Получи документы

Комплекс предметных дидактических игр (блоки Дьенеша и палочки Кюизинера) для детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Скрягина
Комплекс предметных дидактических игр (блоки Дьенеша и палочки Кюизинера) для детей младшего дошкольного возраста

Работа с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера предусматривает два этапа.

Первый этап. Реализуется в младшем и среднем возрасте (3 – 5 лет)

Палочки вначале используются как игровой материал

Второй этап. Реализуется в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет)

1. Игра с блоками Дьенеша

Знакомство с блоками Дьенеша начинаем с простых игр таких, как:

Публикация «Комплекс предметных дидактических игр (блоки Дьенеша и палочки Кюизинера) для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1) Найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине) Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые такие, как эта, по цвету.

2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету) Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые такие, как эта, по цвету и форме.

"Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и размеру.

"Найди такие же, как эта" по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

3) Дай зайчику синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круг

4) Назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине)

5) Выкладываем в ряд 3 разные фигурки. Малыш закрывает глазки, одну фигурку убираем. Какой не хватает?

6) Выкладываем в ряд 3 разные фигурки. Малыш закрывает глазки, меняем две фигуры местами. Что изменилось?

7) Выкладываем в ряд 3 фигурки (2 общие по какому-то принципу, одна нет). Что лишнее? Пример, кладем 2 синих фигурки и одну красную. Кладем 2 квадрата и 1 круг и т. д.

8) Ставим фигурку большую и ищем ей пару маленькую. Можно искать также пары по цвету.

9) Складываем фигурки в мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.

10) "Второй ряд"Предложить выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

11). "Раздели фигуры"

Для игры понадобятся игрушки: кукла, матрешка, тигренок. Предложите детям разделить фигуры между куклой, матрешкой и тигренком так, чтобы у куклы оказались все синие фигуры у матрешки все желтые, а у тигренка все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:

- Какие фигуры оказались у куклы? (Все синие).

-А у матрешки? (Все желтые).

- А у тигренка? (Все красные).

Попробуйте разделить фигуры по-другому:

а) чтобы у куклы оказались все круглые;

б) чтобы матрешке достались все большие;

в) чтобы тигренку достались все желтые и т. д.

7. Конструирование

8. Моделирование по схеме.

Более сложные варианты игр с блоками Дьенеша :

Домино

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному. Например:

a) фигурами другого цвета (формы, размера);

б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы;

в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);

г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);

д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

«Цепочка»

Суть игры заключается в том, что следует построить цепочку из фигур, причем как можно длиннее. Допустим, можно предложить несколько вариантов построения цепочки: чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету (форме, размеру) фигуры и т. д.

«Угадай-ка»

Цель. Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т. д.).

Материал. Логические блоки, игрушка Буратино, карточки-свойства (для II и 111 вариантов).

Содержание

Ведущий от имени какого-либо игрового персонажа, например Буратино, обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего — дарить подарки. Подарков у меня целая коробка (показывает коробку с блоками). Здесь шоколадки, машинки, куклы и все-все, что хотите. Я уже выбрал подарок для Мальвины. Вы тоже можете выбрать подарки своим друзьям. Но для этого вам надо угадать, какого цвета игрушку я приготовил Мальвине. Сейчас я ее достану из своей коробки и спрячу».

Буратино прячет один из блоков, дети пытаются угадать его цвет. Тот, кто угадывает, получает право выбрать подарок для своего друга. Он прячет блок (подарок) и говорит, какое его свойство надо угадать.

Для угадывания в дальнейшем можно использовать карточки с закодированными свойствами блоков : цвет, форма, размер.

Игра начинается с одного свойства, если дети уже знакомы с блоками, то можно использовать несколько свойств.

«Где, чей гараж? (построй дом)»

Цель. Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.

Материал. Логические блоки, карточки-домики, блоки Дьенеша.

Содержание

В игре принимают участие 5 человек: ведущий и строители. У ведущего мешочек с фигурами. У каждого строителя карточка-домик и прямоугольники-«кирпичики». Задача строителей-построить свой дом.

Ведущий по очереди вынимает из мешочка блоки или из конверта фигуры, называет их форму. Тот, кто находит соответствующее обозначение на своей карточке, закрывает его прямоугольником-«кирпичиком». Ведущим становится тот, кто первым правильно закроет все знаки на своей карточке (построит свой дом).

Можно предложить детям варианты карточек, которые потребуют ориентировки на другие свойства (цвет, размер).

«Построение логических дорожек по схемам».

Цель. Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал. Логические блоки, три домика (макет; или изображения домиков или их условные обозначения).

Содержание

1. На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика — дом Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно был ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строи! по правилам.

Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например, так, чтобы в ней рядом не было фигур одинакового цвета.

Дети по очереди выкладывают блоки. Тот, кто замете ошибку, забирает «ошибочный» блок себе. Ребенок, собравший наибольшее число таких блоков, получас право первым начать строительство. Он выбирает, между какими домиками будет строиться следующая дорожка.

Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки можно выкладывать так, чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы.

Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд из блоков вагончиков и т. д. (В старшем дошкольном возрасте дети мол, не выкладывать, а рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур.)

2. Усложняются правила построения дорожек. Требуете, чтобы дети при выполнении задания ориентировались сразу на два свой были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру и т. д.)- Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.

3. Правила построения дорожки еще больше усложняются: требуется учет трех свойств: построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одного цвета, но разные по форме и размеру; одной формы, но разного цвета и размера; одинаковые по размеру и цвету, но разные по форме; разные по цвету, форме и размеру и т. д.

Взрослый не оставляет без внимания проявление инициативы детей и их творчества при составлении правил, предлагает детям новые игровые задачи.

В старшем дошкольном возрасте дети могут не выкладывать, а рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур.

«Собери букет»

Игра предназначена для детей от 3-х лет. В игре используются карточки содержащие сведения о блоках, они носят утвердительный характер, признаки отрицания свойства для детей 3-4 лет не используются, они вводятся на следующем этапе, для усложнения игры, когда дети научатся быстро ориентироваться в свойствах блоков.

Таким образом, игра может использоваться для детей старшего дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ: закреплять умение выделять свойства фигур (форму, цвет, величину, толщину, находить блоки в соответствии с символами свойств и наоборот, определять и называть свойства, находить карточки для этих символов. Развивать мышление, внимание, память, речь.

Воспитывать усидчивость, бережное отношение к природе.

КОМПЛЕКТАЦИЯ

В комплект игры входят : ваза, цветоножки с липучкой для закрепления цветка (блока Дьенеша) на цветоложе, карточки содержащие сведения о блоках, набор блоков с липучками, зеленое полотно, обозначающее полянку.

Ход ИГРЫ

Блоки Дьенеша раскладываются в произвольном порядке на "зеленой поляне". Игроку (ам) даются цветоножки, карточки с обозначением свойств для каждого цветка - форма, цвет, величина, толщина.

Дети подбирают цветки по признакам и закрепляют их на цветоложе.

В игре могут участвовать как 1 ребенок, так и несколько (например по количеству стебельков).

Дидактическая игра лото с блоками Дьенеша «Кто в домике живёт?»

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста-одна из главных задач современного образования. Важным помощником педагога в развитии у детей элементарных математических представлений и логического мышления является дидактическое пособие "Блоки Дьенеша".Существует большое количество альбомов и различных игр для работы с блоками Дьенеша.

Я предлагаю вашему вниманию дидактическую игру лото с блоками Дьенеша "Кто в домике живёт?".

эта игра несложна в изготовлении, но очень интересна и полезна детям. Благодаря этой игре дети учатся соотносить предмет, в данном случае блок, с описанием. Игра развивает внимание, логическое мышление, закрепляет знание детей о понятиях "большой"- "маленький", "толстый"- "тонкий", а так же об основных цветах и геометрических фигурах.

Правила игры:

Детям раздают карточки и домики трёх цветов. Блоки кладут в непрозрачный мешочек. Ведущий достаёт из мешочка блок и описывает его, а дети ищут, кому по описанию подходит данный блок.

Детям младшего возраста можно предложить карточки с одним-двумя признаками. А детям старшего возраста предлагают карточки с четырьмя признаками.

Так же можно разложить блоки на столе и предложить детям найти блок, соответствующий признакам на его карточке.

2. Игра с палочками Кюизинера.

Палочки можно предлагать детям с 2-3 лет для выполнения наиболее простых упражнений. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможно и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить выложить палочки на стол, перемешать их, показать по очереди красную, синюю и т. д. палочки. Взять в правую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать, назвать цвет каждой палочки; взять в левую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать и найти среди взятых палочек палочки одинакового цвета и т. д.

В ходе свободного манипулирования и игры внимание детей надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы.

Палочки Кюизенера в начале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала- цвет, размер, форма. Однако, уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др. На это этапе можно проводить следующие игры: «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», «Покажи такую же», «Назови цвет». В ходе этих игр детей учат различать цвета, сравнивать палочки по цвету, по длине, расположению (т. е. формируют такие понятия, как «разные», «одинаковые», «короче», «больше», «меньше», «левее», «правее», «между» и т. д.)

Расскажу об игре «Зоопарк» для детей 1-2 младшей групп, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают вольеры для животных разных размеров (высоты). Высота вольера должна соответствовать «росту» того или иного питомца (обезьяны, жирафа, крокодила). Оказывается, что клетки получаются не только разной высоты, но и разного цвета.

Упражнение «Подбираем ленточки к фартучкам».

Дайте ребенку фартучки всей цветовой гаммы палочек Кюизенера и предложите выбрать соответствующие палочки – «ленточки» к фартучкам и назвать их цвет: «это ленточка красная, и эта такая же»; «эта желтая и эта желтая» и т. д.

«Мы по лесенке шагаем»

Предложите выложить числовую лесенку, найти палочку «1» - какого цвета, предлагается выложить перед собой, «2» - какого цвета, положить ее под белую палочку (или рядом сбелой, так чтобы получилась ступенька и т. д.

«Заборы низкие и высокие»

Построение заборов для разных домиков из палочек, укладывая их вертикально рядом друг с другом. Сравнение заборов по высоте.

«Лесенка высокая и лесенка низкая»

Вместе с ребенком постройте лесенки к домикам разной высоты.

«Лесенка широкая и лесенка узкая»

Постройте лесенки для двух разных людей – один толстый, а другой худой.

«Мосты через реку», «Плоты на реке»

Каждый ребёнок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширину реки.

Предложите построить плоты, на которых можно проплыть под мостом.

Помогите прийти к выводу, о том, что проемы у моста разные («узкий», «пошире», «широкий»).

«Цвет и число», «Число и цвет»

Предложите ребенку построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом в вагончике, дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.

Постройте сами вагончик из 4 белых палочек и предложите отгадать, палочкой какого цвета можно заменить этот вагончик. Затем дети определяют, какое число соответствует той или иной палочк е. После этого дети строят вагончики из белых палочек (одноместный, двухместный, трехместный).

«Путешествие на поезде»

Предложите составить из палочек - вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Предложите ответить, каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какого цвета вагон левее желтого? Или просто, дайте ребенку возможность пофантазировать, и самому придумать что-нибудь для постройки.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького.

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Игры для 2-3 лет: • Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку: - найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета;.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста Доклад на методическое объединение на тему: «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста».

Фотоотчет «Инновационные игры блоки Дьенеша и палочки Кюизинера»Фотоотчет «Инновационные игры блоки Дьенеша и палочки Кюизинера» Дорогие, воспитатели! Хочу с вами поделиться своим опытом по играм с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера. Этот конструктор используется.

Картотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию цикл игр с методическим материалом "На лесной полянке", для младших дошкольников. Игры направлены на развитие.

Картотека дидактических игр «Осенние листочки» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «Осенние листочки» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию несколько дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста с осенними листьями, цель игр развитие сенсорных.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста 1). «Часы» Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…».

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Разложи по тарелочкам» Цели и задачи игры: упражнять в умении определять форму, цвет и структуру поверхности предметов;.

Картотека дидактических игр с палочками Кюизинера для детей 3–5 лет Сушим полотенца Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине.

Картотека дидактических игр «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Бусинки» Цель. Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс предметных дидактических игр (блоки Дьенеша и палочки Кюизинера) для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 10:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД