Лучший педагог года

Комплекс дидактических игр по формированию процессов словоизменения

ЕЛЕНА КОСЕНОК
Комплекс дидактических игр по формированию процессов словоизменения

Формирование словоизменения существительных

«ВОЛШЕБНИК»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.

Ход игры: Логопед предлагает ребёнку стать волшебнику и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением одного предмета, «превратить» его в другой, образовав форму множественного числа. Если ребёнок выполняет задание правильно, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение нескольких предметов.

Глаз - глаза, кресло - кресла, яйцо - яйца, гнездо - гнезда, лист - листья, крыло - крылья.

«ОДИН - ОДНА - ОДНО - ОДНИ»

Публикация «Комплекс дидактических игр по формированию процессов словоизменения» размещена в разделах

Цель: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.

Ход игры: Логопед поочередно бросает детям мяч и называет слова:

карандаш - рука - колесо - сапоги;

фартук - шапка - яблоко - петухи;

конь - кровать - одеяло - машины;

чемодан - кастрюля - полотенце - волки.

Ребёнок, возращая мяч, называет подходящее к названному слову слова: один, одна, одно, одни.

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.

Ход игры: Разбить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного предмета, а вторая - нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня дерево». Из другой - «У меня деревья». Эти дети становятся рядом.

«А У ВАС?»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.

Ход игры: - У меня кукла, а у тебя? - А у меня куклы? (По картинкам, игрушкам, предметам)

«КТО ЧТО НАРИСОВАЛ?»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.

Ход игры:

- Что нарисовал мальчик? - шар.

- Что нарисовала девочка? - шары.

Цель: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.

Ход игры: Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

«КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ»

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных.

Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

Винительный падеж

«КТО САМЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ»

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры: Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

- Я вижу стол, окно, стул … -Я вижу столы, окна, стулья…

«КТО ПОДБЕРЕТ БОЛЬШЕ СЛОВ?»

Цель: закрепление формы винительного падежа.

Ход игры: Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

- Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, и т. д.)

- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

- Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

Родительный падеж

«КТО ЧТО ЛЮБИТ?»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже единственного числа.

Ход игры: Детям демонстрируется предметные картинки с изображением животных и предлагается ответить на вопрос: кто что любит?

Кошка любит. (молоко).

Собака любит. (кость).

Корова любит. (траву).

Медведь любит. (мёд).

Заяц любит. (морковку).

Волк любит. (мясо).

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже единственного числа.

Ход игры: Логопед начинает предложение и просит ребёнка закончить его, отвечая на поставленный вопрос. После этого ребёнок должен произнести предложение целиком.

Врач лечит (кого) … Художник рисут (кого) …

Парикмахер стрижет (кого) … Мышка боится (кого) …

Пастух пасет (кого) … Учитель учит (кого).

Машинист ведёт (что) … Водитель ведёт (что) …

«ЧТО БЕЗ ЧЕГО?»

Цель: закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда» .

Оборудование: На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Ход игры: Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

Стул без ножки. Машина без колеса.

Стул без спинки. Шуба без воротника.

Кастрюля без ручки. Чайник без носика.

Платье без рукава. Расческа без зубчиков

Кофта без пуговиц. Грузовик без фары.

«ЧЕГО МНОГО?»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: Логопед раздаёт детям картинки с изображением нескольких одинаковых предметов. У логопеда - картинки с изображением этих же предметов в единственном числе. Логопед показывает детям свои картинки и говорит: «У меня один флажок». Ребёнок, у которого есть картинка с изображением нескольких флажков, отвечает: «У меня много флажков».

Стул - много стульев

Дерево - много деревьев

Тетрадь - много тетрадей

Карандаш - много карандашей

Кукла - много кукол.

Дательный падеж

«КОМУ ЧТО НУЖНО?»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в дательном падеже единственного числа.

Ход игры: На наборном полотне выставлены картинки с изображением диц разных профессий и животных. Логопед раскладывает перед детьми предметные картинки и предлагает ответить на вопрос «кому что нужно?», сгруппировав картинки соответствующим образом:

а) человеку какой профессии нужны эти предметы:

игла, бинт, указка, ножницы, малярная кисть, лекарство, краски, скрипка, кастрюля, белый халат, поварской колпак, метла, лопата.

б) Какому животному нужна такая еда:

морковка, трава, молоко, овёс, рыба, желуди, мёд, орехи, зерно, сено.

«КОМУ ЧТО ДАДИМ?»

Цель: закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные».

Оборудование: На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (сено, яблоко, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.).

На столе - игрушечные животные (корова, лошадь, еж, белка, медведь, кошка, собака, свинья).

Ход игры: дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки.

Творительный падеж

«КТО ЧЕМ УПРАВЛЯЕТ?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».

Оборудование: На доске картинки с изображением различных видов транспорта.

Ход игры: Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто управляет автобусом, самолетом. ?» Дети должны ответить полным предложением.

Автобусом управляет водитель. Грузовиком управляет шофер. Поездом управляет машинист. Вертолетом управляет вертолетчик. Самолетом управляет летчик. Кораблем управляет капитан. Мотоциклом управляет мотоциклист. Велосипедом управляет велосипедист. Ракетой управляет космонавт.

«КТО ЧЕМ РАБОТАЕТ?»

Цель: закрепление формы существительных творительного падежа.

Ход игры: Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.). Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Кто чем работает?»

Парикмахер - ножницами,

маляр - кистью, плотник - топором,

дворник - метлой, лесоруб - пилой,

садовник - лопатой.

«КТО ЧЕМ ЗАЩИЩАЕТСЯ?»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в творительном падеже единственного числа.

Ход игры: Логопед раздаёт детям картинки с изображением животных и просит сказать, кто чем защищается.

Кошка защищается. (когтями). Лошадь защищается. (копытами).

Собака защищается ….(зубами). Слон защищается. (хоботом).

«ОТВЕТЬ НА ВОПРОС»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в творительном падеже единственного числа.

Ход игры: Логопед задаёт детям вопросы и предлагает на них ответить:

а) с опорой на предметные картинки:

шьют (чем) …

рисуют (чем).

копают (чем).

Картинки: игла, карандаш, лопата.

б) без опоры на предметные картинки:

слушаем (чем) …. ушами

думаем (чем) …. головой

смотрим (чем) …. глазами

едим (чем) … ложкой, вилкой

топаем (чем) …. Ногами

Формирование словоизменения с предлогами

«ГДЕ ЧТО РАСТЕТ?»

Цель: закрепление формы предложного падежа.

Ход игры: На доске слева - картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа - картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на огороде.

Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко, «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

«КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В.

Ход игры: Дети подбирают пары картинок, отвечая на вопрос логопеда: «кто где живёт?».

- Лиса живёт в норе.

- Медведь живёт в берлоге.

- Белка живет в дупле.

- Волк живет в логове.

- Собака живет в конуре.

«КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?»

Цель: закрепление предложных конструкций с предлогом ИЗ.

Ход игры: Дети отвечают на вопрос логопеда полным предложением, выделяя голосом предлог ИЗ.

- Какая каша из. (манки, пшена.? - Из манки каша манная.

- Какой суп из. (фасоли, гороха, свеклы, грибов, овощей? - Из фосоли суп фасолевый.

- Какое варенье из. (малины, вишни, яблок.)

- Какой сок из. (моркови, груши, апельсина?

Возможен и такой вариант вопросов: “Из чего делают. (напр., апельсиновый сок?

«СДЕЛАЙ, НЕ ОШИБИСЬ»

Цель: закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий.

Ход игры: Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.)

- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

- Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку?

- Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?

- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

- Положи эту вещь между двумя другими предметами. Где она?

- Положи эту вещь выше (ниже) другого предмета. Где она?

- Положи эту вещь правее (левее) другого предмета. Где она?

- Встань так, чтобы дверь была слева (справа, сзади) тебя, перед тобой. Где дверь?

«ДОБАВЬ СЛОВА» Игра с мячом

Цель: закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади.

Ход игры: Логопед начинает предложение и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

- Стол стоит..

- Полочка с цветами висит. .

- Мишка сидит. .

- Кукла лежит. .

- Дверь находится. .

«УМЕЙ НАЙТИ СВОЁ МЕСТО»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Ход игры: Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВПЕРЕДИ, СЗАДИ (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.) Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: За кем ты стоишь (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?

«СКАЖИ, КУДА МЫ ПОЛОЖИЛИ?»

Цель: закрепление употребления в речи предлогов.

Ход игры: Один ребенок выходит из комнаты. Остальные дети прячут игрушки (мелкие предметы). По сигналу ребенок возвращается в комнату и ищет предмет. Когда он отыщет предмет, он говорит, где тот находился. Играющие договариваются, что будут в начале подсказывать, куда положили предмет, например: мяч под. ,мяч за. и т. д.

«УГАДАЙ, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?”»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.

Ход игры: Логопед назначает ребенка, который должен определить изменения в расположении игрушек, размещенных на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь - под столом, домик стоял посреди стола, а теперь - под столом и пр. Число, состав, положение предметов следует разнообразить. Можно играть без предметов. Дети будут менять свои места в комнате.

УПРАЖНЕНИЕ В ПАДЕЖНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ СОГЛАСОВАНИИ

Например: В доме большое. окно.

Я подошел к чему?. (к большому окну).

Я мечтаю о чем?. (о большом окне).

У меня растут цветы под чем?. (под большим окном).

«КТО САМЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ?»

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлог НА.

Ход игры: Логопед или ребенок останавливает взгляд на любом предмете, находящемся в комнате, говоря при этом начало фразы: «Я смотрю на…- дети добавляют - цветок».

«ИГРА В НЕДЕЛЮ»

Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА.

Ход игры: В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одно из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели. Затем логопед задает, например такие вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?

Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года.

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.

Оборудование: зеркальце.

Ход игры: Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение - считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдете - ответьте, куда он спрятался». Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу»

«ПРЯТКИ»

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т. д.

«НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги.

Ход игры:

- С кем ты стоишь?

Формирование словоизменения прилагательных

«МОЙ, МОЯ»

Цель: Закрепление согласования существительных с притяжательными прилагательными мой, моя, мое в роде.

Ход игры: Логопед раздает предметные картинки так, чтобы у каждого были картинки с предметами мужского, женского и среднего рода. Затем он предлагает внимательно рассмотреть эти предметы, отобрать только те, о которых можно сказать: «Это мой красный.». «Это моя синяя.». Далее дети называют предметы, определяя род путем подстановки притяжательного прилагательного: «У меня мой огурец». Победит тот или та команда, кто сделает меньше ошибок в ответе и правильно и быстро отберет нужные карточки (ответ должен состоять из двух слов).

Вариант:

Ход игры: Одновременно с определением рода с помощью притяжательных прилагательных мой, моя, мое дети закрепляют знание геометрических форм.

В начале игры логопед дает образец ответа: «Мой треугольный сачок». Для всех детей выставляется одна сигнальная карта с изображением геометрической формы. Из имеющихся картинок дети должны отобрать и показать картинки с предметами треугольной формы всех родов. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победит тот, кто наберет больше фишек (ответ должен состоять из трех слов).

«СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ»

Цель: Учить сравнивать предметы, сопоставляя их по характерным признакам, образуя сравнительную степень качественных имен прилагательных. Учить подбирать антонимы к именам прилагательным.

Ход игры : Каждому ребенку дают по две карточки с изображением как из одной группы обобщающих понятий, так и близких.

Например: огурец - помидор, виноград - картофель, холодильник - шкаф.

Возможный вариант ответов: «Огурец и помидор - овощи. По форме огурец овальный, а помидор - круглый, красный. Если помидоры не спелые, то могуг быть зеленые. Огурец твердый, а помидор может быть и твердым, и мягким. И огурец, и помидор сочные. Сок из огурца – огуречный, а из помидора – томатный». Далее ребенок может сравнивать, отмечая вкус.

Вариант: Перед ребенком выкладываются две сюжетные картины с изображением одних и тех же предметов, отличающихся характерными признаками.

Например, и там и там изображены: дом, дорога, дерево. Но один дом – кирпичный, другой – деревянный, одно дерево - высокое, другое - низкое и тд.

«НАЙДИ СВОЮ ПАРУ»

Цель: Обогатить словарь относительных и простых притяжательных прилагательных. Развивать навык образования относительных и притяжательных прилагательных.

Ход игры: На доске вперемежку выставляются предметные картинки, из которых дети должны составить пары: книга - книжная полка, бабушка - бабушкин фартук.

Например, «Я отобрал картинки «мех» и «меховая шапка», потому что меховая шапка сделана из меха.

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

Ход игры:

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют …).

У дятла красная голова, поэтому его называют …).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют …).

«КАКОЕ ЭТО БЛЮДО? ПОСУДА?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход игры:

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … ?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … ?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … ?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная - сделана из стекла.)

«КАКОЙ ЭТО ПРЕДМЕТ?» Игра с мячом

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак.

Ход игры: Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее логопед бросает мяч по очереди другим детям. Например:

Длинная - веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.

Длинный - поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.

Широкая - улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.

Широкий - шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.

Красная - звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина.

Красный - шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.

«НАЙТИ ПО ЦВЕТУ»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе.

Ход игры: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного.

Красное - яблоко, платье, пальто, кашне. Желтая - репа, тыква, сумка.

«РАДУГА»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного.

Ход игры: На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета.

Логопед: У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда или почти всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.

«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход игры: Дети выбирают себе кружки-краски разного цвета. Затем кладут их на палитру и называют краску: «У меня красная краска» и т. д. Затем детям раздают не раскрашенные картинки овощей (фруктов). Дети должны назвать, какой краской они будут раскрашивать данный овощ или фрукт. Например: «У меня помидор. Он красный, поэтому я возьму красную краску»

«КАКИМ КАРАНДАШОМ ТЫ БУДЕШЬ РАСКРАШИВАТЬ?»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход игры: Детям даются не раскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать.

Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья т. д.».

«ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.

Куртка (какая) - красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие) - коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой) - пушистый, вязанный…

Перчатки (какие) - кожаные, белые.

Шляпа (какая) - черная, большая…

Туфли (какие) - осенние, красивые…

Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая) - белая, праздничная….

Шуба (какая) - меховая, теплая…

Формирование словоизменения глаголов

«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Цель: упражнять в подборе к существительным глаголов.

Ход игры:

Яблоко - растёт, спеет, висит, падает, лежит и т. д.

Девочка - идёт, сидит, купается, кушает, смеётся и т. д.

Мяч - прыгает, скачет, катится, лежит и т. д.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: Согласование глаголов прошедшего времени в роде и числе.

Ход игры:

На дворе залаяли. (собаки).

Около дороги росли. (ели).

И т. д.

«КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?»

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить.).

Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В. Маяковского «Кем быть».

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

- Я буду летчиком, летать на самолетах.

- Я буду врачом, лечить детей.

- Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

«УМНАЯ СТРЕЛКА»

Цель: Согласование глаголов прошедшего времени в роде и числе.

Ход игры: Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия.

Логопед называет действие (рисует, играют, строят, умывается и т. д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают по ней предложение. (Дети строят башню. Девочка причесывается расческой и т. д.)

«ПОСЛУШНЫЙ РЕБЕНОК»

Цель: Совершенствование умения согласования глаголов с личными местоимениями.

Ход игры: Логопед. Сейчас я попрошу тебя что-то сделать, а ты - послушный ребенок - отвечаешь, что делаешь, показывая картинку.

- Иди! - Я иду! - Стой! - Я стою! - Беги! - Я бегу! - Читай! - Я читаю! и т. д.

«ЧТО СПРОСИЛА МАМА?»

Цель: Совершенствование умения согласования глаголов с личными местоимениями.

Ход игры:

«ВЫ ХОТИТЕ? - МЫ ХОТИМ»

Цель: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям:

- Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).

- Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.

-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

- Хочу.

- Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).

- Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

И так далее.

«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»

Цель: Совершенствование умения согласования глаголов с личными местоимениями.

Ход игры:

Мы идем, и вы идете. Мы поем, и вы. (поете). Мы берем, и вы. (берете).

Мы несем, и вы. (несете).

Формирование словоизменения существительных с именами числительными

«РАССМАТРИВАЕМ КАРТИНКУ»

Цель: Упражнять детей согласовывать существительное с числительным.

Оборудование: картинка с изображением петуха.

Ход игры: Логопед. Кто изображен на этой картинке? Верно, петух.

Про что у петуха можно сказать «одна»?

(Одна голова, одна бородка)

Про что можно сказать «два»? (Два крыла, два глаза)

Про что можно сказать «один»? (Один хвост, один клюв)

Про что можно сказать «две»? (Две шпоры) А чего у петуха много? (Перьев)

Публикации по теме:

Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов (подготовительная к школе группа). Тема «Дифференциация звуков.

Игры для развития фонематических процессов.Игры для развития фонематических процессов. Игра "Починим телевизор". Цель: развитие навыков фонематического синтеза. Оборудование: заламинированный макет телевизора, "экран" которого.

Использование ИКТ в развитии познавательных процессов старших дошкольников В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых,.

Картотека дидактических игр по формированию временных представлений дошкольников ИГРА «ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» (сутки)Оборудование: мяч. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим говоря короткую фразу, например: «Мы.

Комплекс электронных дидактических игр «Внимашки» Комплекс электронных дидактических игр «Внимашки» Цель комплекса: способствовать развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного.

Консультация для родителей «Формирование словоизменения у детей с ТНР с помощью дидактических игр» Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия.

Перечень методической литературы для изучения процессов интеграции Представленный список литературы для изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство поможет не только сформировать.

Перспективный план работы по формированию диалогических умений у детей 4 лет в процессе парных дидактических игр Перспективный план работы по формированию диалогических умений у детей четвёртого года жизни в процессе парных дидактических игр. Воспитатель.

Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста План: 1. Актуальность. 2. Цели и задачи. 3. Условия реализации (перечень дидактических игрушек, игр и пособий для детей группы раннего возраста).

Состояние словоизменения глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В словоизменении глаголов отмечается довольно большое количество ошибок, вследствие этого нарушается синтаксическая связь слов в предложениях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Комплекс дидактических игр по формированию процессов словоизменения
Опубликовано: 30 октября 2016 в 16:46
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД