МААМ-картинки

Комплексно — тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Звуки родного Алтая»

Маргарита Виноградова
Комплексно — тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Звуки родного Алтая»

Комплексно – тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста

Тема : «Звуки родного Алтая»

Аннотация:

Комплексно – тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме : «Звуки родного Алтая» направлено на обогащение знаний дошкольников о малой родине, природе Горного Алтая через различные виды музыкальной деятельности. Эта образовательная деятельность способствует: формированию у дошкольников эстетического отношения к музыке, расширяет кругозор, обогащает детей музыкальными впечатлениями; формирует представление о многонациональном составе нашей страны; развивает умения детей самостоятельно выполнять танцевальные движения, характерные для народов, проживающих на территории Горного Алтая; развивает музыкальный слух, способность эмоционально воспринимать музыку, умение высказывать свое мнение об услышанной музыке; развивает коммуникативные навыки; способствует воспитанию гуманного отношения к природе Алтая и уважения к культуре, традициям, быту, обычаям коренных народов Алтая.

Публикация «Комплексно — тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста „Звуки родного Алтая“» размещена в разделах

Цель: обогащение знаний дошкольников о малой родине, природе Горного Алтая через различные виды музыкальной деятельности (пение, музыкально –ритмические движения, слушание, подвижная музыкальная игра).

Задачи

Образовательные:

- формировать у дошкольников эстетическое отношение к музыке, расширять кругозор, обогащать детей музыкальными впечатлениями;

- формировать певческие навыки - умение петь выразительно;

- формировать представление о многонациональном составе нашей страны.

Развивающие:

- развивать умения детей самостоятельно выполнять танцевальные движения, характерные для народов, проживающих на территории Горного Алтая;

- развивать музыкальный слух, способность эмоционально воспринимать музыку, умение высказывать свое мнение об услышанной музыке; развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- воспитывать гуманное отношение к природе Алтая;

- воспитывать у дошкольников уважение к культуре, традициям, быту, обычаям коренных народов Алтая;

- воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: видеопроектор, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано, национальный алтайский инструмент - комус, декорация «костер», «аил», макет корабля с названием «Алтай», обереги из меха.

Предварительная работа: наблюдения в природе; беседы о народах, проживающих в России, в Горном Алтае; знакомство с традициями и обычаями народов Горного Алтая; посещение музея «Родничок» на базе детского сада; чтение алтайских национальных художественных произведений (стихов, сказок, легенд, рассказов); рассматривание картин, иллюстраций; просмотр видео, заучивание стихотворения П. В. Кучияка «Алтай».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально –коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, садятся на стульчики. Музыкальный руководитель предлагает спеть музыкальное приветствие «Добрый день!»

(дифференцированное пение - девочки и мальчики).

Музыкальный руководитель. Ребята, любите ли вы стихи? (Ответы детей).

Вам хотелось бы послушать стихотворение о нашем любимом крае? (Ответы детей). Мне очень нравится стихотворение П. Кучияка «Алтай».

Ребенок читает стихотворение:

Много лет назад я, голубой Алтай,

По тебе бродил из края в край,

Но не пел, не славил до сих пор

Красоту твоих скалистых гор…

И недаром красоту твою

В песнях, сказках славят и поют.

Вот и я, брожу из края в край,

В честь твою пою, родной Алтай!

Музыкальный руководитель. Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте вспомним, как называется наш край, наша малая родина? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель. Столица Республики Алтай – город Горно – Алтайск, а поселок Акташ - это и есть наша малая родина. Наша Республика расположена почти в центре огромного материка – Евразия, она расположена в пределах Алтайских гор, занимает ту их часть, которая издавна именовалась Горным Алтаем. А как красива, разнообразна и богата природа Алтая! Сегодня мы с вами будем говорить о звуках родного края.

Как вы думаете, что это за звуки? (Ответы детей). Правильно, это голоса животных, пение птиц, раскаты грома, шум дождя, шелест листьев. Все это – родная земля, на которой мы живем, во всей красоте и богатстве природного мира и его волшебных звуков.

Есть такая замечательная песня «Нет земли красивее» на музыку М. Муромцева. Хотите ее послушать? (Ответы.) Исполнят ее педагоги нашего детского сада. (Педагоги исполняют песню).

Музыкальный руководитель. Ребята, а вы любите путешествовать? Вы хотели бы увидеть красивый сказочный лес, реки, где нас ждут чудеса и незабываемые встречи? И я хочу вместе с вами полюбоваться богатым лесом, увидеть горы, скалы, красивейшие реки. Увидеть жизнь коренных жителей Горного Алтая, у которых есть свои обычаи, традиции, культура. Проходите на наш корабль «Алтай». Вы готовы? Отправляемся!

Вот мы поплыли и очутились на реке. А лучи солнца осветили пригорок, разлетелись солнечные зайчики по лесу, запрыгали с ветки на ветку. Как хорошо на речке, как свежо!

Звучит запись пение птиц.

Музыкальный руководитель. Дует легкий ветерок. Ребята, вы знаете, какие бывают ветры?

Дети. Встречный и попутный.

Музыкальный руководитель. А вы как думаете, нам какой нужен? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель. Мальчики голосом изобразят ветер. Делаем бесшумный вдох через нос, затем на выдохе протяжно произносим звук «Фу- у».

Шум речного журчания изобразят девочки – бесшумно делаем вдох и на выдохе протяжно произносим звук «Шу-у!» Молодцы!

Ребята, а какие вы знаете реки Горного Алтая? (Ответы детей – Чуя, Катунь). Какие реки протекают у нас в поселке Акташ? (Ответы детей.) Правильно, реки Акташка и Менка.

Ребята, а вы знаете, что осенью наша природа очень красива и у нее тоже есть свои звуки? Как вы думаете какие? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель. Правильно, это и улетающие на юг птицы курлычат, и листья шелестят, и ветер дует. Ребята, иногда композиторы так точно предают в музыке звуки природы. Я предлагаю вам прослушать музыкальное произведения алтайского композитора В. Кончева «Лебеди».

(Слушание в грамзаписи).

Поле прослушивания музыкальный руководитель проводит беседу о выразительных средствах музыки, ее темпе, динамике, характере звучания.

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята, внимательно слушали произведение. Плыли мы, плыли и причалили к берегу. Вот и полянка «Таежная». Ребята, вы слышите? Мне кажется, что в глуши леса ломаются ветки, может быть к нам пробирается какой – то лесной зверь? (Звуки рыка марала). Что это за звук? Не знаете? Тогда я помогу вам. Слушайте загадку:

Это животное стройное, быстрое, и рога у него ветвистые. (Марал.)

Музыкальный руководитель. Дети, давайте спрячемся и присядем на полянке. Под музыку появляется Марал, дети встают.

Марал. Здравствуйте, ребята, приветствую вас в своем лесу. Куда путь держите?

Музыкальный руководитель. Здравствуй красавец, Марал. Мы с ребятами путешествуем по Горному Алтаю, вот остановились, чтобы полюбоваться ее красотами.

Марал. А я показываю своим маралятам тайгу, учу их лесной жизни, ведь на пути может встретиться и добрый и злой человек.

Музыкальный руководитель. Ребята, а вы знаете, чем питаются в лесу маралы? (Ответы детей.) А какую пользу они приносят людям? (Ответы.)

У на с в Республике есть мараловодческие фермы, где люди разводят маралов. Из пантов марала производят очень полезные лекарства.

Марал. Я вижу, вы многое знаете обо мне. Приглашаю вас поиграть в веселую и интересную игру «Маралы и пастухи», вам понравится!

Проводится подвижная игра «Маралы и пастухи».

Марал. Какие вы, ребята, ловкие! Молодцы, в лесу не растерялись. Я очень люблю свой лес, в котором много загадок. Не могли бы вы помочь мне их разгадать? Вот, например загадки о моих лесных друзьях.

Звучит фонограмма с голосом животного, дети отгадывают, чей голос они слышат, после этого на экране появляется слайд с изображение, Марал читает стихотворение о нем.

Медведь

Зверь лохматый и большой, В теплой шубе меховой.

Косолапит по дороге,

А зимою спит в берлоге.

Лиса

Эта рыжая плутовка

Всех обманывает ловко.

Хвостик длинный и пушистый,

Мех густой и золотистый.

Олень

Он большой и он рогатый.

По лесной тропе идет, ветки с листьями жует.

Выдра

Зовут меня выдра, живу у реки

И знаю, как реки у нас глубоки.

Просмотр слайдов еще с некоторыми животными, проживающими в Горном Алтае.

Марал. С незапамятных времен на Алтайской земле проживали разные племена охотников и рыбаков. А какие народы проживают в Республике Алтай, вы знаете? (Ответы детей).

Марал. Правильно, молодцы. В республике проживают народы, разной национальности, в основном – это алтайцы, казахи и русские. Ребята, а вам бы хотелось оказаться в гостях у алтайцев, посмотреть какой у них быт?

Музыкальный руководитель. Дорогой марал, очень хотелось бы, а не подскажешь, как к ним добраться? Нам очень интересно посмотреть, как они живут.

Марал. Чтобы попасть к Алтайцам, вам нужно плыть на Север. Чтобы наша встреча вам запомнилась, предлагаю вместе исполнить мой любимый танец.

Исполняется танец по мелодию «Лесной олень».

Марал прощается с детьми и убегает в лес.

Музыкальный руководитель. Марал убежал к себе в лес, а мы отправляемся дальше. Плывем на Север к алтайцам. Становится прохладнее, лес все гуще. Ребята, смотрите, что это? (Показывает на аил) Да, верно это аил. Правильно нам дорогу марал показал. Мы в гостях у алтайцев. Детей встречает взрослая девушка в алтайском национальном костюме.

Девушка алтайка. Здравствуйте, ребята. (Здоровается на алтайском языке). Так здороваются алтайцы. Вот и вы, друзья, приехали к нам, приветствую вас, я рада гостям! У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Дорогие гости! Приглашаю вас вместе со мной покормить огонь, тем самым мы поблагодарим землю за хороший год, удачную рыбалку и охоту. Это традиция нашего народа, ведь земля - наша кормилица. Огонь мы кормим чаем, сахаром, сухариками. (Дети вместе с девушкой алтайкой подходят к декорации «Костер» и угощают «огонь».)

Ребята, зачем алтайцы шили одежду из меха? (Ответы детей.) Да, мужчины занимались охотой и рыбалкой, а женщины вели хозяйство, растили детей, шили одежду.

Алтайский народ очень гостеприимный. Гостей угощают чаем с молоком и талканом.

Алтайцы талантливые люди, они хорошо танцуют и поют.

Под национальную мелодию девочки исполняют алтайский танец.

Девушка алтайка. У алтайцев есть национальные музыкальные инструменты, таки е как топшур, комус. Я предлагаю вам послушать игру на комусе. (Девушка демонстрирует игру на комусе.)

На память о нашей встрече я бы хотела вам подарить национальные обереги, которые будут вас охранять от всех бед и злых духов. Приезжайте к нам еще (вручает меховые украшения, прощается и уходит).

Музыкальный руководитель. Спасибо Вам за гостеприимство!

Какое приятное приключение! Ну, что ребята, вам оно понравилось? А что запомнилось больше всего? Что интересного вы узнали? У народа, какой национальности вы были в гостях? Ребята, я думаю, это не последнее наше путешествие. А нам пора возвращаться обратно, в детский сад. Давайте будем любоваться природой родного края, беречь нашу прекрасную планету Земля!

Дети прощаются, уходят.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дистанционное музыкальное занятие «Страна Добра» для детей дошкольного возраста 1. Вводная часть 1 слайд Заставка 2 слайд Сегодня мы отправляемся в страну «Добра». Но перед тем как отправится в это путешествие. Мы.

Интегрированное тематическое занятие «Путешествие в Страну доброты и вежливости» для детей старшего дошкольного возрастаИнтегрированное тематическое занятие «Путешествие в Страну доброты и вежливости» для детей старшего дошкольного возраста .

Комплексно-тематическое планирование «Арктика и Антарктика — царство льда и снега» для детей старшего дошкольного возрастаКомплексно-тематическое планирование «Арктика и Антарктика — царство льда и снега» для детей старшего дошкольного возраста Мир, который окружает человека, удивителен, прекрасен и разнообразен и, конечно, каждому хочется познать неизведанное. Особенно нас поражает.

Музыкальное занятие «Шаги в музыке — долгие и короткие звуки» для детей 4–5 летМузыкальное занятие «Шаги в музыке — долгие и короткие звуки» для детей 4–5 лет МБДОУ «Пачинский детский сад» Шаги в музыке - долгие и короткие звуки Методическая разработка музыкального занятия для детей 4-5 лет Выполнила:.

Музыкальное интегрированное занятие «Прогулка в зимний лес» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаМузыкальное интегрированное занятие «Прогулка в зимний лес» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Музыкальное интегрированное занятие на тему «Прогулка в зимний лес» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель: закрепление.

Музыкальное тематическое занятие для детей младшей группы «Путешествие в Африку»Музыкальное тематическое занятие для детей младшей группы «Путешествие в Африку» Музыкальное тематическое занятие для детей младшей группы «ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ» Цель: посредством различных видов музыкальной деятельности.

Открытое интегрированное музыкальное занятие по ФГОС для старшего дошкольного возраста «Цветочная страна»Открытое интегрированное музыкальное занятие по ФГОС для старшего дошкольного возраста «Цветочная страна» Цель:Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной,.

Тематическое занятие «Кто нас охраняет?» для детей старшего дошкольного возрастаТематическое занятие «Кто нас охраняет?» для детей старшего дошкольного возраста Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Кто нас охраняет?» Реквизит: флажки для упражнения Цветные флажки.

Тематическое занятие, посвященное П. И. Чайковскому для детей старшего дошкольного возрастаТематическое занятие, посвященное П. И. Чайковскому для детей старшего дошкольного возраста Цель – Закрепить знания детей о русском композиторе П. И. Чайковском; Задачи – Вспомнить знакомые пьесы, познакомить с новыми произведениями.

Тематическое занятие «Сталинградской битве посвящается» для детей старшего дошкольного возрастаТематическое занятие «Сталинградской битве посвящается» для детей старшего дошкольного возраста Тематическое занятие «Сталинградской битве посвящается» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексно — тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Звуки родного Алтая»
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 17:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД