Получи документы

Комплекс игр, игровых упражнений и заданий, направленных на формирование у детей умения толковать слова

галина лебедева
Комплекс игр, игровых упражнений и заданий, направленных на формирование у детей умения толковать слова
▼ Скачать + Заказать документы

I. Ознакомительный этап

1. Проведение с детьми беседы по теме «Толковые словари русского языка». Демонстрация основных словарей с примерами (словари Ожегова, Даля и др.).

2. Игры и упражнения.

«Копилка слов»

Цель: вызвать интерес к толкованию значения слова.

Материал: копилка (оформленная коробочка, напоминающая сундучок, пустые карточки.

Публикация «Комплекс игр, игровых упражнений и заданий, направленных на формирование у детей умения толковать слова» размещена в разделах

Ход: Ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя (который помогает в выборе слова) пишет интересное слово или слово, значения которого он не знает, но хотел бы узнать. Воспитатель собирает карточки в коробочку, чтобы на следующем этапе (этап обучения) доставать их и толковать вместе с детьми (см. игры «Устами младенца», «По цепочке» и др.).

Для формирования у детей представления о толковании слов предлагаются описательные загадки, которые дети отгадывают.

Практический материал

* * *

Всё время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит. (дятел)

* * *

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

* * *

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

* * *

Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много чёрных пятен,

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (леопард)

* * *

Она как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оборвёт-

Другой наживёт. (ящерица)

* * *

Ползёт наоборот,

Задом наперёд,

Всё под водой

Хватает клешнёй. (рак)

* * *

Этот овощ, каждый знает,

Часто пареным бывает.

Этот жёлтый корнеплод

Любит весь домашний скот. (репа)

* * *

Плоский хищник необычный.

Эту рыбу не забыть:

Может он свою добычу

Электричеством глушить! (скат)

* * *

Жил в былые времена

Предок нашего слона.

Шерстью длинной был покрыт

И клыками знаменит. (мамонт)

* * *

Она - снаряд стальной, свинцовый,

Что выпускают из винтовок,

Из автоматов, пистолетов.

Припомни мне вещицу эту. (пуля)

* * *

Если ребёнок ты смышленый,

Отгадай сосуд гранённый-

Проводник в нём носит чай…

Догался? Отвечай. (стакан)

* * *

Тот плакат нам помогает

И ребят оповещает

О концерте, Выступлении

Или цирка представлении. (афиша)

* * *

Как можно назвать чистоту,

Удобство, приятность в быту?

Порядок описанный тут,-

Привычный домашний… (уют)

* * *

Что за странный дождь идё т:

Капли все замёрзли в лёд

И по телу больно бьют?

Я бегу искать приют! (град)

* * *

Мясо я водой помыл,

В мясорубке измельчил.

Подскажите, что за массу

Изготовил я из мяса. (фарш)

* * *

Что за тёмный силуэт

За тобой слоняется?

Если солнца в небе нет,

Он не появляется. (тень)

Отгадать сейчас вам надо

Эту высшую награду

За заслуги боевые,

Достиженья трудовые. (орден)

Загадки для развития интереса детей к устаревшим словам :

* * *

Деревянный сельский дом.

Говорит народ о нём,

Что он красен не углами,

А блинами, пирогами. (изба)

* * *

Как вы считаете, кто он таков-

Воин отважный их Средних веков

В латах, кольчуге и прочих доспехах?

Думайте, братцы.

Желаю успеха. (рыцарь).

Загадки на многозначные слова

* * *

Первая с ниткой всегда неразлучна,

Шить, вышивать им на пару не скучно.

Дружит со шприцем подруга вторая,

Маленьких деток уколом пугая.

Третья на ёлке местечко нашла,

Место листочка она заняла.

Ну а четвёртая ёжику служит,

С колкой защитницей ёжик не тужит (игла)

Загадки на синонимы.

* * *

В языке родном, богатом

Много сходных слов, ребята.

Как назвать врача иначе?

Я желаю вам удачи. (доктор)

* * *

Что за прядь волос витая

Вдоль лица порой свисает?

Если любишь красоту,

Отгадай кудряшку ту. (локон)

* * *

Я озадачу здесь вас снова.

Теперь такая вам нагрузка:

Произвести замену слова,

Назвать термометр по-русски. (градусник)

Назови, одним словом.

Цель: развивать интерес детей старшего дошкольного возраста к толкованию слов.

Воспитатель:

"Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом :

-часы, которые помогают проснуться (будильник,

-большая ложка, с помощью которой наливают суп (поварешка,

-утренняя еда (завтрак,

-человек, который направляется в дальние страны (путешественник) и т. д. "

Ребенок называет слово.

Линия усложнения:

- Из числа детей выбирается водящий, который будет описывать слово, а остальные дети должны его назвать. С выбором слова и составлением описания помогает воспитатель.

- Дети самостоятельно подбирают и описывают слова.

II. Этап обучения

Чтобы научить детей толковать значения слов предлагаю следующие игры:

«Устами младенца».

Цель: формировать умение детей толковать слова разными способами.

Материал: слова, например, самолёт, блокнот, стол, карандаш, ромашка, слон, доска, окно, часы, кукла. Слова, имеющие несколько значений. Например, иголка, ватрушка, овсянка и т. д.

Ход игры:

Дети делятся на две команды по пять человек в каждой. С помощью считалочки определяется водящий. Ведущий (воспитатель) называет водящему слово, так чтобы остальные дети не слышали. Задача водящего объяснить значение слова. Участник какой команды быстрее назовёт слово, та команда получает жетон. Выигрывает команда, которая наберёт больше всего жетонов. Все дети должны побывать в роли водящего. Слова подбираются из разных лексических групп.

Линия усложнения:

Игры можно будет усложнять только при условии систематических упражнений.

- вначале рекомендуется подбирать для игры более простые слова, уже освоенные детьми. Потом можно подбирать слова определённой лексической группы, например, неологизмы.

- некоторое время при толковании значения слова дошкольники опираются на схемы, в дальнейшем дети старшего дошкольного возраста толкуют слова самостоятельно, без помощи опорной схемы;

- самостоятельно подбирают слова для их дальнейшего толкования;

- при толковании значения слов дети пользуются разными способами.

«По цепочке».

Цель: формирование умения детей старшего дошкольного возраста толковать слова.

Ход игры:

Дети делятся на две команды по пять человек в каждой. С помощью считалочки определяется водящая команда. Этой команде ведущий (воспитатель) задаёт слово, после чего все участники встают в шеренгу. Каждый участник называет только одну характеристику. Например, слово машина- это транспорт- у неё есть шины- двигатель- бывают маленькие и большие- сделана из железа. Задачей водящей команды является как можно точнее объяснить значение заданного слова. Если другая команда назовёт заданное слово, то водящих можно поощрить.

2 вариант игры «По цепочке».

Цель: формирование умения детей толковать многозначные слова,

выделять разные значения.

Материал: многозначные слова, например, мышка, ручка, лук и т. п.

Ход игры: Дети делятся на команды 2-3 человека. Из их числа выбирается команда, которая будет объяснять значение слова. Команда должна посовещаться и определить, кто какое значение будет объяснять (вначале потребуется помощь воспитателя) Дети становятся в шеренгу. Каждый участник должен объяснить одно из значений многозначного слова.

«Задай вопрос».

Цель: формировать умение детей старшего дошкольного возраста толковать слова, выделять существенные признаки.

Материал: тетрадь, волосы, фонарь, клубника, шуба и т. д.

Ход игры:

С помощью считалки выбираем водящего. Ведущий (воспитатель) задаёт слово водящему так, чтобы другие дети не его слышали. Первый вопрос задаёт ведущий (воспитатель). После этого дошкольники начинают задавать наводящие вопросы : «из какого материала он сделан?», «Какого цвета?», «Это игрушка?», - чтобы определить слово.

Линия усложнения:

- водящий самостоятельно придумывает слово, значение которого будет толковать;

- дошкольники опираются на схему;

- дети самостоятельно задают вопросы.

Данную игру можно проводить, также с целью формировать умения детей толковать слова, относящиеся к группе неологизмов, устаревших слов.

«Слова- родственники».

Цель: формировать умение детей толковать слова синонимическим способом.

Материал: изба, берет, глаза, рюкзак, брюки, машина и т. д.

Ход игры:

Ведущий (воспитатель) объясняет детям, что у каждого слова есть родственник. Это такое слово, которое имеет то же значение, но называется по-другому. Приводит пример: «Как вы думаете, у слова дом есть другие имена (родственники?» Дети отвечают, что есть, например, изба.

III Этап закрепления.

После проведения обучающего этапа предлагаю серию игр повторительного характера для того, чтобы закрепить умения в области толкования слов, сформированные на этапе обучения, и проверить, насколько хорошо они сформированы.

«Словарёнок».

Цель: Закреплять умение толковать слова из лексических групп неологизмов и устаревших слов, а также слов с абстрактным значением разными способами.

Материал: игровое поле, кубик, фишки.

Ход игры:

Каждый ребёнок выбирает фишку, которой будет играть. Считалочкой определяется первоочерёдность хода. Первый игрок бросает кубик и делает столько ходов, сколько точек выпало на кубике. Выигрывает тот, кто быстрее доберётся до финиша.

Обозначения:

* Слово, например «телевизор» - игрок должен объяснить значение данного слова;

* Х- пропуск хода;

* Н. (изображение подарочной коробки)- вспомнить слово неологизм и объяснить его значение.

* У. (изображение трости)- вспомнить и объяснить значение устаревшего слова;

Если толкование слова неверное, то фишка передвигается на ход назад.

«Помоги Нюше»

Цель: закрепить умение детей толковать слова неологизмы.

Материал: фотографии с изображением современных предметов. Например, компьютер, мобильный телефон, диск и т. п.

Ход игры:

Нюша (мягкая игрушка)- герой из мультипликационного фильма «Смешарики» - рассказывает детям историю о том, что она была в гостях, где было много незнакомых предметов. Она их сфотографировала и хочет показать фотографии детям. Нюша просит ребят, чтобы они рассказали ей, что это за предметы. Задача старших дошкольников заключается в том, чтобы назвать слово и объяснить его значение. Аналогичную игру можно провести с целью закрепления умения толковать устаревшие слова.

«Придумай загадку».

Цель: совершенствовать умение толковать слова (неологизмы, устаревшие слова) описательным способом.

Ход игры: Дети по желанию придумывают загадки, опираясь на описание того предмета, который они загадывают.

В продуктивной деятельности (например, рисование, лепка) детей старшего дошкольного возраста можно закрепить умение толковать многозначные слова, выделяя разные значения. Также в процессе художественно-творческой деятельности детей можно закрепить умение толковать слова, при этом выделять существенные признаки в значении устаревших слов, неологизмов и слов с абстрактным значением.

Публикации по теме:

Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь»Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему "Одежда и обувь" На организованной деятельности по окружающему.

Комплекс упражнений «Веселые мячики»Комплекс упражнений «Веселые мячики» «Веселые мячики» Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую связано с развитием интеллекта. Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила.

Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Комплекс упражнений для ритмической гимнастики для детей начальных классов 1. Вводная часть (темп умеренный). 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину. 1- Голову вниз, коснуться подбородком груди; 2- Голову назад;.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений «На море»Цель: • укреплять дыхательную систему.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Комплекс игр, игровых упражнений и заданий, направленных на формирование у детей умения толковать слова
Опубликовано: 24 апреля 2020 в 19:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс игр, игровых упражнений и заданий, направленных на формирование у детей умения толковать слова» (включая файлы) размещена пользователем галина лебедева (УИ 1178613) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД