Бутикова Оксана Сергеевна
Картотека экологических игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МЛАДШАЯ ГРУППА
Экологические игры и упражнения
Игровое упражнение «Угадай по описанию»
Цель. Воспитание у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.
ОПИСАНИЕ. У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны признаки различия (растение цветущее и не цветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочередно обращаясь к каждому ребенку, дает словесное описание растения, а ребенок находит его среди остальных. (Например: это растение цветет, а у него большие листья, а у этого растения толстый стебель.)
Публикация «Картотека экологических игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игровое упражнение «Угадай по описанию»
Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
М а т е р и а л: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
Игровое упражнение «Угадай по описанию»
Цель. Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».
М а т е р и а л: Красочные изображения птиц.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например:
- Кто кричит «кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
- Все покричим, как ворона.
- Кто кричит «чирик-чирик»?
- Покричим, как воробей.
Игровое упражнение «Да или нет»
Цель. Закрепить знания о части тела котенка и какие звуки он издает.
М а т е р и а л: Игрушечный котенок.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель просит показать, где у котенка нос, глаза, хвост и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы:
- Есть у котенка нос?
- Есть у котенка уши?
- Есть у котенка рога? И т. д.
Игровое упражнение «Где спряталась рыбка»
Цель. Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
М а т е р и а л: Голубая ткань или бумага (пруд, несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.
ОПИСАНИЕ. Детям показывают маленькую рыку (рисунок, игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.
Игровое упражнение «Угадай, что в руке»
Цель. Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
М а т е р и а л: Муляжи овощей и фруктов.
И г р о в о е д е й с т в и е. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
И г р о в о е п р а в и л о. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
ОПИСАНИЕ. Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один
из овощей, фруктов. Детям, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.
Игровое упражнение «Угадай, чей хвост»
Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
М а т е р и а л: Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, а затем поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свое» животное и подобрать для него подходящий хвост.
Лото с элементами моделирования «Кто во что одет»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
М а т е р и а л: Большие карты с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Лото с элементами моделирования «Кто, где живет»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.
М а т е р и а л: Большие карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображением животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте
маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Лото с элементами моделирования «Кто как двигается»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.
М а т е р и а л: Большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей органов движения животных (ноги, крылья, плавники). Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением птиц, рыб и зверей. Дети закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с моделью на большой карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
В данную игру одновременно может играть подгруппа детей из трех человек. Для этого рекомендуется подбирать картинки с изображением птиц, рыб, зверей, которые хорошо знакомы малышам.
Ботаническое лото с элементами моделирования «Овощи и фрукты»
Цель. Закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты.
М а т е р и а л: Две большие карты с изображением фрукта и овоща, картинки овощей и фруктов.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает детям большие карты. На одной карте в середине изображен фрукт, на другой – овощ. Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
В данной игре в роли ведущего воспитатель, однако в конце года, когда дети хорошо ее освоят, эту роль можно предлагать и ребенку.
При проведении игры рекомендуется подбирать картинки с хорошо знакомыми детям изображениями овощей и фруктов.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Экологические игры и упражнения
Игровое упражнение «Угадай по описанию»
Цель. Воспитание у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.
ОПИСАНИЕ. У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны признаки различия (растение цветущее и не цветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочередно обращаясь к каждому ребенку, дает словесное описание растения, а ребенок находит его среди остальных. (Например: это растение цветет, а у него большие листья, а у этого растения толстый стебель.)
Игровое упражнение «Угадай по описанию»
Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
М а т е р и а л: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
Игровое упражнение «Угадай по описанию»
Цель. Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».
М а т е р и а л: Красочные изображения птиц.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например:
- Кто кричит «кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
- Все покричим, как ворона.
- Кто кричит «чирик-чирик»?
- Покричим, как воробей.
Игровое упражнение «Да или нет»
Цель. Закрепить знания о части тела котенка и какие звуки он издает.
М а т е р и а л: Игрушечный котенок.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель просит показать, где у котенка нос, глаза, хвост и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы:
- Есть у котенка нос?
- Есть у котенка уши?
- Есть у котенка рога? И т. д.
Игровое упражнение «Где спряталась рыбка»
Цель. Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
М а т е р и а л: Голубая ткань или бумага (пруд, несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.
ОПИСАНИЕ. Детям показывают маленькую рыку (рисунок, игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.
Игровое упражнение «Угадай, что в руке»
Цель. Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
М а т е р и а л: Муляжи овощей и фруктов.
И г р о в о е д е й с т в и е. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
И г р о в о е п р а в и л о. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
ОПИСАНИЕ. Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один
из овощей, фруктов. Детям, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.
Игровое упражнение «Угадай, чей хвост»
Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
М а т е р и а л: Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, а затем поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свое» животное и подобрать для него подходящий хвост.
Лото с элементами моделирования «Кто во что одет»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
М а т е р и а л: Большие карты с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Лото с элементами моделирования «Кто, где живет»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.
М а т е р и а л: Большие карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображением животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте
маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Лото с элементами моделирования «Кто как двигается»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.
М а т е р и а л: Большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей органов движения животных (ноги, крылья, плавники). Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением птиц, рыб и зверей. Дети закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с моделью на большой карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
В данную игру одновременно может играть подгруппа детей из трех человек. Для этого рекомендуется подбирать картинки с изображением птиц, рыб, зверей, которые хорошо знакомы малышам.
Ботаническое лото с элементами моделирования «Овощи и фрукты»
Цель. Закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты.
М а т е р и а л: Две большие карты с изображением фрукта и овоща, картинки овощей и фруктов.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает детям большие карты. На одной карте в середине изображен фрукт, на другой – овощ. Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
В данной игре в роли ведущего воспитатель, однако в конце года, когда дети хорошо ее освоят, эту роль можно предлагать и ребенку.
При проведении игры рекомендуется подбирать картинки с хорошо знакомыми детям изображениями овощей и фруктов.
Экологические игры и упражнения
Игровое упражнение «Угадай по описанию»
Цель. Воспитание у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.
ОПИСАНИЕ. У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны признаки различия (растение цветущее и не цветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочередно обращаясь к каждому ребенку, дает словесное описание растения, а ребенок находит его среди остальных. (Например: это растение цветет, а у него большие листья, а у этого растения толстый стебель.)
Игровое упражнение «Угадай по описанию»
Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
М а т е р и а л: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают
Игровое упражнение «Угадай по описанию»
[b]Цель. [/b]Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».
М а т е р и а л: Красочные изображения птиц.
[b]ОПИСАНИЕ. [/b]Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например:
- Кто кричит «кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
- Все покричим, как ворона.
- Кто кричит «чирик-чирик»?
- Покричим, как воробей.
Игровое упражнение «Да или нет»
[b]Цель. [/b]Закрепить знания о части тела котенка и какие звуки он издает.
[b]М а т е р и а л: [/b]Игрушечный котенок.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель просит показать, где у котенка нос, глаза, хвост и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы:
- Есть у котенка нос?
- Есть у котенка уши?
- Есть у котенка рога? И т. д.
Игровое упражнение «Где спряталась рыбка»
Цель. Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
М а т е р и а л: Голубая ткань или бумага (пруд, несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.
ОПИСАНИЕ. Детям показывают маленькую рыку (рисунок, игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.
Игровое упражнение «Угадай, что в руке»
Цель. Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
М а т е р и а л: Муляжи овощей и фруктов.
[b]И г р о в о е д е й с т в и е. [/b] Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
[b]И г р о в о е п р а в и л о. [/b] Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
ОПИСАНИЕ. Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Детям, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.
Игровое упражнение «Угадай, чей хвост»
Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
М а т е р и а л: Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, а затем поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свое» животное и подобрать для него подходящий хвост.
Лото с элементами моделирования «Кто во что одет»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
М а т е р и а л: Большие карты с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Лото с элементами моделирования «Кто, где живет»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.
М а т е р и а л: Большие карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображением животных.
[b]ОПИСАНИЕ. [/b] Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Лото с элементами моделирования «Кто как двигается»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.
М а т е р и а л: Большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей органов движения животных (ноги, крылья, плавники). Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением птиц, рыб и зверей. Дети закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с моделью на большой карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
В данную игру одновременно может играть подгруппа детей из трех человек. Для этого рекомендуется подбирать картинки с изображением птиц, рыб, зверей, которые хорошо знакомы малышам.
Ботаническое лото с элементами моделирования «Овощи и фрукты»
[b]Цель. [/b] Закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты.
М а т е р и а л: Две большие карты с изображением фрукта и овоща, картинки овощей и фруктов.
[b]ОПИСАНИЕ. [/b]Ведущий раздает детям большие карты. На одной карте в середине изображен фрукт, на другой – овощ. Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
В данной игре в роли ведущего воспитатель, однако в конце года, когда дети хорошо ее освоят, эту роль можно предлагать и ребенку.
При проведении игры рекомендуется подбирать картинки с хорошо знакомыми детям изображениями овощей и фруктов.