Лучший педагог года

Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере

Валентина Дагбаева
Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере

Тема: Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере.

Лекция (2 часа).

1. Вводная часть.

2. Олигофрения: понятие, причины, степени и формы.

3. Детская органическая деменция: понятие, причины и формы.

4. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности (ЗПР) : понятие, причины и классификации разных авторов.

1. Вводная часть.

Публикация «Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере» размещена в разделах

К группе детей с нарушениями в интеллектуальной сфере относятся дети с клиническим диагнозом олигофрения (малоумие, детская органическая деменция (приобретенное слабоумие) и пограничные формы интеллектуальной недостаточности (ЗПР).

2. Олигофрения: понятие, причины, степени и формы.

Олигофрения (О) - недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС в пренатальный (внутриутробный, натальный (родовой, постнатальный (первые годы жизни - 2,5 года) периоды. При О органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный характер, поэтому дети -олигофрены способны к развитию, но на специфической основе.

Выделяют три степени проявления олигофрении:

- идиотия (невежда, интеллектуальный коэффициент (iQ) = 0-20);

- имбицильность (беспомощный) резко выраженная (iQ= 21-34,

умеренно выраженная (iQ= 35-49);

- дебильность (слабый, хилый, iQ= 50-70).

При идиотии отмечается резкое снижение реакции на окружающее. Ощущения относительно сохранны, восприятие неполноценно из-за отсутствия необходимых умственных операций. Речь отсутствует, воспроизводит нечленораздельные звуки, иногда отдельные слова или короткие фразы, смысл которых ему недоступен. Сознание собственной личности отсутствует, осмысленная деятельность невозможна. Эмоции элементарны и связны с общим самочувствием, с удовлетворением биологических потребностей. Отмечаются грубые дефекты физического развития: диспластичность телосложения, деформации черепа, пороки костной системы. Эти дети беспомощны, не способны жить самостоятельно, требуют ухода и надзора. Продолжительность жизни в среднем 16-20 лет.

При имбицильностиреакция на окружающее носит более оживленный, разнообразный характер. В своем развитии способны достигнуть более высокого уровня, чем при идиотии. Преобладает механическая память. Дети способны овладеть речью, но на дефектной основе: скудный словарный запас, дефекты звукопроизношения, аграмматизмы (несогласованность слов в предложении в роде, числе и падеже). Способны овладеть элементарными навыками чтения, письма и порядкового счёта (отвлечённый счет недоступен). Доступны элементарные виды труда.

В клинической картине дебильностивсегда отмечаются типичные признаки нарушения интеллекта - косность мышления, неспособность к образованию абстрактных понятий, обладают хорошей механической памятью, благодаря которой дети способны прибрести достаточный запас сведений, элементарныхнаучных знаний. Зачастую не знают смысл используемых в речи слов, так как слово не имеет обобщающей функции. Затруднен переход от чувственного познания к рациональному, от конкретного мышления к абстрактному. Им свойственны недостаточная способность к самообладанию, к подавлению влечений, импульсивность поведения, повышенная внушаемость, подражательность, низкая критичность, отсутствие творческой инициативы, самостоятельности, любознательности, способность к овладению несложной профессией (не требующей умственного напряжения, персональной и материальной ответственности) и социальной адаптации.

В клинической картине выделяют разные формы проявления олигофрении:

- неосложнённые;

- осложнённые различными синдромами;

- атипичные (сопутствующие аномалии в сенсорных органах - слуха, зрения).

3. Детская органическая деменция: понятие, причины и формы.

Деменция (Д) - стойкое приобретенное и, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройством памяти, эмоционально-волевой сферы. При деменции отмечается распад психики. Причины Д:перенесённые нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, шизофрения, эпилепсия, гидроцефалия. При Д отмечается неравномерная недостаточность в познавательной деятельности, т. е. дети могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, но практически неспособны ими воспользоваться вследствие нарушений памяти, внимания, работоспособности. Для них характерны обще-двигательная расторможенность, возбудимость, недостаточная произвольность поведения. Выделяют две формы проявления деменции:

- резидуальная (остаточные явления поражения мозга, не приводящие к деградации в связи с прекращением патологического процесса в ЦНС);

- прогредиентная (отмечаются текущие патологические процессы в области головного мозга, приводящие к значительному распаду психики, вплоть до полной деградации).

Формы олигофрении, представленных в классификации В. В. Русских.

(Открыть книгу) :

1. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности (ЗПР) : понятие, причины и классификации разных авторов.

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития ребенка. Уровень психического развития занимает промежуточное положение между нормой и отклонением. Причины ЗПР:

- дефекты в конституции ребёнка или гармонический психофизический инфантилизм (отставание в психическом и физическом развитии);

- соматические заболевания (хронические заболевания внутренних органов, тубинфецирование, аллергические заболевания и др.);

- психотравмы (неблагополучие в семье, школе);

-органические поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция);

- дефекты воспитания (социально-педагогическая или педагогическая запущенность);

- незначительные дефекты в сенсорных органах (слуха, зрения);

- речевой дизонтогенез (общее недоразвитие речи).

У детей с ЗПРотмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих у них церебрастении (ослабление функции мозга, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность у детей с ЗПР характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слухового и зрительного восприятия. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении учебного материала. Внимание неустойчивое, память ограничена в объёме и непрочна, преобладает наглядно-действенное мышление над наглядно-образным и словесно-логическим. Отмечаются незначительные нарушения речевых функций (недосформированность звукопроизношения, их дифференциация, бедность словарного запаса, неполнота фразовой речи). ЗПР ярче проявляется в начале школьного обучения из-за недостаточности знаний, представлений об окружающем мире, незрелость эмоциональной сферы и мотивации (отсутствие познавательных и преобладание игровых мотивов, несформированность произвольного поведения. Детей с ЗПР нередко ошибочно относят к детям-олигофренам. При олигофрении недоразвитие психики носит стойкий характер, а при ЗПР - временный, в связи с чем, учебные возможности намного выше и способны обучаться в общеобразовательной школе.

В настоящее время представлены классификации ЗПРразных авторов:

Классификация М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (1972, 1973).

М. С. Певзнер и Т. А. Власовой было предложено разделять общую группу ЗПР на два вида.

1. Неосложненный психофизический и психический инфантилизм.

2.“Вторичная” ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.

В дальнейшем на основе этой классификации К. С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:

1. ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой).“Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста”. Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность. Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В таких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения (грацильностью). Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловлено наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития (А. Ф. Мельникова, 1936; Г. Е. Сухарева, 1965). Иногда его так же связывают с особенностями внутриутробного развития, в частности, многоплодия (Г. П. Бертынь (1970) об относительной частоте гармонического инфантилизма у близнецов).

2. ЗПР соматогенного происхождения.

Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). “Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности”.

3. ЗПР психогенного происхождения.

Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трё х основных случаях:

- недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979 и др.). У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Лебединская отмечает отдельно, что этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации;

- гиперопека, или воспитание по типу “кумира семьи”. Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они “привязывают” ребёнка к себе, одновременно и потакая капризам ребёнка, и заставляя его поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные так и мнимые. Таким образом, ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности, соотносить свои желания и потребности с усилиями которые надо приложить чтобы их реализовать, в результате, возникает всё та же неспособность к торможению собственного аффекта, эмоциональная лабильность, и т. д. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма;

- развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижению успеха, следовательно, такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения.

Это наиболее часто встречающийся вариант. Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные.

При психической тормозивности наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.

Классификация В. В. Ковалева (1979). Он выделяет четыре варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:

- дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);

- энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);

- ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха);

- ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).

Формы Состояния Причины

Дизонтогенетические - интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма;

- интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности;

- искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью. -cледствие нарушения созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом системы лобной коры, и их связей.

Энцефалопатические

- цереброастенические синдромы с запаздыванием школьных навыков;

-психоорганический синдром с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций;

- органическая интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах;

- интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдром алалии). - конституционально-генетические;

- внутриутробная интоксикация;

- легкая форма родовой патологии;

- токсико-инфекционные воздействия в первые годы жизни.

Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств - интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте или тугоухости;

- интеллектуальная недостаточность при слепоте, возникшей в раннем детстве. -cенсорная депривация;

-замедленное и искаженное развитие познавательных процессов в связи с дефицитом анализаторов (зрение и слух, которым принадлежит ведущая роль в познании окружающего мира

Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства - педагогическая запущенность;

- социально-педагогическая запущенность. - психическая незрелость родителей;

-психические заболевания у родителей;

-неадекватные стили семейного воспитания.

Публикации по теме:

«Обязанности и ответственность родителей в сфере образования». Консультация для родителей Очень часто наши с вами родители всю ответственность за воспитание детей перекладывают на плечи педагогов, но хочется им заметить, что ребенок.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере»Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере» Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере. Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере
Опубликовано: 25 октября 2021 в 07:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД