Лучший педагог года

Картотека речевых игр по формированию словаря детей 6–7 лет. Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 6–7 лет. Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья»

Чтение. Георгий Алексеевич Скребицкий «Четыре художника» (отрывок)

Задачи. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты, метафоры. Развивать память, внимание детей. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Чтение.

Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 6–7 лет, Лексическая тема „Осень, Лиственные деревья“» размещена в разделах

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Вместе с русским писателем Георгием Алексеевичем Скребицким мы понаблюдаем за работой художника Осень. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно, выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель рассказал о работе художника.

Педагог читает, выделяя прилагательные, сравнения голосом.

Для своей работы Художник Осень взяла самые яркие краски, и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе…

Вопросы к детям.

Дети, о каком времени года рассказывает писатель? (ответы детей).

— Дети, вспомним яркие, образные, красивые слова, с помощью которых Георгий Алексеевич описал творения Осени.

При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.

Какие краски взяла художник Осень? (самые яркие).

Берёзы и клёны покрыла Осень? (лимонной желтизной).

Листья осинок Осень? (разрумянила, будто спелые яблоки).

Каким стал осинник? (ярко-красный, как огонь).

С кем сравнила Осень дуб? (с богатырём).

Как одела Осень дуб-богатырь? (в медную кованную броню).

Во что нарядила осень развесистые липы? (в тяжёлый убор из золотой парчи).

Какие деревья не стала Осень украшать? (сосны да ели).

Почему? (У елей и сосен не листья, а иголки).

Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя голосом названные сравнения.

— Как прекрасны произведения русских писателей о природе! Как выразителен, ярок, образен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.

Чтение. Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Лес осенью»

Задачи. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Развивать память, внимание детей. Воспитывать любовь детей к Родине, родной природе.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писатель Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно, выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал нам яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Лес осенью».

Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём

Вопросы к детям.

Дети, о каком времени года рассказал писатель? (ответы детей).

Что интересного заметил писатель осенью в русском лесу? (ответы детей).

— Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Сергеевич описал свои впечатления.

При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.

Каков русский лес в осенние дни? (красив и печален).

Какие листья берёз? (лёгкие, невесомые, жёлтые).

Какие нити паутинки? (тонкие серебристые).

Какие цветут цветы? (поздние осенние).

Какой воздух в лесу? (прозрачен и чист).

Какая листва шелестит под ногами? (опавшая).

Хорошо в каком лесу? (осеннем цветистом).

Что слышится и видится в осеннем лесу? (что-то грустное, прощальное).

Дети, почему автор назвал осенний лес цветистым? (ответы детей).

Педагог ещё раз читает рассказ «Лес осенью», выделяя голосом названные прилагательные.

— Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лес осенью»? (ответы детей).

— Читая рассказ «Лес осенью» я вижу красоту русского осеннего леса, ощущаю свежесть чистого воздуха, слышу шорох опавшей листвы, чувствую любовь автора к родной природе. Как прекрасны произведения русских писателей о природе! Как выразителен, ярок, звучен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.

Чтение. Иван Алексеевич Бунин «Листопад»

Задачи. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Формировать интерес детей к пейзажной лирике. Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выделяя красочные эпитеты, метафоры. Развивать память, внимание детей. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир поэзии. Осень – период времени, когда природа готовится к зиме. Золотая, яркая, солнечная осень сменяется поздней, грустной, дождливой, холодной осенью. Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение поэта Ивана Алексеевича Бунина «Листопад».

Педагог выразительно читает стихотворение наизусть.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

Вопросы к детям.

— Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Алексеевич описал свои впечатления.

При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.

Дети, какому времени года посвятил поэт Бунин стихотворение? (ответы детей).

С чем сравнивает поэт лес? (Лес, точно терем расписной).

Какой лес в стихотворение Ивана Бунина? (Лиловый, золотой, багряный).

Чем удивили поэта берёзы? (жёлтою резьбой).

С чем сравнивает Бунин небо? (с лазурью голубой).

— Дети, что вы почувствовали, слушая это стихотворение? (ответы детей).

— Читая стихотворение Ивана Бунина «Листопад» я чувствую радость, любуюсь красотой золотой осени. Осень в стихотворение Бунина яркая, броская. «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», «Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой …». Дети, как волшебна русская пейзажная лирика! Как прекрасен, звучен, образен русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.

Чтение. Оксана Сенатович «Осенний пожар»

Задачи. Помочь детям почувствовать красоту и выразительность языка произведения. Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выделяя красочные эпитеты, метафоры. Развивать внимание, сообразительность детей. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Оксаны Сенатович «Осенний пожар».

Ревели моторы и шины шуршали,

Машины пожарные в гору бежали.

Дымилась дорога, горела гора,

Медвежья берлога и лисья нора.

Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко!

Сгорят исполины! Ну, разве не жалко?

Искрится кустарник, ожогом грозя…

И старый пожарный промолвил:

– Друзья!

Бывал я недаром в дыму и в огне,

Но с этим пожаром не справиться мне,

Однако сюда мы спешили не зря –

Любуйтесь, ребята, огнём сентября.

Вопросы к детям.

Дети, что случилось, куда спешили пожарные? (ответы детей).

Какими словами поэтесса показала нам, что пожарные спешили? (ответы детей).

Ревели моторы и шины шуршали,

Машины пожарные в гору бежали.

Какими словами Оксана Сенатович рассказала об осеннем пожаре? (ответы детей).

Дымилась дорога, горела гора,

Медвежья берлога и лисья нора.

Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко!

Сгорят исполины! Ну, разве не жалко?

Искрится кустарник, ожогом грозя…

Дети, почему старый пожарник предложил любоваться огнём сентября, а не тушить его? (ответы детей).

Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко! Дети, как вы думаете, что это за огонь? (ответы детей).

— Этот огонь не жжётся, это разноцветные листья на ветвях деревьев, такой огонь не опасен. «Осенний пожар» – это литературный образ, который создал поэт. А какой пожар действительно опасен? (ответы детей).

— Как волшебна русская поэзия! Как прекрасен, звучен, образен русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.

Занимательная беседа «Секреты русского языка». «Слова-близнецы. Лист»

Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Формировать умение детей составлять простые предложения. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Разговор.

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).

— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Растёт — зеленеет,

Упадёт — пожелтеет,

Полежит — почернеет. (Лист).

— Дети, что такое лист? (ответы детей).

— Лист – это часть растения. Дети, отгадайте, пожалуйста, ещё одну загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга).

— Дети, книга не куст, а с листочками. Что это за листочки? (ответы детей).

— Книга собрана из листов бумаги. Лист растения и лист книги, слово «лист» – это многозначное слово, это слова-близнецы. Слова-близнецы произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Дети, придумайте предложение со словом «лист», чтобы всем понятно было, о каком листе вы рассказываете.

Дети выполняют задание.

Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.

С берёзы сорвался лист и плавно опустился на землю.

На первом листе книги я увидела иллюстрацию.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно предложения. Листья берёзы осенью желтеют. В новой книге много листов. Дети, у растения один лист – а много … (листьев). У книги один лист, а много … (листов).

— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слово «лист» поясняйте.

Интеллектуальная разминка «Деревья»

Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о деревьях.

Беседа.

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем, на вопросы отвечаем.

Берёза, дуб, тополь – это … (деревья).

Листья падают, значит это … (листопад).

Как называют плоды дуба? (жёлуди)

Листья какого дерева и «без ветра трепещут»? (Осина)

Белоствольное дерево … (берёза).

Птицы – животные, деревья – … (растения).

Дом – строят, деревья – … (растут).

Человек – руки, дерево – … (ветки).

Яблоко – яблоня, жёлудь – … (дуб).

Берёза – высокая, рябина – … (низкая).

Дерево: могучий, крепкий, толстый – это … (дуб).

Дерево: стройная, белоствольная, кудрявая – это … (берёза).

Дерево: ароматная, изящная, медоносная – это … (липа).

Чего больше в лесу: деревьев или растений? … (растений).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …

Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!

Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.

Публикации по теме:

Физкультурные минутки. Картотека (часть 1). Тема «Осень»Физкультурные минутки. Картотека (часть 1). Тема «Осень» Любая непосредственная образовательная деятельность, которая не связана с движением, является тяжелой нагрузкой на организм ребенка-дошкольника.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы (3 период 11 тем) Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 3 периода по 11 лексическим темам, изучаемым.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

Тематическая прогулка «Лиственные и хвойные деревья зимой»Тематическая прогулка «Лиственные и хвойные деревья зимой» Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи»ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 6–7 лет. Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья»
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 07:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД