МААМ-картинки

Комплексное использование информационной среды как средство экономического образования старших дошкольников

Анна Эльмекреш
Комплексное использование информационной среды как средство экономического образования старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Комплексное использование информационной среды,

как средство экономического образования старших дошкольников

Прежде чем приступим к теме нашей встречи, немножко разогреемся нестандартными способами:

- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, то похлопайте в ладоши;

-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, то потопайте ногами;

Публикация «Комплексное использование информационной среды как средство экономического образования старших дошкольников» размещена в разделах

- Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа;

Если вы считаете, что взрослые обучаются так же как и дети, кивните головой;

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, то помашите рукой;

- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.

Психологическое упражнение «Грецкий орех»

Задача: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.

Ход упражнения

- У вас на столе находятся грецкие орехи, возьмите по одному ореху внимательно его рассмотрите, изучите его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные чёрточки.

Орехи складываются обратно, перемешиваются. Задача каждого участника – найти свой орех.

- Кто как свой орех запоминал, кто какой стратегией пользовался, чтобы найти свой орех

(запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а а в конце останется нужный орех).

На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим.

Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои особенные черточки, своя красота и потенциал, своя индивидуальная способность.

Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество каждому воспитаннику.

Экономическое образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей

(А. В. Запорожец, на развитие любознательности и умственной активности

при сохранении радости детства.

В условиях реализации ФГОС ДО особую важность приобретает умение организовать пространство группового помещения и всего пространства ДОУ, что окружает детей так, чтобы оно само побуждало детей к игре, исследованию, творчеству, способствуя его саморазвитию.

Важно сконструировать модель информационной среды детского дошкольного учреждения и определить ее основные компоненты, способствующие формированию элементарных экономических знаний у детей (телевидение, радиопередачи, печатная продукция, реклама, системы передачи информации, средства наглядности, деятельность педагогов-воспитателей и родителей, содержание и работа методического кабинета, система доступа к различным хранилищам информации и др.). Для более подробного рассмотрения введем понятия «внутренняя информационная среда» и «внешняя информационная среда», выявим их составляющие и функциональные возможности для экономического образования дошкольников.

Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой стратегия развития экономического образования детей старшего дошкольного возраста должна предусматривать подготовку их к различным видам деятельности (системно - деятельностный подход) :

- познавательной деятельности (развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению; стремление к самовыражению и самореализации);

- гражданско-общественной деятельности (побуждение к деловой активности, знакомство с нормами морали и рациональным отношением к окружающему миру, миру ценностей);

- трудовой деятельности (отношение к результатам человеческого труда и человеку);

- бытовой деятельности (формирование умений и навыков рационального использования доступных материальных ценностей, выбор обоснованного решения экономических проблем, воспитание бережливости, экономности, ответственности и дисциплинированности).

Особое внимание важно уделять личностно ориентированному подходу, позволяющему учесть интересы детей в получении элементарных экономических знаний и овладении простейшими экономическими умениями : формировать экономически значимые качества личности (деловитость, ответственность, инициативность, предприимчивость, творческий подход к делу, нравственно – ценное экономическое поведение).

Существенная роль в реализации разработанных основ экономического образования детей принадлежит предметно пространственной и информационной средам.

Предметный мир детства - это не только игровая среда, это шире - среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды.

Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия.

Поэтому проблема разработки предметно-пространственной и информационной среды экономического образования дошкольников особенно актуальна. Основные требования к такой среде состоят в том, чтобы она побуждала детей заниматься решением экономических проблем, заинтересовывала, позволяла размышлять над ними, действовать практически и ощущать радость от получения результатов.

При построении предметно-пространственной среды мы учитывали следующие положения:

статичность и подвижность предметного окружения, с одной стороны, и постоянство элементов среды, с другой стороны. В проекте среды должна быть заложена возможность ее изменения, чтобы педагог мог заранее смоделировать ситуацию дидактической игры, представить набор функционально-игровых предметов, которые позволяют реализовать стремление детей к творчеству;

гибкость изолирования предметно-пространственного окружения (среда строится так, чтобы дети могли легко трансформировать оборудование в любую часть помещения);

комфортность предметно-пространственной среды (окружение и планировка должна быть такой, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния;

открытость-закрытость предметно-пространственного окружения, позволяющая ребенку заглянуть в себя и мир других.

Предметно-пространственная среда для экономического образования старших дошкольников должна предусматривать, на наш взгляд, наличие зоны, обеспечивающей перенос экономических знаний и умений в игровую и трудовую деятельность.

Раскроем внешнюю и внутреннюю информационную среду процесса экономического образования старших дошкольников, обусловливая тем самым движение, развитие и совершенствование педагогического процесса.

Компонент «внешняя среда» включает следующие блоки:

средства массовой информации (печатная продукция, реклама, телепередачи, кинофильмы)

и реальная социально-экономическая жизнь (социокультурные, природные, демографические, экономические факторы).

Компонент «внутренняя среда» включает педагогов-воспитателей,

родителей (семью,

предметно-материальное окружение (интерьер помещений, игротека методкабинет, набор экономических игр, сценарии имитационных экономических игр, различный раздаточный материал экономического характера).

Рассмотрим некоторые компоненты «внешней информационной среды» детского сада, влияющие на экономическое образование дошкольников :

Печатная продукция, используемая дошкольниками, обычно представляет собой альбомы для раскрашивания, сказки, комиксы и журналы, книги для совместного чтения родителей и дошкольников.

Существенную роль в развитии информационной среды сыграло телевидение. В отличие от книг, требующих соответствующих навыков чтения и понимания, телевизионные образы доступны всем, независимо от возраста. (Передачи призваны обеспечивать самоценность детей и формирование у них состояния защищенности. Для этого следует рекомендовать динамичные, яркие, красочные телепередачи. Это могут быть передачи о животных, сверстниках, «Хочу все знать» и др.

Важно, чтобы телевизионные программы учили детей 5-7 лет думать и анализировать увиденное).

Дети с интересом смотрят различную рекламу. Хотя приоритет по-прежнему остается за видео. Учитывайте следующее:

дети любопытны, с восторгом воспринимают новшества и необычные товары. Однако взрослых это пугает;

детские ценности меняются постоянно: то, что имело значение сегодня, завтра может стать ненужным;

учтите половую принадлежность ребенка: в этом возрасте это важно — дети замечают различия между собой на физическом и психологическом уровне.

Компоненты модели «внутренняя среда» оказывает наибольшее влияние на состояние экономического образования дошкольников.

Педагоги-воспитатели. Особое значение для реализации процесса экономического образования дошкольников приобретает собственная подготовка воспитателя: это экономическая эрудиция, экономическая культура, готовность использовать предметные знания в качестве средств экономического обучения.

Принципы работы с детьми:

- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;

- обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);

- использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

- широкое использование игровых приемов, игрушек;

- создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

- обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

- выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей - между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;

- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Наряду с педагогами-воспитателями в создании внутренней информационной среды детского сада принимают участие родители (семья).

Основная задача, стоящая перед родителями - приобщение детей к обсуждению семейных экономических проблем. Это способствует формированию личного опыта детей, связанного с экономностью, бережливостью, расчетливостью и т. п.

Родители могут рассказать в детском саду о своей работе, не скрывать от детей свое материальное положение, объяснять, куда идут деньги, учить соизмерять желания с возможностями, пропагандировать бережливость, не приучать детей к излишествам, формировать разумные потребности, помогать осознавать стоимость вещей, приобщать к опыту расходования денег, знакомить с профессиями.

С родителями важно проводить постоянные консультации, беседы, давать им рекомендации о том, как следует общаться с ребенком в плане экономического образования и воспитания, а также рекомендовать художественные произведения, используемые для совместного чтения и указывать, на что следует обратить внимание ребенка. Все это будет способствовать продолжению занятий, начатых в группе детского сада.

Использование новейших информационных технологий способствует развитию различных видов внутрисемейной дошкольной коммуникации, индивидуального и группового творчества педагога-воспитателя - ребёнка родителей. Детский сад и семья вступили в период активного изменения информационно – образовательной среды.

В современной предметно - пространственной и информационной среде давно известный принцип наглядности получил новое содержание и наполнение.

В качестве средств наглядности в экономическом образовании могут служить реальные объекты, а также материальные и символические модели отражения действительности, формирующие дидактический образ :

- Личный пример родителей и воспитателей в выборе экономических благ, поступков, речи, внешнего облика;

-Наглядность в предметном окружении, в оформлении помещения детского сада и группы;

- Специально изготовленные детские игрушки и орудия груда для экономического образования дошкольников;

- Специально изготовленные наглядные учебные пособия: рисунки (валюта разных стран, марки конфет, мороженого, игрушек и др., плакаты (классификация потребностей, город Экономика, твое увлечение, перечень экономических терминов и др., рекомендации родителям (формируем разумные потребности и др.).

Наглядная экономическая информация может включать стоимость воды и электроэнергии, употребляемой в детском саду за год, месяц, один день; стоимость питания детей на один день.

В группах были введены информационные тетради для родителей «Чему мы учимся».

В этих тетрадях систематически заполняются страницы, знакомящие родителей с содержанием экономического образования детей, советы по просмотру телепередач, чтению книг, совместной работе детей и родителей по выполнению заданий экономического характера.

Одной из важнейших составляющих внутренней информационной среды детского сада является методический кабинет: в нем содержится учебно- методическое обеспечение занятий по экономике, аккумулируются печатные и электронные носители информации, конспекты занятий по экономике, программы, рекомендации для воспитателей и родителей и др.

Предметно – пространственная экономическая среда предусматривает наличие зоны, которая бы обеспечивала самостоятельную деятельность ребенка и способствовала переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность.

Предметно –пространственную экономическую среду в групповом помещении можно организовать из следующих зон:

- информационная зона (произведения художественной литературы экономического содержания, экономические сказки, герои художественных произведений, герои «экономики», поговорки, журнал);

- занимательно – экономическая зона (кроссворды. головоломки, лабиринты, задачи, ребусы);

- деятельностно – экономическая зона (дидактические игры. игрушки – предметы для организации сюжетно – ролевых игр, наборы различных материалов инструментов приспособления для технологического процесса – приготовление пищи, ремонт одежды, изготовление игрушек, модели денежных знаков, валюта, ценники.

Основными требованиями к предметно-материальному окружению состоят в том, чтобы оно заинтересовывало, позволяло размышлять действовать практически и ощущать радость от получения результатов.

Домашнее задание

Герой

Валюта

Слоган

Рефлексия

Кроссворд

Что нужно учитывать в каждой группе детского сада при создании среды

(доска с частью открытых букв, которые оставляют слово «ребенок»).

Участники должны разгадать все слово целиком.

- воз Р астные особенности детей,

- инт Е ресы,

- потре Б ности детей данной группы.

- поло-рол Е вые особенности детей данного возраста,

- социаль Н о-психологические особенности детей,

- без О пасность

- К омфортная среда

Задание «Часы»

Участникам раздаются круги с 12 секторами.

Задание: прописать в секторах свой рабочий день с 7 утра до 7 вечера.

Анализ задания: сколько раз прозвучало слово ребенок?

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 2) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. II. Работа с педагогическим коллективом. Цель работы с педагогами.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Окружающая среда при формировании экономического воспитания дошкольников Содержанием экономически воспитывающей среды выступают: • предметно-пространственное окружение (создание игровой экономической зоны, •.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное использование информационной среды как средство экономического образования старших дошкольников
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 20:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное использование информационной среды как средство экономического образования старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Эльмекреш (УИ 2178767) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД