ГАЛИНА ГРИГОРЬЕВА
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
1. Беседа о семье.
Цель: Продолжать рассказывать о семье и ее членах. Формировать доброжелательное отношение к своей семье. Воспитывать любовь к старшему поколению.
2. Семья.
Цель: рассматривание фотоальбома одной семьи. Закрепит названия членов семьи на чувашском языке (анне, атте, шаллам, аппа, пичче).
2 неделя
1. Предки.
Цель: познакомить с понятием «предки». Закрепить знания детей о том, как называют бабушку и дедушку со стороны матери (кукамай, кукаси). Воспитывать уважение к предкам.
2. Я в кругу семьи.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем в подготовительной группе» размещена в разделах
Цель: предложить нарисовать свою семью. Воспитывать уважение и любовь к своей семье.
3 неделя
1. Семейный быт
Цель: познакомить детей с различными укладами семейного быта. Рассказать о том, что существуют семьи в которых старшие члены семьи принимают все решения.
2. Семейные традиции.
Цель: познакомить детей с понятием традиции. Объяснить, что в каждой семье существуют свои традиции. Воспитывать уважительное отношение к традициям своей семьи, хранить их.
4 неделя
1. Род.
Цель: рассказать о том, что несколько поколений составляют «род». Познакомить с понятием «родословная», «генеалогическое древо».
2. Генеалогическое древо.
Цель: рисование генеалогического древа. Рассказать, что древо состоит из предков матери и отца.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
1. Канаш.
Цель: рассматривание альбома «Канаш». Уточнить знания детей о городе. Воспитывать любовь к своему городу.
2. Цель: рассказывать об истоках возникновения города Канаш. Рассказать, что обозначает название города.
2 неделя
1. Малая Родина.
Цель: беседа о малой Родине. Расширять и уточнять знания детей о малой Родине. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
2. Экскурсия.
Цель: экскурсия в музей города. Расширять знания детей о культурно-историческом наследии родного города.
3 неделя
1. Моя малая Родина.
Цель: рисование на тему своей Родины. Учить детей передавать особенности своего города. Воспитывать любовь к своему городу.
2. Достопримечательности г. Канаш.
Цель: расширять знания детей о достопримечательностях родного города. Познакомить с обелиском славы воинам- вагоноремонтникам.
4 неделя
1. Главная улица.
Цель: беседа о главной улице города Канаш – проспект Ленина. Познакомить детей с тем, что расположено на ней, какие достопримечательности (памятник Ленину, Дворец культуры, Парк культуры и отдыха, памятник павшим воинам во время Великой Отечественной войны, администрация города).
2. Архитектура города.
Цель: познакомить с архитектурными зданиями города (железнодорожный вокзал, Дворец культуры, автовокзал и т. д.). Воспитывать гордость за свой город.
5 неделя
1. Рисование «Достопримечательности города»
НОЯБРЬ
1 неделя
1. Герб Чувашской республики.
Цель: Продолжать знакомить с государственным символикой Чувашской Республики. Закрепить знания о значении каждого элемента герба.
2. Флаг ЧР.
Цель: продолжать знакомить с государственной символикой ЧР. Закрепить знания о значении каждого элемента флага. Воспитывать уважение к государственной символике.
2 неделя
1. Гимн ЧР.
Цель: продолжать знакомить с гимном ЧР. Закрепить правила поведения при прослушивании гимна (слушается стоя, тем самым выражается уважение и любовь к своей Республике).
2. Чебоксары- столица республики.
Цель: закрепить понятие «столица». Рассказать о функциональном значении столицы ЧР в жизни республики (находится правительство и президент ЧР- пр. Ленина «Дом советов» и т. д.)
3 неделя
1. Музей им. Чапаева.
Цель: продолжать знакомить с историческим памятником столицы – музей им. Чапаева. Рассказать за какие заслуги он был построен и что в нем находится. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, республику.
2. Памятник А. Николаеву.
Цель: познакомить детей с памятником космонавту А. Николаеву. Рассказать в честь чего был установлен, где расположении как выглядит. Испытывать чувство гордости за свою республику.
4 неделя
1. Театры республики.
Цель: продолжать рассказывать о разновидностях театров (чувашский и русский драмтеатры, театр оперы и балета, кукольный театр и т. д.) познакомить с профессиями людей, которые работают в театре. (Алешина 250)
2. Игра «Что? Где? Когда?»
Цель: закрепить знания детей о символике республики, о гимне, исторических памятниках и театрах. Воспитывать чувство гордости за свою республику.
ДЕКАБРЬ
1 неделя
1. Растительность Чувашии.
Цель: продолжать знакомить с природой Чувашской Республика. Познакомить с правилами поведения в лесу. Воспитывать любовь к родному краю.
2. Чтение рассказа «Дядя Дуб?»
Цель: рассказать о чувашских лесах, что чаще всего встречаются дубы.
2 неделя
1. Животный мир ЧР.
Цель: продолжать знакомить с животным миром ЧР. Воспитывать любовь детей к природе, стремление заботиться о животных.
2. Презентация «Природа Чувашии».
Цель: обобщить знания детей о растительном и животном мире Чувашии.
3 неделя
1. Красная книга Чувашии.
Цель: рассказать о том, что Красная книга – это книга, в которой приводится описание редких и исчезающих животных и растениях, которые охраняются государством. У чить детей беречь окружающую нас природу.
2. Лесничество.
Цель: продолжать знакомить с понятием «лесничество». Рассказать о заповеднике «Приссурский». Заповедник – это территория земли, которые являются памятниками природы и историии и охраняются государством.
4 неделя
1. Зеленая аптека.
Цель: Продолжать знакомить с лекарственными растениями ЧР. Рассказать о пользе мать-и- мачехи, подорожника, тысячелистника, цикория. Воспитывать бережное отношение к растениям.
2. Ландшафт ЧР.
Цель: напомнить детям определение понятия «ландшафт». Экскурсия в экологический кабинет и познакомить с разными видами почвы. Рассказать об особенностях ландшафта ЧР.
5 неделя
1. Конкурс рисунков «Природы Чувашии»
Цель: закрепить знания детей о природе Чувашии. Воспитывать любовь к природе родного края.
ЯНВАРЬ
1 неделя
1. Что такое «народный календарь». Рассказать детям о том, как называются месяца на чувашском языке.
2. Объяснить детям, что каждый месяц имеет свои приметы и значение в жизни чувашского народа.
2 неделя
1. Сурхури.
Цель: рассказать о праздновании рождества у чувашского народа, обычаях, приметах, связанных с ним; об обычае колядования, песнях – заклинаниях, о рождественских гаданиях.
2. Саварни
Цель: рассказать о праздновании масленицы у чувашей, народных приметах, наблюдениях и обычаях. Рассказать об обычае прокладывания санного пути, катания с гор, об обычае изгнания болезней, традиционные блюда.
3 неделя
1. Манкун.
Цель: рассказать о празднике, как встречали восхождение солнца, о боге, о приметах. Познакомить с легендой о солнце, традиционных блюдах.
2. Акатуй.
Цель: познакомить детей с праздником акатуй. Рассказать о первых днях, гадании на урожайность года, об обрядах почина первой борозды, вывоза в поле семян, начала сева, о традиционных состязаниях акатуя.
4 неделя
1. Симек.
Цель: рассказать о проведении праздника. В этот день топили баню, собирали 77 видов растений и купались этой водой, верили, что после этого не будут болеть. Ветки рябины, березы втыкали к окнам, воротам, для изгнания злых духов.
2. Илем.
Цель: рассказать о том, что из нового урожая пекли хлеб, варили картофель, пекли пироги. Пели песни и танцевали в честь нового урожая.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
1. Одежда чуваш.
Цель: продолжать рассказывать о национальной одежде чуваш. Показать чувашские национальные костюмы и рассказать об основных цветах, используемых в одежде верховых, низовых и средних чуваш.
2. Одежда чуваш.
Цель: подводить детей к пониманию того, что в национальном костюме отображаются представления древних людей о гармонии природы и строении мира.
2 неделя
1. История одежды.
Цель: рассказать детям о том, что для изготовления одежды чуваши использовали холст, сукно войлок и кожу, производящиеся в домашнем хозяйстве. У верховых и средненизовых чувашей одежда шилась из белого холста, а у низовых распространена крашенина – окрашенная в один цвет готовая ткань.
2. Орнамент.
Цель: продолжать знакомить с орнаментом чувашского национального костюма и их назначении в рисунке. (образы- символы)
3 неделя
1. Женский костюм.
Цель: продолжать рассказывать, что одежда женщин различалась по этнографическим группам. Знакомить с особенностями одежды и головных уборов у девушек, женщин и девочек. Одежда украшалась бисером, мелкими раковинами каури и монетами.
2. Мужской костюм.
Цель: познакомить детей с мужской одеждой шупар и пустав. Праздничный шупар украшался богатой вышивкой по воротнику, на груди, вдоль края пол рукава и сзади в виде треугольника. Познакомить с особенностями сезонной одежды и головных уборов.
4 неделя
1. Современный национальный костюм.
Цель: рассказать о назначении чувашского костюма в современное время.
Показать, как изменился костюм с течением времени и, что появилось новое. Воспитывать любовь к национальной культуре.
2. Рисование «Национальный костюм чувашского народа».
Цель: закрепить знания об элементах орнамента. Учить правильно располагать символы на шаблоне – платье. Научить детей любить свою культуру.
МАРТ
1 неделя
1. Праздники.
Цель: продолжать рассказывать о традиционных праздниках. Объяснить, что для каждого праздника и времени года были свои игры. Познакомить с их названиями и значением для чувашского народа.
2. Легенда «Гора Чабырлы»
Цель: обсудить с детьми легенду, понять ее смысл. Научить детей любить творчество своего народа.
2 неделя
1. Разучить с детьми хороводную игру «Тухья тахан!». Рассказать детям о значении хороводных игр в жизни чувашского народа. (хрестоматия «Салкус»)
2. Чтение легенды «Мост Азамата»
Цель: обсудить с детьми легенду, понять ее смысл. Научить детей любить творчество своего народа. Воспитывать гордость за чувашский народ.
3 неделя
1. Состязания.
Цель: рассказать детям о состязаниях, которые проводились во время традиционных праздников. Провести состязание между детьми: «Защити флаг», «Разорви цепь», «Игра на поясах» и т. д.
2. Легенда «Гора Вайдармин»
Цель: рассказать о том как добро победило зло. Учить детей видеть современный мир в легенде. Воспитывать уважительное отношение к писателям, которые жили в старинные времена.
4 неделя
1. Традиционные виды спорта.
Цель: Рассказать о традиционных видах спорта чувашского народа (стрельба из лука, борьба керешу, конные скачки, гиревой спорт и т. д.). Показать картины картины на которых изображены соревнования людей.
2. Хороводные песни.
Цель: рассказать, что все хороводные игры сопровождались песнями. Они проводились во время окончания весеннего сева и проводились вплоть до начала сенокоса.
5 неделя
1. Чтение легенды.
Цель: чтение легенды «о еже, лучше всех разбирающемся в обработке земли».
Загадывание загадок. Развивать мышление, воображение и память детей.
АПРЕЛЬ
1 неделя
1. Земляки.
Цель: Продолжать знакомить с понятием «земляки». Рассказывать детям о просветителе – И. Я. Яковлеве. он составил чувашский алфавит, букварь. Рассказать о его жизни и учебе, показать его портрет.
2. Поэты чуваши.
Цель: Продолжать знакомить с поэтами Чувашии – К. Иванов и М. Сеспель. Прочитать их произведения и услышать о том, что рассказывают поэты в своих стихах.
Воспитывать любовь к художественному слову чувашского народа.
2 неделя
1. Художники Чувашии.
Цель: Рассмотреть иллюстрации из книг С. Журавлева. Продолжать знакомить с художниками Чувашии – М. Спиридонова, Н. Сверчкова, В. И. Агеев и др. Рассмотреть их иллюстрации и понять смысл картин.
2. Художники Чувашии.
Цель: рассмотреть иллюстрации Анат Л. Миттова. Рассказать, что в своих картинах он показывал историю своего народа. Воспитывать любовь к искусству.
3 неделя
1. А. Н. Николаев.
Цель: продолжать знакомить с земляками, прославившими нашу родину. Рассказать о его жизни. Прочитать рассказ Ю. Мишши «Люди с неба прыгают». (стр. Солнышко Л. Т. Терентьева)
2. Скульптуры Чувашии.
Цель: рассказать о скульптурах Чувашии И. Ф. Кудрявцеве, Ю. И. Ксенофонтове, А. П. Майрасловове, Ф. И. Мадурове, В. П. Нагорном. Показать скульптуры выполненные ими. Воспитывать уважение к творчеству художников.
4 неделя
1. Артисты.
Цель: продолжать знакомить с земляками, прославившими нашу Родину. Рассказать о певцах и артистах Чувашии. Вызывать чувство гордости за свой народ.
2. Герои войн.
Цель: продолжать рассказывать о героях Вов. Воспитывать уважительное отношение к людям, защитившим нашу Родину от врагов. Вспомнить о герое чувашского народа В. Чапаеве.
5 неделя
1. Основатели спортивной школы.
Цель: рассказывать детям об основателях спортивной школы Чувашии. Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни, созранять и укреплять свое здоровье.
Май
1 неделя
1. Я, моя семья.
Цель: закрепить знания о различных укладах семейного быта, понятии предки и родословная. Воспитывать любовь к своей семье. Лепка «Моя семья».
2. Родной город.
Цель: Закрепить знания о своем городе и его примечательных местах. Пение песни «Канаш». Воспитывать уважительное отношение к родному городу. Конструирование улицы города.
2 неделя
1. Моя республика.
Цель: напомнить о символике Чувашской Республики и ее исторических памятниках.
Рассказывать о значении столицы в жизни всей Республики.
2. Природа родного края.
Цель: продолжать знакомить с природой Чувашской Республика. Рассмотреть Красную книгу Чувашской республики. Воспитывать любовь к природе родного края.
3 неделя
1. Быт, традиции.
Цель: закрепить знания о праздниках и особенностях их празднования у чувашского народа. Рисование картины «Акатуй».
2. Чувашский народный костюм.
Цель: закрепить знания об узорах чувашского народа, использовавшихся в украшении одежды и головных уборов. Рисование сюжета из орнамента.
4 неделя
1. Народные игры.
Цель: Напомнить об особенностях игр чувашского народа. Воспитывать любовь к физическим упражнениям, которые укрепляют здоровье детей.
2. Земляки.
Цель: Продолжать рассказывать о земляках чувашского народа, прославившихся по стране и в мире. Проявлять уважение к труду людей.