Получи документы

Классный час для школьников «Литературная Самара»

Наталья Викторовна Зотова
Классный час для школьников «Литературная Самара»

Классный час «Литературная Самара»

Подготовила: Зотова Н. В., преподаватель ГБПОУ «АПУ»

Цели:

• познакомить учащихся с одним из периодов жизни и творческой деятельности А. М. Горького; с именами выдающихся писателей и поэтов, связанных с самарским краем;

• воспитывать интерес к предмету, чувство патриотизма к родному краю.

Задачи:

• развивать у учащихся познавательную активность,

Публикация «Классный час для школьников „Литературная Самара“» размещена в разделах

• развивать умение ориентироваться в информационном пространстве, навыки работы с различными источниками информации,

• навыки коммуникативного общения, навыки сотрудничества, творческие способности.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие гостей и участников.

2. Вступительное слово учителя:

Презентация 1. Слайды 1, 2, 3

Сегодня, ребята, у нас с вами будет необычный урок. Мы совершим путешествие в прошлое. Тема нашей экскурсии “Литературная Самара. Горький в Самаре”. В нашей экскурсии вы познакомитесь с литературными деятелями, чьи судьбы связаны с историей нашего края и нашего города. Также мы узнаем о том, какое место Самара занимает в жизни и творчестве Алексея Максимовича Горького. В середине 19 в. одних литераторов привлекала природа и климат Самары, другим она была интересна как место, связанное с важными историческими событиями, для третьих это был просто город, через который проходил их путь. С нашим самарским краем связаны имена многих выдающихся писателей и поэтов XIX-XX веков. Державина, Пушкина, Дмитриева, Льва Николаевича Толстого, Алексея Николаевича Толстого, Горького, Бунина. Здесь был А. Н. Островский, который прожил здесь несколько недель, наблюдая уездный быт чиновников, помещиков, купцов, героев своих будущих пьес. Был и футурист В. Маяковский и блистательный К. Бальмонт, и Владимир Высоцкий. Здесь прошла и журналистская деятельность М. Горького, который именно в Самаре опубликовал свои знаменитые "Сказки старухи Изергиль" и "Песню о Соколе". Список этот можно и дальше продолжить. Но сегодня мы расскажем о некоторых из них. Прежде чем мы отправились в это путешествие, каждый из вас, ребята, получил задание. Посмотрим, как вы справились с заданием и что подготовили к этой экскурсии.

3. Выступление учащихся:

Слайд 4

1 ученик:

Самарский край – родина поэта, крупного представителя русского сентиментализма Ивана Ивановича Дмитриева. Баснописец, член Российской Академии, государственный деятель, минист юстиции. Он родился в 1760 году в селе Богородское (ныне Сызранский район). Здесь прошли его детские годы.

Стихотворение “К Волге”

Конец благополучну бегу!

Спускайте, други, паруса!

А ты, принесшая ко брегу,

О Волга! рек, озер краса,

Глава, царица, честь и слава,

О Волга пышна, величава!

Прости. Но прежде удостой

Склонить свое вниманье к лире

Певца, незнаемого в мире,

Но воспоенного тобой!

так воспевал поэт Волгу-матушку.

2 ученик:

- А вот как писал о Волге Державин Гаврила Романович:

Пристойно, Волга, ты свирепо протекала,

Как для побед татар тобой царь Грозный шёл;

Ты шумом вод своих весь полдень устрашала,

Как гром, тобою Петр на гордых персов шёл;

Державин Гаврила Романович. Русский поэт, государственный деятель, сенатор, первый в истории России министр юстиции. Родился в1743году в небогатой дворянской семье в деревне Кармачи Казанской губернии. Детство провёл в Яранске, Ставрополе (ныне Тольятти) и Оренбурге. Участвовал в подавлении пугачевского восстания. Среди владений семьи Державиных-село Богородское (ныне село Смоленское Борского района Самарской области).

3 ученик:

- Аксаков Сергей Тимофеевич- знаменитый русский писатель, автор известной сказки “Аленький цветочек”.Родился в дворянской семье, имевшей поместья в Самарской губернии в 1791году. Писатель часто ездил в симбирское имение отца и тетки. Путь его проходил через самарские села Байтуган, Неклюдово, Красное поселение. На реках Сок и Кондурча часто рыбачил. Описания самарского края легли в основу его некоторых произведений: “Записки ружейного художника”, “Детские годы Багрова-внука”,повесть “Наташа”.

4 ученик:

Пушкин Александр Сергеевич - поэт, прозаик, драматург.

Осенью 1833года с целью сбора сведений Пушкин посетил места, связанные с восстанием Пугачева. По дороге из Симбирска в Оренбург проехал через самарский край. Здесь поэт сделал дорожные записи, самарские наблюдения отразились в его творчестве. Первоначальный вариант повести “Капитанская дочка” содержит впечатления от проезда по левобережной степной дороге через Ставропольский и Самарский уезды : “Я ехал по степям заволжским. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Я видел одни бедные мордовские и чувашские деревушки”. Здесь несомненно отразились наблюдения поэта во время проезда по левобережной степной дороге через Ставропольский и Самарский уезды.

5 ученик:

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был связан с Самарским краем более двадцати лет.

Самара сыграла немалую роль в жизни русского писателя Л. Н. Толстого, в его творчестве. А для Самарской губернии трудно переоценить значение помощи крестьянам в голодные годы, которую неоднократно оказывал Толстой, привлекая всю российскую и зарубежную общественность. Впервые Лев Николаевич Толстой увидел Самарскую землю в мае 1851 года, когда отправился на Кавказ и проезжал мимо Сызрани. Одиннадцать лет спустя, в мае 1862 года, он вновь приезжает в наши края, врачи рекомендовали поехать в одну из степных губерний на кумыс. Пробыл с 27 мая примерно до 12июля. Из Самары он пишет : “Путешествие я сделал прекрасное. Места мне очень нравятся. ”. В 1871году покупает у полковника Н. П. Тучкова имение в Бузулукском уезде Самарской губернии и ежегодно посещает эти места. В письме к жене отмечает: ". Что здесь за воздух, это нельзя понять, не испытавши. ”.

Пребывание в Заволжье оставило глубокий след в душе Льва Николаевича, а собранный здесь материал положен в основу художественных произведений писателя.

6 ученик:

Денис Васильевич Давыдов-русский поэт, мемуарист, герой Отечественной войны 1812года. Генерал-лейтенант. Он является идеологом и одним из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812года. В 1832году вышел в отставку и поселился в своем имении в деревне Верхняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии. Именно здесь автор создал великолепные военно-исторические мемуары и многие стихотворения. “Гусарская баллада”, “Речка”, “Вальс” и другие.

7 ученик:

Островский Александр Николаевич - известный драматург, который дважды бывал в Самаре и в Сызрани. В1856 году по поручению великого князя Константина Николаевича писатель совершил этнографическую поездку по Волге; собранный в этой поездке материал был использован им в произведениях. Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. Его пьесы не сходят со сцены и в наши дни. Островский является автором более пятидесяти пьес. “Гроза”, “Бесприданница”, “Волки и овцы” и многие другие.

Слайд 5

8 ученик:

- Ещё одна знаменитость-это известный писатель Алексей Николаевич Толстой.

Алексей Николаевич Толстой родился в городе Николаевске (ныне Пугачев) Саратовской губернии. Детство Толстого прошло в имении отчима на хуторе Сосновка под Самарой (ныне село Павловка Красноармейского района). Из-под его пера вышли известные романы “Петр Первый”, “Гиперболоид инженера Гарина”, трилогия “Хождение по мукам”,повести, рассказы, пьесы. В Самаре сохранилась усадьба, где Толстой жил в юности. Здесь 6 января 1983года был открыт мемориальный музей Толстого. В год 100-летия писателя одна из самарских улиц (бывшая Казанская) получила имя Алексея Толстого.

Слайды 6,7

1 ученик:

Судьба яркого литератора XX века Алексея Максимовича Горького тесно связана с Самарой. С 23 февраля 1895 года по 13 мая 1896года Максим Горький жил в нашем городе. Недолгое пребывание в губернском центре оставило заметный след как в творчестве и личной жизни писателя, так и в культурной и общественной жизни Самары. Супруга литератора Екатерина Пешкова (Волжина) относит самарский период к одному из важнейших в жизни Горького.

Слайд 8

Сотрудник редакции “Самарской газеты” А. А. Смирнов-Треплев, близко знавший А. М. Горького так сообщает о появлении будущего знаменитого писателя в городе:

“Весною 1895 года самарские обыватели с любопытством разглядывали появившегося в их городе юношу-оригинала. Высокий, плечистый, слегка сутулый, он шагал по пыльным улицам, грязноватым базарным площадям, заходил в трактиры и раскрытые двери лавчонок, словом, толокся среди пестрой толпы и нарядной “публики”, всюду как бы вглядываясь в “гущу жизни” и прислушиваясь к её гомону и крикам. Встречных, особливо из “господ”, удивлял его разношё рстный сборный костюм: старенькая, темная крылатка, раздувавшаяся на ходу; под нею русская рубашка, подпоясанная узким кавказским поясом; хохлацкие штаны синие, бумажные; сапоги татарские, мягкие с вставками из кусочков зеленой, красной и желтой кожи; в руках – толстая палка. на голове - черная, мягкая шляпа, с большими, обвисшими от дождя полями. Из-под шляпы висели длинными прядями светлые волосы. Странный парень забирался и в окрестности города, на дачи, бродил в засамарских пожнях (пожня-поле, на котором сжат хлеб; покос, луг, по реке Татьянке; переправлялся на “тот бок” Волги, в Рождествено, всюду суя свой острый, с чётко вырезанными ноздрями нос!”

Слайды 9,10,11,12,13,14,15,16

2 ученик:

- Горький приехал в Самару 22 февраля 1895 года. Первое время после приезда город Алексею Максимовичу не нравился. Но позднее он знакомится со многими интересными людьми, после чего меняет свое мнение о городе. Здесь он знакомится с Яковом Львовичем Тейтелем,

С. П. Скитальцем, наконец, в Самаре Горький встретил Екатерину Павловну Волжину, ставшую женой писателя. Самара стала школой жизни и совершенствования литературных дарований писателя. В период пребывания в нашем городе отчетливо обнаружилась многогранность личности Горького-беллетриста, поэта, публициста. Сотрудничество с “Самарской газетой” имело больше значение для становления Горького-литератора. Работа Горького в “Самарской газете” начинается с рассказа “Два босяка”, напечатанного в октябре 1894 года. “Песню о Соколе” Горький опубликовал сразу после своего приезда в Самару, а точнее 5 марта 1895 года. Вскоре, а точнее 13 апреля 1895 года, появился в газете и рассказ “Старуха Изергиль.

Слайд 17

3 ученик:

В Самаре Алексей Максимович Пешков становится профессиональным писателем, определяет для себя важнейшие особенности своего отношения к жизни, своего понимания задач художника. Позднее Горький говорит, что телом он родился в Нижнем Новгороде, духовно в Казани, а как писатель в Самаре.

В 1895 году был напечатан целый ряд рассказов под общим названием “Теневые картинки”. Третий рассказ назывался “В Черноморье”. Это и есть знаменитая “Песня о Соколе”. За 1895 - 1896 г. г. в “Самарской газете” были напечатаны следующие произведения: “На плотах”, “Рассказы старухи Изергиль”, “История с застежками”, “Однажды осенью”, “Красавица”, “Вывод”, “Дележ”, “Огорчение”, “Сказка”, “ Ма-аленькая”, “Колюша”, “Одинокий”, “Неприятность”, “О том, как поймали Семагу”, “Бабушка Акулина”, “Извозчик”.

Слайд 18

4 ученик:

- В газете Горький печатает фельетоны и публицистические рассказы под псевдонимом Иегудиил Хламида. Одной из самых важных тем его фельетонов становится тема сочувствия трудовым людям, которых нещадно грабят и обирают, эксплуатируют и угнетают. Горьковские фельетоны отличались резкостью и смелостью своих обличений, Иегудиил Хламида умел быть “бичом обывательской совести”, бичом самодурствующих фабрикантов и купцов, чиновничьего произвола, тупого и равнодушного мещанства. Вот что писал сам Горький о своей работе: "Потом, когда я писал в "Самарской газете" плохие ежедневные фельетоны, подписывая их хорошим псевдонимом Иегудиил Хламида, Короленко посылал мне письма, критикуя окаянную работу мою насмешливо, внушительно. строго, но - всегда дружески".

Слайд 19

5 ученик:

С именем Горького-писателя, журналиста, автора пьес-тесно связана история театральной Самары. “В городе есть театр, красное здание очень занимательного архитектурного стиля”,-писал М. Горький в марте 1896года. В Самаре Горький часто посещал театр. В 1895-1896годах на страницах” Самарской газеты”автор публикует свои театральные рецензии.

Он требует профессионального и честного отношения к искусству, требует, чтобы актеры не растворялись в невежественной массе провинциального мещанства, а помнили о своем общественном долге, ответственности за театр и его высоком назначении. Он энергично выступает против антрепренеров, подчиняющих искусство интересам своего кошелька и горячо поддерживает идею создания народного театра.

Слайд 20

6 ученик:

- За время работы в "Самарской газете" Горький опубликовал в ней около 300 фельетонов. Иегудиил Хламида не боялся испортить отношения с городскими властями. Он боролся с грязью на улицах, с дикостью, пьянством, человеческим хамством. Герои фельетонов - самарские чиновники часто узнавали себя, и как огня боялись газетной критики. В своем письме писателю В. Г. Короленко, по рекомендации которого Горький был принят в "Самарскую газету", он пишет: "Но - газета! Я ею доволен, она не дает спокойных дней здешней публике. Она колет, как еж. Хорошо! "

Слайд 21,22,23

7 ученик:

- Горький прожил в Самаре всего 15 месяцев. Но он оставил в городе заметный след. Сегодня о пребывании Горького в нашем городе напоминают не только литературно-мемориальный музей и мемориальные доски. Имя писателя носит академический театр драмы. Именем Горького названа одна из центральных улиц Самары- именно здесь, у Волги, так любил бывать писатель. В доме Д. С. Кишкина, где жил А. М. Горький, был создан литературно-мемориальный музей имени А. М. Горького. В настоящее время музей закрыт, а экспозиция временно находится в фонде музея А. Толстого. Также имя Горького носит центральный парк культуры и отдыха –Загородный парк. В Струковском саду, где нередко прогуливался писатель, установлен памятный бюст работы скульптора Игоря Фёдорова.

4. Слово учителя:

Памятник Алексею Максимовичу установлен не только в нашем городе, но и во многих других, ребята. Давайте посмотрим в каких ещё городах есть памятники.

Слайды 24,25,26,27,28,29

Я бы хотела напомнить о том, что писателю первое время город не нравился. Приглашаю вас прогуляться по тем местам, где когда-то любил прохаживаться сам Алексей Максимович Горький. Сейчас мы с вами увидим каким был город Самара в годы пребывания Горького. И каким стал в наши дни.

Слайды 30,31,32

- Так выглядел Струковский сад, в котором любил гулять Алексей Максимович. А так он выглядит сейчас.

Слайды 33,34

- Узнали нашу набережную? Такой увидел её Горький. Берег Волги был неблагоустроен до конца 30-х годов прошлого века.

С того времени многое изменилось. Сегодня набережная-это гордость Самары. Здесь хорошие пляжи, фонтаны, цветочные клумбы. Сейчас мы видим благоустроенную набережную с современными домами. Насколько она преобразилась! В заключение послушайте два стихотворения и посмотрите ещё одну презентацию, чтоб вы могли увидеть Самару какой она была в те годы, когда здесь жил Горький и какой она стала в наши дни. Думаю многие улицы и дома вы узнаете. Присмотритесь внимательно.

5. Выстуление учащихся:

1) Стихи А. Анайкина “Улочки купеческой Самары”, 2). Стихи С. Юдина “Самара”.

6. Подведение итогов:

На этом, ребята, наша экскурсия подошла к концу. Сегодня мы с вами совершили виртуальную экскурсию и в прошлое, и в настоящее. Прошлись по улицам нашего города.

• Вы узнали много интересной информации. Надеюсь вам понравилось? Что запомнилось?

• Что произвело на вас впечатление? Перечислите ещё раз какие писатели бывали в наших краях.

Спасибо за внимание и до новых встреч.

Приложение 1

Приложение 2

Список литературы и интернет-ресурсов.

1. Литературная Самара XIX-XX веков.

2. А. С. Носков. “А. С. Пушкин и самарский край”. Краеведческие заметки. Самара. Самарский дом печати, 1997г.

3. В. А. Западов. “Алексей Николаевич Толстой. Книга для учащихся. М. ,Просвещение, 1981г.

4. Лев Толстой и Самара : Воспоминания, письма, статьи. Составитель А. И. Мартиновская, М. С. Силина, Куйбышев, 1988г.

7. https://www.0zd.ru/literatura/gorkij_v_samare.html

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Самара на все времена» (старший дошкольный возраст)Дидактическая игра «Самара на все времена» (старший дошкольный возраст) Дидактическая игра "Самара на все времена".Возраст детей: 6 – 7 лет. Кол-во игроков: 1 – 6. Методическая ценность: игра возбуждает у детей.

Фотоотчёт об экскурсии в музей «Самара космическая»Фотоотчёт об экскурсии в музей «Самара космическая» Наверно, ничто так не манит детей, как космические просторы. Тысячи вопросов возникает у них про небо, про звёзды, про жизнь на других.

Конспект НОД «Осенняя литературная гостиная»Конспект НОД «Осенняя литературная гостиная» Конспект НОД " Осенняя литературная гостиная" Ведущая образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Мы живем в городе Самара» НОД Познание окружающего мира и социализация в средней группе «Яблонька» Тема: «Мы живем в городе Самара» Воспитатель: Колесникова Е. В.

Конспект НОД «Самара — мой родной город» в старшей группе (c использованием мультимедийной презентации)Конспект НОД «Самара — мой родной город» в старшей группе (c использованием мультимедийной презентации) Цель: воспитывать в детях маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом. Задачи: - расширять и.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского. (между 2 ср. гр.)Цели:-Учить детей быстро определять название сказки по иллюстрации. -Продолжать.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час для школьников «Литературная Самара»
Опубликовано: 20 октября 2023 в 09:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД