Погорелова Наталия Николаевна
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков [Л], [Л’]
▼ Скачать + Заказать документы
1.«Улыбка – хоботок» - губы растянуть в улыбку, чтобы видны были сомкнутые губы, произносить звук «И». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Затем вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой», произносить звук «У». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Повторить 5-6 раз.
2.«Толстячки-Худышки» - ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 сек. Губы сомкнуты!
Публикация «Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков [Л], [Л’]» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Темочки
3.«Футбол» - язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 сек. Рот закрыт. Ребенок контролирует движение языка, приложив пальчики снаружи щек.
4.«Чистим верхние зубки» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны.
Важно! 1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить за тем, чтобы он находился у десен.
5.«Иголочка» - открыть рот, высунуть язык как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык не лежит на нижней губе, а выдвигается вперед.
6.«Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать 8 раз. Двигается только язык – нижняя челюсть неподвижна! Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому!
7.«Часики +Иголочка» - выполняем с чупа-чупсом. Важно! Следить за тем, чтобы язык не задевал нижнюю губу. Упражнение выполняется в медленном темпе. Договариваемся с ребенком: «Когда я произнесу «пять», ты должен остановить язык и достать им чупа-чупс». Считать сначала по порядку, потом в хаотичном порядке (1, 2, 3, 6, и т. д.)
8.«Парус» - сделать чашечку, завести язык в рот. Поставить кончик языка за бугорки за верхними зубами, при этом выгнув среднюю часть спинки языка вперед. Рот в это время широко открыт, губы улыбаются. Добавить звук [Ы]. Повторить 5 раз.
9.«Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится бл-бл-бл. Важно! Кончик языка загибается кверху.
10. «Качели» - рот открыт. Губы слегка в улыбке. Напряжённым языком дотронуться до оснований верхних зубов, затем до оснований нижних зубов. Медленно, стараться надавить на зубы в момент прикосновения. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, рот не закрывался, работал только язык. Так поочерёдно менять положение языка 6 раз. Повторить 5 раз.
11.«Пароход» - широко улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук [Ы] : ы-ы-ы-ы («пароход гудит»). Важно! 1. Теплый воздух выходит по бокам. 2. Если при пропевании звука [Ы] получается мягкий звук [Ль], попросите ребенка еще больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.
12. «Песенка» - улыбнуться и приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, покусывая его зубами, произносить ла-ла-ла. Следить за тем, чтобы кончик языка неподвижно лежал на верхней губе и не прятался в рот.