Получи документы

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей подросткового возраста

Стадченко Анна
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей подросткового возраста

Комплексное сопровождение замещающей семьи, а также подростка, воспитывающегося в данной семье, подразумевает охват всех сфер социального окружения, а также личности подростка.

Проблемные зоны замещающей семьи условно можно разделить на три группы:

1. Психологические - эмоциональные и поведенческие особенности подростка (травма потери, эмоциональная депривация и др., дисгармония супружеских отношений замещающих родителей (деструктивная мотивация принятия ребенка в семью, ложные неоправданные ожидания и тд).

2. Социальные - неприятие социального окружения замещающей семьи, проблемы социализации подростка.

Публикация «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей подросткового возраста» размещена в разделах

3. Соматические - стрессовые состояния членов семьи, выражающиеся в различных психосоматических заболеваниях ребенка и замещающих родителей.

Для оказания помощи замещающим семьям, обеспечение условий гармоничного проживания всех членов замещающей семьи, специалистами службы сопровождения необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с субъектами сопровождения:

1 блок - работа с подростком;

2 блок - работа с замещающими родителями;

3 блок - работа с образовательными организациями (классные руководители, социальные педагоги, психологи, наставники и др.)

Психолого-педагогическое сопровождение в каждом блоке осуществляется по следующим основным направлениям: психологическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагностическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное.

Психологическое просвещение больше характерно для 2 и 3 блоков. Направлено на приобщение взрослых к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основная цель просветительской работы - информирование в соответствии с современными знаниями психологической науки и практики, об основных закономерностях и условиями психического развития человека, социально-психологических механизмах и феноменах личности. Просветительская деятельность направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи.

В процессе психолого-педагогического просвещения приемных семей, а также субъектов образовательного процесса подростка акцент делается на ознакомление с процессом социализации и социореадаптации подростка, на формировании у них представлений о потенциальных возможностях детей, о том, что направленность личности и «Я-концепция», а также первоначальная образовательная среда создаются семьей. Наиболее удачными формами реализации данного направления являются: организация родительского обучения, индивидуальных встреч и групповых занятий, тренинговая работа, служба телефона доверия, создание родительского клуба, проведение в его рамках неформальных встреч родителей, а также культурно-массовых мероприятий: концерты, кинопоказ, поход в музей.

Психопрофилактическая работа - формирование у педагогов, а также родителей общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития подростка на данном и последующих возрастных этапах; своевременное предупреждение нарушений.

Психопрофилактическая работа включает в себя:

-составление рекомендаций родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи подросткам в адаптационный период;

-обследование подростков и замещающих родителей; диагностика их сплоченности, подготовка для родителей и педагогов рекомендаций по ликвидации возможных трудностей адаптации к школе;

-проведение психологического обследования детей с целью создания максимально благоприятных условий для их развития и психологической реабилитации;

-предупреждение психологической перегрузки у всех субъектов сопровождения, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания.

При профессионально грамотном решении задач психологической профилактики возможно избежать кризисных нарушений.

Психодиагностическая работа - психолого-педагогическое исследование личности подростков и взрослых, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений психического развития.

Для реализации этих задач практический психолог:

- проводит в случае необходимости психологическое обследование подростка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;

- проводит диагностику общения со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса и формулировку психологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. Заключительным этапом работы можно считать разработку практических рекомендаций.

Коррекционно-развивающая работа. Основные задачи: гармонизация детско-родительских отношений - ориентировано на установление положительных контактов, их своевременное корректирование, предупреждение и преодоление непродуктивных конфликтов, развитие взаимодействия взрослых и детей по мере их взросления.

Главными аспектами содержания гармонизации детско-родительских отношений должно стать:

- познание своего приемного ребенка, происходящих в нем изменений и на их основе формирование четких представлений у замещающих родителей о стратегии своей воспитательной деятельности;

- укрепление веры в свои возможности как воспитателя, формирование родительской позиции;

- понимание сущности конфликтов между взрослыми и подростками, освоение способов их разрешения и правил бесконфликтного поведения.

Задачей этого направления может стать и гармонизация супружеских отношений, обеспечение благоприятного социально-психологического климата семьи, так как с принятием в нее ребенка супруги вынуждены изменять свой образ жизни, и в развитии семьи наблюдаются перемены. Особенностью семьи теперь следует считать переплетение разных этапов ее жизнедеятельности в одном, так как появление ребенка переводит ее в разряд молодых семей, а сформированный стереотип межличностных отношений задерживает ее в фазе бездетности. В этой ситуации каждый член семьи стремится к утверждению по-разному. В результате этого наблюдается нарушение устойчивости, возникают противоречия, неудовлетворенность друг другом. Следовательно, необходимо включение взрослых членов семьи в деятельность по осмыслению происходящих изменений и осознанию путей, приемов, обеспечивающих подчинение жизнедеятельности семьи особым требованиям новой ситуации.

Еще одно направление развивающей и коррекционной работы с родителями - гармонизация их внутреннего состояния, помощь замещающим родителям в снятии напряжения, определении пути самосовершенствования, формирование адекватных представлений о проявлениях негативных последствий принятия подростка в семью, возможных вариантах правильного поведения, порядке своих действий. проведение семейных тренингов «Нити связей», «Принять. Понять. Помочь» и других форм групповой работы: социально-психологического тренинга, групповых занятий для подростков и взрослых. В процессе психолого-педагогического сопровождения приемных семей тренинг призван решить следующие задачи:

- создание условий для овладения участниками тренинговой программы медико-социальными и психологическими знаниями, умениями, навыками по проблеме подготовки себя и своей семьи к принятию ребенка, оставленного без попечения родителей;

- развитие способности у участников тренинговой программы познавать себя, свои желания, мотивы, возможности и потребности в рамках изучения проблемы принятия в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- повышение уровня социально-психологической и психолого-педагогической компетенции участников программы как потенциальных замещающих родителей. Также в данный блок сопровождения входят семейные квесты и веселые старты.

Сопровождение замещающей семьи – система поддержки замещающей семьи, осуществляемая на основе оказания семье комплекса социальных услуг с целью сохранения и укрепления социального, психологического и физического здоровья членов приёмной семьи и профилактики вторичных отказов от ребёнка.

Публикации по теме:

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическая разработка психологического занятия для детей подросткового возраста «Быть уверенным» Цель: создание условий для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного поведения. Задачи: • развивать навыки самоанализа.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Фотоотчет «Праздник «День святого Валентина» в отделении сопровождения замещающих семей»Фотоотчет «Праздник «День святого Валентина» в отделении сопровождения замещающих семей» ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Шелехова». Отделение сопровождения замещающих семей. Всю неделю у нас.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей подросткового возраста
Опубликовано: 21 мая 2021 в 04:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД