Марина Зборацкая
Комплексно-тематическое планирование ООД в группе для детей с ЗПР. Раздел «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематическое планирование ООД в группе для детей с ЗПР. Раздел
В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР с октября по май (включительно, учитывая региональный компонент) проводится организованная образовательная деятельность (ООД) продолжительностью от 20 до 30 минут в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей. Перед Вами планирование на 2016/2017 учебный год, первого периода с 3 октября по 4 декабря.
Комплексно-тематическое планирование ООД.
Первая подгруппа (ориентировочно с 6 (6,5) до 7 (7,5) лет).
Публикация «Комплексно-тематическое планирование ООД в группе для детей с ЗПР, Раздел „Ознакомление с окружающим миром и развитие речи“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Планы
- Темочки
Образовательная область Познание. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
Октябрь 1 –я неделя. Лексическая тема: Мой город. Моя страна РФ.
Мой город. Цели ООД: раскрыть историческое понятие «город». Уточнять, закреплять и расширять знания детей о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах, улицах. Формировать знания детей о том, что такое герб, флаг объяснить символику мурманского герба, флага. Воспитывать любовь к родному городу.
Моя страна РФ. Цели ООД: формировать представление о том, что наша страна Россия, в ней много городов, Москва – главный город, столица нашей страны. Знакомство с главной площадью, достопримечательностями Москвы. Закреплять знания о Главной площади и улицы г. Мурманска. Развивать память, произвольное внимание, способность к переключению внимания, фразовую речь, активизировать словарь.
Развитие психических процессов: Скажи наоборот (антонимы). Узнай среди всех герб Мурманска. Что общего и чем отличаются? (деревня и город). Запомни и назови, где расположены достопримечательности.
Октябрь 2 –я неделя. Лексическая тема: Осень. Признаки осени.
Осень. Признаки осени. Цели ООД: учить наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом) Закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных признаках осени (похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Учить устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов). Рассказать об осенних работах на огороде, в саду, в поле.
Осень. Признаки осени. Цели ООД: Продолжать наблюдения за дальнейшим уменьшением продолжительности дня, листопадом; закреплять названия осенних месяцев; учить составлять рассказ-сравнение при-знаков осени в сентябре и октябре; развивать внимание, па-мять, мышление, мелкую моторику.
Развитие психических процессов: Игра «Вспомни цвета». Сложи разрезную картинку. Нелепицы. Выделение лишнего признака по цвету. Запомни, повтори. Сосчитай.
Октябрь 3 –я неделя. Лексическая тема: Осень. Изменения в жизни растений и животных осенью.
Осень. Изменения в жизни растений и животных осенью. Цели ООД: обогащать и уточнять словарь по теме (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, исчезновение насекомых, отлет птиц); учить детей составлять рассказ о том, как дикие животные готовятся к зиме; развивать непроизвольную память, мышление; воспитывать бережное отношение к природе и животным.
Цвет предметов. Цели ООД: закреплять знания детей об основных цветах (красный, синий, желтый, умение их различать и правильно называть; упражнять в согласовании прилагательного с существительным; закреплять понятия «вверху» — «внизу», «справа» — «слева», «спереди» — «сзади»; упражнять в выполнении действий по словесному указанию педагога.
Развитие психических процессов: Зашумлённые предметы. Сложи разрезную картинку и назови ее. Назови лишний признак. Выделение четвертого лишнего по цвету на слух. (Красный, красный, зеленый, красный; синий, зеленый, синий, синий.)
Октябрь 4 – я неделя. Лексическая тема: Деревья. Кустарники.
Деревья. Кустарники. Цели ООД: расширять и уточнять словарь по теме; упражнять детей в словообразовании (образование относительных прилагательных от существительных, согласование числительного, прилагательного с существительным; образование однокоренных слов); учить составлять рассказ-сравнение по картинкам и по листьям; развивать непроизвольную память, мышление; воспитывать бережное отношение к природе и животным.
Деревья. Кустарники. Цели ООД: Обогащать и уточнять словарь по теме; упражнять в суффиксальном словообразовании, согласовании существительных с числительными; учить составлять рассказ-сравнение; развивать непроизвольную память, мышление, мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.
Развитие психических процессов: Нарисуй нужную фигуру. Продолжи ряд (деревья, кусты).С чьей ветки детки? С какого дерева плод? Простые аналогии. Квадрат Воскобовича.
Ноябрь 1-я неделя. Лексическая тема: Осень. Перелетные птицы.
Осень. Перелетные птицы. Цели ООД: Упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц (скворец, ласточка, грач, журавль, соловей, кукушка). Расширять и уточнять и закреплять знания об отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки, значение птиц в жизни людей. Понимать причинно-следственные связи в явлениях природы. Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание.
Цвет предметов. Цели ООД: Закрепление знания трех основных цветов (красного, синего, желтого). Формирование понятий верх — низ, справа — слева, различение верхней и нижней стороны, правой и левой стороны доски, фланелеграфа, листа бумаги.
Развитие психических процессов: Сколько птиц на картинке (наложенное изображение).
Кто где? Кого не стало? Что общего и чем отличаются друг от друга. Четвертый лишний. Группировка по цвету, форме и величине.
Ноябрь 2-я неделя. Лексическая тема: Дары леса:грибы, ягоды.
Дары леса:грибы, ягоды. Цели ООД: Расширить и уточнить знания детей о ягодах, закреплять обобщающее понятие «ягоды». Учить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этому понятию. Развивать память, мышление, внимание. Развивать любознательность, познавательный интерес, мелкую моторику рук.
Цвет предметов. Цели ООД: Закреплять умение различать желтый, красный и оранжевый цвета, их названия; формировать прием сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с образцом); закреплять понятия «справа» — «слева», «вверху» — «внизу».
Развитие психических процессов: Сколько грибов собрали? Четвертый лишний. Что общего и чем отличаются друг от друга. Чего не стало? Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке.
Ноябрь 3-я неделя. Лексическая тема: Сад. Фрукты.
Сад. Фрукты. Цели ООД: Уточнить и расширить знания о фруктах и расширить представления о них, закреплять обобщающее понятие «фрукты». Развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, процессы анализа и синтеза, мышление.
Сад. Фрукты. Цели ООД: На основе углубления знаний и представлений об окружающем пополнять и активизировать словарь детей по теме. Закреплять понятия «вверху» - «внизу», «справа» - «слева», упражнять в выполнении действий по словесному указанию педагога. Учить составлять рассказ описание о любом фруктов по картинно-графическому плану.
Развитие психических процессов: Чего не стало? Сложи картинку. Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке. Какой сок приготовили? 4-лишний. Игра «Вверху- внизу, справа – слева» (ориентировка).
Ноябрь 4-я. Лексическая тема: Огород. Овощи.
Огород. Овощи. [/b] Цели ООД: Расширить и активизировать словарный запас по данной теме, закреплять обобщающие понятие «Овощи». Упражнять в ориентировке на микропространстве (листе): вверху, внизу, слева, справа. Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, мелкой моторики.
Растения огорода. Цели ООД:: Обогащать и уточнять словарь по теме; упражнять детей в согласовании существительных с числительными; учить составлять рассказ-описание; развивать непроизвольную па-мять, мышление, мелкую и общую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.
Развитие психических процессов: Наложенные овощи. Расположи в указанном порядке (ориентировка). Какое слово нужно исключить. Что сначала, что потом?
Ноябрь 5 – я. Лексическая тема: Дикие животные.
Дикие животные. Цели ООД: Продолжать знакомить с дикими животными, их повадками.
Закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах; упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось) и их детенышей; учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.
Дикие животные. Цели ООД: Расширение и активизация словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой».Учить детей пониманию значений пословиц и поговорок. Учить составлять рассказ-описание с опорой на карточки и картинный план. Развивать память, мышление. Развивать представления о значении животных в природе и для человека.
Развитие психических процессов: Познавательная игра: Кто как устроен? Гнездо, улей, нора или кто где живет? Какое слово лишнее? Найди кто, где живет? Работа с пословицей.
Отгадывание загадок. Цепочка слов (слух. память). «Кто где находится?» (ориентировка в пространстве).
Литература, используемая при составлении планирования:
1. Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 с ЗПР». - М. : Мозайка-Синтез, 2011. – 176 с.
2. Васюкова Л. С. Формирование навыков составления описательных рассказов у детей с ТНР. Мурманск, 2001.