных снегирей

Крошки кушают на ней.

Вова с маленькой Танюшкой

Птичкам сделали кормушки.

Н. В. Заболоцкий

— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о красногрудых снегирях. Я предложение начинаю, вы его заканчиваете, словами «красногрудые снегири». Но не забывайте, слова нужно изменять, по смыслу подбирать. Отвечает тот, у кого цветок.

Педагог произносит начало предложения и протягивает цветок ребёнку. Ребёнок повторяет предложение полностью, и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко выговаривали окончания слов. При необходимости, повторяет фразу правильно, подчёркивая окончания.

Лексический материал.

1. Из леса прилетели кто? – … Из леса прилетели красногрудые снегири.

2. Мы рады видеть кого? – … Мы рады видеть красногрудых снегирей.

3. Голодно зимой кому? – … Голодно зимой красногрудым снегирям.

4. Мы повесили кормушки для кого? – … Мы повесили кормушки для красногрудых снегирей.

5. Мы наблюдаем за кем? – … Мы наблюдаем за красногрудыми снегирями.

6. Мы рассказали о ком? – … Мы рассказали о красногрудых снегирях.

— Спасибо, дети! О красногрудых снегирях рассказали, слова правильно изменяли.

Ситуация общения «Воробей»

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с притяжательными прилагательными. Поддерживать интерес детей к птицам.

Разговор.

— Дети, я расскажу вам о воробье, а вы дополните мой рассказ словом «воробьиный», только будьте внимательны, слово может измениться.

— Иду я в детский сад и слышу песенку «чик-чирик».

1. Чья же эта песенка, подумала я. Как вы думаете, чья песенка?. воробьиная песенка.

2. Смотрю, летит птичка. А у неё коричневая спинка, чья спинка? … воробьиная спинка.

3. Светло-коричневая грудка, чья грудка? … воробьиная грудка.

4. Маленький хвостик, чей хвостик? … воробьиный хвостик.

5. Острый клювик, чей клювик? … воробьиный клювик.

6. Два крыла, чьи крылья? … воробьиные крылья.

7. Села птичка на ветку дерева. Смотрят на меня глазки, чьи глазки … воробьиные глазки.

8. Присмотрелось я внимательно, а в ветвях дерева спрятано гнездо, чьё гнездо… воробьиное гнездо.

9. Подняла я с земли пёрышко, чьё пёрышко … воробьиное пёрышко.

— И пошла в детский сад. (Показать детям воробьиное перо).

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.

— Восхитительно, дети! О воробье рассказали, слово правильно изменяли.

Речевая ситуация «Птичьи крики зимой»

Задачи. Совершенствовать умение детей образовывать глаголы от существительных. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Разговор

— Зимой холодно, голодно. Но в морозном воздухе раздаются голоса зимующих птиц. У каждой птицы песня своя, особая. Дети зимнюю перекличку начинаем, что делают птицы называем.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети правильно отвечали на вопрос, чётко произносили окончания слов.

Лексический материал.

1. В зимний день я слышу чириканье воробьёв. Что делают воробьи? … чирикают.

2. Карканье вороны. Что делает ворона? … каркает.

3. Воркование голубей. Что делают голуби? … воркуют.

4. Стрекотание сороки. Что делает сорока? … стрекочет.

5. Теньканье синицы. Что делает синица? … тенькает.

6. Свири-свири-свир свиристелей. Что делают свиристели? … свиристят.

7. Рюм-рюм-рюм снегирей. Что делают снегири? … рюмят.

8. Щебетание щеглов. Что делают щеглы? … щебечут.

— Чудесно, дети! Птичьи крики узнали, что делают птицы назвали.

Речевая игра «Разноцветная птица»

Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к птицам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

Птица синица летает проворно

В жёлтенькой кофточке, в шапочке чёрной.

Плащик зелёненький носит синица.

Чёрненький галстук на грудке у птицы.

Т. А. Куликовская

— Дети, какие разноцветные пёрышки у синицы: жёлтые, зелёные, чёрные. Поэт рассказывает о птице ласково. Жёлтенькая кофточка, плащик зелёненький, чёрненький галстук. Дети, в игру «Разноцветная птица» играем, ласково пёрышки называем.

Игровые правила.

• Цвет пера назову, цветок даю.

• Волшебство соверши, ласково скажи.

• Цветок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя словосочетания, дети повторяют ласково. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

1. Зелёное перо —. зелёненькое пёрышко.

2. Чёрное перо —. чёрненькое пёрышко.

3. Белое перо —. беленькое пёрышко.

4. Красное перо —. красненькое пёрышко.

5. Серое перо —. серенькое пёрышко.

6. Синее перо —. синенькое пёрышко.

7. Жёлтое перо —. жёлтенькое пёрышко.

8. Голубое перо —. голубенькое пёрышко.

— Волшебно, дети! По-другому сказали, пёрышки ласково назвали.

Ситуация общения «Синица летала»

Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поощрять интерес детей к словообразованию. Поддерживать интерес детей к птицам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Разговор.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

Юрий Синицын

— Дети, помогите мне, пожалуйста, составить рассказ о синице с помощью слова «летала». Только не забудьте, что слово можно сказать по-разному. Вы готовы?

Педагог рассказывает, делая паузы, когда дети должны подсказать слово. Дети отвечают хором или поочерёдно. Если ответом несколько, педагог повторяет фразу с правильным словом. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен, контролирует, чтобы дети чётко произносили приставку.

Лексический материал.

1. Синица над лесом. (летела).

2. Синица к гнезду. (подлетела).

3. Синица в гнездо. (залетела).

4. Синица из гнезда. (вылетела).

5. Синица вокруг гнезда. (облетела).

6. Синица от гнезда. (отлетела).

7. Синица ввысь. (взлетела).

8. Синица прочь. (улетела).

— Превосходно, дети! О синице рассказали, слово «летела» по-разному называли.

Ситуация общения с детьми 6 -7 лет «Сорока-белобока»

Задачи. Продолжать знакомить детей с образованием сложных слов. Поддерживать интерес к птицам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Разговор.

Прилетела к нам сорока.

У неё два белых бока.

Чёрный хвостик и спина.

Голова и та черна.

Т. А. Куликовская

— Дети, как вы думаете, почему про сороку говорят «белобокая»? (ответы детей).

— Сорока белобокая. Дети, из каких двух слов получилось это слово? (ответы детей).

— Дети, представь себе птицу, у которой бока не белого, а другого цвета. Как мы назовём птицу, если у неё…

Дети отвечают хором. При необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют слово правильно.

Лексический материал.

1. Чёрные бока —. чернобокая.

2. Жёлтые бока —. желтобокая.

3. Красные бока —. краснобокая.

4. Зелёные бока —. зеленобокая.

5. Серые бока —. серобокая.

6. Синие бока —. синебокая.

— Чудесно, дети! Сложные слова сочиняли, разнобоких птиц на волю выпускали.

Речевая игра «Сравним зимующих птиц»

Задачи. Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, зимующих птиц сравните, нужное слово подберите.

Игровые правила.

• О птицах расскажу, цветок подаю.

• Птиц сравните, нужное слово подберите.

• О птицах расскажите, цветок верните.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, произносит предложение. Дети повторяют предложение, добавляя сравнение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончания слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет предложение правильно.

Лексический материал.

1. Ворона – птица крупная, а глухарь —. (крупнее).

2. Синица – птица красивая, а снегирь —. (красивее).

3. Воробьи – птицы смелые, а голуби —. (смелее).

4. Песня синицы чудесная, а свиристеля —. (чудеснее).

5. Клюв поползня длинный, а вороны —. (длиннее).

6. Клюв у вороны сильный, а у дятла —. (сильнее).

7. Ворон – птица чёрная, а тетерев —. (чернее).

8. Грудка клеста красная, а снегиря —. (краснее).

— Очаровательно, дети! О зимующих птицах рассказали, сравнение подобрали.

Игровая ситуация с детьми 6 – 7 лет «Кто куда прилетел?»

Задачи. Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи, согласовывать слова в предложении. Расширять знания детей о птицах.

Игровой материал: волшебная палочка.

Игра.

— Дети, в русском языке есть маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Маленькое слово "на" – помогает рассказать, кто куда прилетел. Дети, я назову вам слова, а вы придумайте предложение, соединив слова маленьким словом "на".

Игровые правила:

• тишину соблюдаем, предложение молча сочиняем;

• кого волшебная палочка выбирает, тот и предложение читает.

Педагог произносит слова, отделяя их паузой; контролирует, чтобы дети произносили полное предложение. Если ответ неверный, показывает на другого ребёнка. Затем, ребёнок, который ответил неправильно, повторяет правильный ответ.

Лексический материал.

1. Воробьи, прилетели, берёза. (Воробьи прилетели на берёзу).

2. Голуби, прилетели, крыша. (Голуби прилетели на крышу).

3. Снегири, прилетели, рябина. (Снегири прилетели на рябину).

4. Свиристели, прилетели, яблоня. (Свиристели прилетели на яблоню).

5. Дятел, прилетел, дуб. (Дятел прилетел на дуб).

6. Глухарь, взлетел, ель. (Глухарь взлетел на ель).

7. Тетерева, взлетели, сосна. (Тетерева взлетели на сосну).

8. Птицы, прилетели, кормушка. (Птицы прилетели на кормушку).

— Отлично, дети! Предложения составляли, маленькие слова не забывали.

Речевая ситуация с детьми 6 – 7 лет «Рассказ о зимующих птицах»

Задачи. Помогать детям правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать различные языковые средства для соединения их частей. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.

Разговор.

— Дети, рассказ о зимующих птицах составляем, предложение продолжаем. Предложения разные составляем, своё мнение выражаем.

Педагог выслушивает варианты всех детей, участвующих в беседе. Контролирует, чтобы дети произносили обе части сложноподчинённого предложения, не повторяли предложения товарищей.

Лексический материал.

1. Исчезли насекомые, поэтому… (ответы детей).

2. Лесные птицы летят в город, где… (ответы детей).

3. Птицы собираются в стайки, чтобы… (ответы детей).

4. Птицы зимой много едят, для того чтобы … (ответы детей).

5. Птицы сидят нахохлившись, когда… (ответы детей).

6. Мы повесили кормушки, так как … (ответы детей).

7. Птицы прилетают на кормушки, чтобы … (ответы детей).

8. Когда я вижу зимующих птиц, я чувствую … (ответы детей).

— Прелестно, дети! Мы с вами составили удивительный рассказ о перелётных птицах

Речевая ситуация «Сравним журавля и синицу»

Задачи. Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Развивать внимание, мышление. Поддерживать интерес детей к птицам.

Игровой материал: волшебный цветок.

Разговор.

— Дети, журавля и синицу вспоминаем, отличия отмечаем. Я сравнение начинаю, вы предложение повторите, отличие назовите.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, произнося предложение. Дети выполняют задание и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети произносили обе части сложносочинённого предложения.

Лексический материал.

1. Журавль живёт возле болота, а синичка … в лесу.

2. Журавль большой, а синичка… маленькая.

3. Синичка разноцветная, а журавль … серый.

4. У журавля ноги длинные, а у синички … короткие.

5. У синички клюв короткий, а у журавля … длинный.

6. Журавль перелётная птица, а синичка … зимующая птица.

— Чудесно, дети! Журавля и синицу сравнили, предложение правильно повторили.

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Зимующие птицы»
Опубликовано: 25 декабря 2020 в 16:11
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД