Лучший педагог года

Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия

Мария Метелица
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия

Игры с мячом

1. Игра “Прыгучий мячик”

Цель: развитие фонематического слуха, закрепление знания гласных звуков.

Оборудование: мяч.

Инструкция: “Когда услышишь звук [о], ударь мячом о пол. А когда поймаешь мяч обратно, повтори этот звук”

Ход игры. Логопед называет гласные звуки в разном порядке и просит ребенка бросить мяч об пол, если он услышит звук о. Поймав мяч, ребенок должен повторить этот звук. Предъявляемые звуки: у, о, э, а, о, и, о, ы, у, о, а, о.

Публикация «Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия» размещена в разделах

2. Игра “Стучим и повторяем”

Цель: развитие фонематического восприятия, развитие четкого произношения гласных звуков.

Оборудование: мячи.

Инструкция: “Я буду называть звуки и отстукивать их по мячу. Сначала повторяем по очереди, затем все вместе. ”

Ход игры. Дети и логопед сидят в кругу. У каждого между коленями зажат мяч. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Предъявляемые звуки: А Э У

АА ЭЭ УУ

ААА ЭЭЭ УУУ

3. Игра “Цепочка”

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Оборудование: мяч.

Инструкция: “Я назову слово и передам мяч следующему игроку. Этот игрок назовет свое слово, которое будет начинаться на последний звук моего слова. Далее передаем мяч и называет слова таким же способом”.

Ход игры. Дети стоят рядом друг с другом в ряд. Первым в ряду стоит логопед и начинает игру: называет слово и передаёт мяч ребёнку. Друг за другом дети передают мяч и называют слова. Правило: последний звук предыдущего слова - начало следующего (первое слово “зима”).

4. Игра “Вопрос-ответ”

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Оборудование: мяч.

Инструкция: “Я буду кидать тебе мяч и задавать вопрос. Ты кидай мяч обратно и отвечай на него одним словом. Все слова должны начинаться на звук [а]”.

Ход игры. Логопед кидает мяч ребенку и задает вопросы. Ответы ребенка должны состоять из одного слова и начинаться на заданный звук ([а]). Вопросы: Как тебя зовут? Где ты живешь? Куда ходишь развлекаться? Что любишь есть?

Дидактические игры

5. Игра “Рыбалка”

Цель: развитие фонематических представлений.

Оборудование: набор “магнитная рыбалка”, тазик с водой, ламинированные картинки со звуком [с] с магнитиками.

Инструкция: “Лови удочкой картинки, в которых есть звук [с] и называй их”.

Ход игры. Логопед раскладывает в воде картинки со звуком [с] и без этого звука. Просит ребенка удочкой поймать все картинки со звуком [с] и назвать их.

6. Игра “Животные в домиках”

Цель: дифференциация аппозиционных звуков, развитие фонематического восприятия.

Оборудование: картинки животных и птиц (собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок, домики с названиями “Ц” и “Ш”.

Инструкция: “Перед тобой два домика. Я буду давать тебе картинку с животным или птицей и называть ее. Ты внимательно слушай. Если в слове будет звук [ц], то эту картинку ты кладешь в домик с названием “Ц”. Если в слове будет звук [ш], то ты кладешь эту картинку в домик с названием “Ш” ”.

Ход игры. Перед ребенком лежат два домика с названиями “Ш” и “Ц”. Логопед поочередно кладет перед ребенком картинки с животными и называет их. Ребенку необходимо распределить картинки по домикам, учитывая наличие в них звука [ш] или “[ц].

7. Игра “Незнайка”

Цель: развитие фонематического восприятия, звукобуквенного и слогового синтеза.

Оборудование: картинка Незнайки, карточки со звуками для кармашка Незнайки (С, Л, Ш, В, карточка с рядом гласных звуков (А, О, У, Ы, Э)

Инструкция: “Помоги Незнайке составить слоги. Смотри на его кармашек, там будет звук. Затем плавно соединяй этот звук с гласными звуками на доске”.

Ход игры. Логопед вешает на доску картинку Незнайки. По очереди вставляет в его карман разные согласные звуки. Рядом вешает ряд гласных звуков и просит ребенка соединить согласный звук с гласными звуками.

8. Игра “Бусы для мамы”

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: лист бумаги, гелевые ручки разных цветов (зеленая, золотая, голубой, розовая, красная, черная, оранжевая, синяя).

Инструкция: “Давай нарисуем маме бусы. Я буду называть цвета, ты рисуй бусинки только тех цветов, где услышишь звук [р]”.

Ход игры. Логопед называет ребенку цвета в разном порядке и просит рисовать бусинки тех цветов, в которых слышится звук [р].

9. Игра “Волшебные часы”

Цель: развитие фонематического слуха, фонематических представлений.

Оборудование: часы с одной стрелкой, вместо цифр картинки (коза, уточка, мышка, усы).

Инструкция: “Я буду называть слова, а ты двигай стрелочку на ту картинку, которая отличается от моего слова одним звуком”

Ход игры. Логопед называет слова (коса, удочка, мишка, уши) и просит ребенка двигать стрелочку часов на те картинки, которые отличаются от его слов одним звуком.

10. Игра “Математика”

Цель: развитие фонематического восприятия, слогового синтеза.

Оборудование: карточки со слогами (ку, ри, ца; па, ро, ход + ла, фа, са, ко, ри, му, шо).

Инструкция: “Я буду называть слоги, а ты ищи их среди перемешанных и выкладывай перед собой друг за другом. Затем тебе нужно их сложить, чтобы получилось целое слово”

Ход игры. Логопед называет слоги и просит ребенка найти их из тех, что смешаны. Далее ребенку необходимо сделать слово из услышанных звуков.

Дифференциация фонем

11. Игра “Повтори за мной”

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [с] и [з] в слогах.

Оборудование:-

Инструкция: “Повторяй слоги за мной”

Ход игры. Логопед называет слоги и просит ребенка повторить. Слоги: су-зу, зу-су, су-за, зу-са, са-зи, за-си, зас-саз, соз-зос, суз- зус, соз-зус, зис-саз.

12. Игра “Поменяй звук”

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [п] и [б].

Оборудование:-

Инструкция: “Я буду называть слоги, а ты меняй в них звук [п] на [б] и наоборот [б] на [п] и называй”.

Ход игры. Логопед произносит слоги со звуками п и б и просит ребенка назвать эти слоги, но поменяв звук [б] на [п] и [п] на [б]. Слоги: па, ба, бо, по, пу, бу, пи, бэ, ап, об, ип, уб, пус, бам, пит, бэш.

13. Игра “Узнай звук”

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [ш] и [ж].

Оборудование:-

Инструкция: “Я буду называть слово, а ты говори, какой звук в нем есть: [ш] или [ж]”

Ход игры. Логопед называет ребенку слова и просит определить, какой звук в них есть: [ш] или [ж]. Слова: шапка, жар, шар, море, уши, уж, сова, куры, шуба, жакет, каштан, ласты, лужа.

14. Игра “Диктант”

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического анализа, дифференциация звуков [к] и [г]

Оборудование: тетрадь и ручка.

Инструкция: “Я буду называть слова, а ты пиши в тетрадь букву К или Г, если услышишь ее в слове”

Ход игры. Логопед называет ребенку слова и просит его записывать буквы К или Г в тетрадь, если он услышит их в словах.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть) Значение развития речи в дошкольном возрасте трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию картотеку тематических игр и упражнений, которые.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки - снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия
Опубликовано: 23 марта 2022 в 14:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД