Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Крыворучко Лариса
Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Доклад

на методическое объединение на тему:

«Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста».

Подготовил:

воспитатель

Крыворучко Л. А.

ст. Тенгинская

2018г.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Ход мероприятия.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наше методическое объединение.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А. С. Макаренко.

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.

Сегодня мы с вами поговорим о важности сенсорного развития детей дошкольного возраста через дидактические игры.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

(Слайд) Основой сенсорного развития являются анализаторы, органы чувств. Они обладают природными способностями определять:

глаза, ухо, нос, язык, тело.

Главными задачами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста являются:

(Слайд) 1. Способствовать формированию умений ребенка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир.

2. Формировать умение ребенка обследовать предметы, объекты окружающей действительности.

Обследование осуществляется в 3 этапа.

3. Способствовать формированию у детей сенсорных эталонов. Это образцы того или иного качества предмета.

Образовательная программа МБДОУ № 25, разработанная с учетом образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на первый план выдвигает развивающие функции образования, обеспечивает становление личности ребёнка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности. Отдельным разделом в содержании образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей "Познавательное развитие" представлено "Развитие познавательно-исследовательской деятельности", которое знакомит детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни.

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.

Выделяют эталоны:

• Цвета.

• Формы.

• Величины.

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).

Выдающиеся представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Большую роль в сенсорном развитии играют дидактические игры.

(Слайд) С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. (Слайд. «Структура дидактических игр» материал).

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является цель, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия (Например: Дидактическая игра «Разложи грибочки в корзинки»).

Следующим элементом является (Материал). Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Окончательным элементом игры является описание хода игры, где определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата (Ход игры). Итог.

В некоторых играх предлагается детям второй вариант игры.

Таким образом активизируется интерес детей к дидактической игре. Важен в дидактической игре – результат. Показатель уровня достижения детей важен в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

(Слайд). Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это — «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра — «поиск и открытие» и всегда игра — радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием — особенность дидактической игры.

Дидактические игры могут рационализировать работу воспитателя, дают ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволяют оценить эффективность применяемых средств и в случае необходимости привлечь новые.

В своем опыте

Для сенсорного воспитания детей младшего возраста, мы используем следующие виды дидактических игр:

(Слайд)

• Игры – поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками (предметами): подобрать, складывать, вставлять, нанизывать и т. д.

• Игры с прятаньем и поиском, основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предмета, их поиску и нахождению.

• Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: "Узнай", "Что здесь?", "Что изменилось.

• Сюжетно-дидактические игры – изображение жизненных ситуаций, в выполнении роли взрослых или животных.

Используя дидактическую игру в рамках образовательной деятельности, мы планомерно и в системе осуществляем сенсорное развитие детей. При этом используем дидактическую игру в образовательной деятельности как самостоятельную форму и как метод в одной из его части.

Для того, чтобы сделать свою работу наиболее эффективной, воспитатель всех детей делит на две подгруппы, учитывая уровень развития каждого ребенка. Также нами были спланированы следующие дидактические игры, которые были направлены: (СЛАЙД на каждое направление 2 фотографии)

• на формирование представлений о цвете

• на формирование представлений о форме;

• на формирование представлений о величине и размере;

• на развитие мелкой моторики.

• Барические — на формирования понятия — легкий, тяжелый;

• на формирование представлений о запахах;

• на формирование слуховых

• тактильные

Дети младшего дошкольного возраста быстро устают, и чтобы их внимание не ослабло, все объяснение и проведение дидактических игр осуществляется в процессе предметной практической деятельности. Для того, чтобы разнообразить деятельность детей мы используем физкультурные минутки, такие как: "Зайка серенький сидит…", "Буратино" и др., пальчиковую гимнастику: "Сорока-ворона", "Пальчик-мальчик, где ты был?" и т. д. А затем снова возвращаемся к решению дидактических задач.

В процессе работы с детьми, мы побуждаем детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегаем к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволяет детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.

(ПРИМЕР: то есть когда ребенок хорошо знает правила данной игры он может самостоятельно взять игру из сенсорного уголка и играть самостоятельно. Это такие игры, как «Собери пирамидку», «Собери капельки по цвету в стаканчик», «Подбери фигуру по цвету», «Веселая шнуровка» и т. д.).

Во время игр и образовательной деятельности стараемся заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Привлекаем внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживаем интерес к образовательной деятельности через введение персонажей ("Пришла Катя посмотреть на нас", "Пальчики хотят помочь" и т. д.).

Все полученные представления о сенсорных эталонах мы закрепляем с помощью продуктивных видов деятельности.

На занятиях по изобразительной деятельности мы закрепляем с детьми основные цвета, форму (Например: Рисование

"Рисование шаров", Дидактическая игра "Найди шар по цвету"

Цель: закреплять название цветов, учить находить шарик определенного цвета по слову воспитателя (вводная часть). Во время конструктивной деятельности закрепляем все сенсорные представления детей: цвет, форма, размер (величина) с непосредственной практической деятельностью (Например: Конструирование «Построй дорожку» Дидактическая игра «Выложи доожку для машины»).

Всё вышеперечисленное мы используем на занятиях по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста и соответственно отражаем в перспективном планировании. (Слайд)

Таким образом, благодаря дидактическим играм, данная группа детей продемонстрировала умения определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы; называть основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый); сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия, на основе обследования и развития глазомера.

В своем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников мы используем следующие виды дидактических игр: (Слайд)

1. Игры для сенсорного развития:

Величина. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Форма. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

Цвет. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2. Игры с предметами. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

(Слайд). Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности в вопросах сенсорного воспитания осуществляется нами в разнообразных формах работы. В своей работе использую следующие формы:

• размещение информации в уголках для родителей, оформление консультаций в форме буклетов, памяток и папок – раскладушек;

• анкетирование и тестирование родителей;

• родительские собрания в нетрадиционной форме;

• практикумы;

• проведение «дней открытых дверей» с показом разнообразных занятий, режимных моментов;

В уголке для родителей оформили методические рекомендации на тему: «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста в домашних условиях».

В общении с детьми рекомендуем родителям использовать художественное слово: потешки, прибаутки, сказки; пальчиковые игры, способствующие развитию фонематического восприятия, слухового внимания, мелкой моторику рук.

(Слайд). Одной из наиболее эффективных форм считаем родительские собрания. Родительские собрания чаще организуем в нетрадиционной форме с привлечением специалистов детского сада. На родительских собраниях «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка» (форма проведения- практикум); «Игра с ребенком в жизни вашей семьи» - (круглый стол) родители познакомились с содержанием работы по сенсорному воспитанию в детском саду, познакомились с играми на развитие сенсорных представлений, родители поделились опытом семейного воспитания, приняли участие в презентации пособий. Очень приятно, что родители с удовольствием приняли участие в пополнении развивающей среды группы. Ими изготовлены дидактические пособия на развитие мелкой моторики рук: «Божьи коровки», «Чудо коврик», «Сенсорная книга».

Во время проведения дней открытых дверей родителей знакомили с особенностями воспитательно – образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста, познакомили с выставкой детских игр, вниманию родителей была представлена экспериментальная деятельность.

Наблюдения показывают, что в результате использования разнообразных форм работы у родителей:

• постоянно совершенствуются их педагогические знания;

• повышается их ответственность за воспитание детей в семье;

• создается атмосфера взаимопонимания и доверительных взаимоотношений между педагогами, родителями, детьми;

• происходит обмен опытом семейного воспитания между родителями.

Только единые педагогические воздействия воспитателей и родителей на маленьких детей способствуют успешной подготовке к переходу их на следующую возрастную ступень.

Заключение

Итак, развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее необходим для развития восприятия.

В результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия.

Представленная система работы направлена не только на сенсорное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького.

Использование дидактических игр как средство развития детей младшего возраста «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления для развития детей раннего дошкольного.

Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Учиться жить в согласии с природой,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 января 2019 в 16:58
+102Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Как и чем занять ребёнка дома»
Консультация для родителей «Как и чем занять ребёнка дома». Игра есть, в сущности, рост организма. ( Стенли Холл) Семья для ребенка – это маленький мир,...
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей дошкольного возраста
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей дошкольного возраста Что же такое ЛЭПБУК? В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «наколенная...
Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми
Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми. Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе?...
Конспект интегрированной НОД по аппликации «Снегирь» во второй младшей возрастной группе
Конспект интегрированной НОД по аппликации «Снегирь» Автор: Чаптыкова Ирина Васильевна Тема: «Снегирь» Цель: создание социальной ситуации развития в...
Фотоотчет «Масленица звонкая, Масленица широкая!»
Фото отчет «Масленица звонкая, Масленица широкая! » Весь народ празднует широкую Масленицу, а для детей это один из самых любимых праздников. Для детей это...