Лучший педагог года

Коммуникативно-речевое развитие у детей дошкольного возраста

Людмила Широкова
Коммуникативно-речевое развитие у детей дошкольного возраста

В современном мире проблема речевых нарушений у детей стоит крайне остро и привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. В настоящее время дети с нарушением речи составляют достаточно многочисленную группу, при этом их количество увеличивается с каждым годом.

Многие ученые в области логопедии свидетельствуют о характерных для этой категории детей трудностях в установлении контактов со сверстниками, взрослыми, с окружающими людьми, что связано не только с психолого-педагогическими, но и речевыми проблемами. Нарушения фонетико-фонематической, грамматической, лексической, просодической сторон речи, связной речи способствуют трудностям в планировании и оформлении речевого высказывания детей с нарушением речи, приводят к дезадаптации в коллективе сверстников, появлению замкнутости и агрессивности, потере мотивации к совершенствованию своей речи, что оказывает негативное влияние, в целом, на развитие социальной сферы.

Публикация «Коммуникативно-речевое развитие у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Коммуникативно-речевое развитие детей рассматривается как процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует, общается с взрослыми и сверстниками. По мнению Л. С. Выготского, формирование коммуникативно-речевых умений у детей происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка, формирование связной речи - это важная составная часть общеречевой работы.

Для полноценного развития личности ребенка необходимо общение с окружающими людьми, которое выступает базовой составляющей. И для формирования дальнейшего процесса социализации важным и главным фактором является коммуникативно-речевое развитие. Без умения общаться дети не смогут выражать свои мысли, чувства, устанавливать контакт не только с близкими людьми, но и с окружающими, у ребенка не сформируются особенности межличностного взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Все это способствует неблагоприятной адаптации детей в коллективе и социуме.

Из-за нарушений речи дети стараются избежать речевой коммуникации, так как при общении они не могут сформулировать правильный вопрос при диалоге, затрудняются найти подходящие слова при высказывании с собеседником, в большинстве случаев дети вообще не понимают собеседника из-за бедного словарного запаса, что приводит к агрессии, негативизму и прекращению общения.

Таким образом, нарушения речевой функции отрицательно сказываются на развитии процесса коммуникации у ребенка, темп развития речи и других психических процессов замедляется.

Поэтому нужно как можно раньше создавать специальные условия для развития речи ребенка и его общения, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Первоочередная задача логопеда – это развитие связной речи, при которой наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка и происходит формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи. И лучше, конечно, если развитие всех сторон речи будет организованно через игровую деятельность.

Игра помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников :

- развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приемы;

- учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности;

- развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение внимание;

- воспитывать коллективизм, сотрудничество.

Коррекционно-развивающая работа по развитию коммуникативно-речевых умений и навыков детей с нарушением речи строится в три этапа.

На первом этапе - формирование навыка активного слушания – решаются задачи: способствовать мобилизации внимания детей; развивать умение вслушиваться в обращенную речь и понимать ее; развивать невербальные средства общения, такие как мимика, взгляд, жест.

На втором этапе - развитие вербальной коммуникации в процессе участия в совместной деятельности – решаются задачи: развивать общительность детей, формируя умение отвечать на вопросы, задавать вопросы; способствовать устранению барьеров, ограничивающих эффективность общения, развивать коммуникативные навыки при помощи активного игрового взаимодействия детей.

На третьем этапе - активизация самостоятельной речевой деятельности детей – решаются задачи : освоить активный стиль общения; развивать в группе отношения партнерства.

Все три этапа взаимосвязаны между собой. Поэтому, приступая к логопедической коррекции коммуникативно-речевого развития, нужно работу выстраивать в соответствии с данными этапами. Коррекционное воздействие должно быть многоаспектным, направленным на речевые и неречевые процессы, на активизацию коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.

На первом этапе работы можно использовать игры, направленные на преодоление замкнутости, стеснительности, скованности детей, а также на двигательное раскрепощение; на знакомство с эмоциями человека; осознание своих эмоций; распознавание эмоциональных реакций других людей и умение адекватно выражать свои эмоциональные состояния.

Игра «Зеркало» направлена на умение определять и различать эмоции.

Дети играют в парах, стоя напротив друг друга. Один ребенок «зеркало», другой изображает какую-либо эмоцию ( например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты, а другой придает своему лицу то же самое выражение.

Игра «Люблю – не люблю» направлена на умение устанавливать доброжелательные отношения, выслушивать мнение своих товарищей; развитие навыков общения.

Дети стоят в кругу. Логопед (ребенок) передает по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю…». Потом игра продолжается против часовой стрелки «Я люблю, …».

Игра «Тень» направлена на развитие наблюдательности, памяти, внутренней раскованности и свободы.

Один играющий под спокойную музыку ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

Развитие понимания устной речи идет с использованием разнообразных методов, направленных на развитие слухового внимания. Дети учатся вслушиваться в речь, понимать ее смысл на основе различения значения слов, их форм и связей. Упражнения проводятся в наглядной форме, с использованием знакомых детям предметов. Предлагаются упражнения в выполнении поручений со словами: попроси, дай, возьми, принеси, спроси, узнай и т. д. Эти упражнения регулируют коллективную речевую деятельность и могут быть использованы для работы над развитием понимания поручений и для обучения построения просьб, вопросов, ответов.

На втором этапе коррекционного обучения вводятся коммуникативные игры и упражнения, которые стимулируют и побуждают к речевой деятельности, учитывая, что наиболее доступной и естественной для детей формой общения является диалогическая речь и что вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью.

В начале используются игры, цель которых сформировать умения и навыки отвечать на вопросы, задавать вопросы, слушать других.

Например, играя в лото, дети учатся задавать вопросы и отвечать на них: У кого автобус? У меня автобус. У кого машина? У меня машина.

Система упражнений предполагает обучение таким видам речи, как умение ставить вопросы, отвечать на них, сделать сообщение и др.

Для активного использования в речи вопросов типа: Где лежит? Куда положил? Откуда взял? целесообразно использовать лексические темы «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Инструменты», «Одежда» и т. д. Использование вопросов с этими словами проходит на занятии параллельно с практической деятельностью детей.

Все эти упражнения и игры преследуют и цель отработки произношения фраз (ритма, темпа, ударения, интонации).

При этом создаются условия для умственной активности всех детей. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного, в этом случае используют брошенный мяч, переданный предмет. Почти все коммуникативные игры построены по этому принципу.

На третьем этапе - активизация самостоятельной речевой деятельности детей – решаются задачи : освоить активный стиль общения; развивать в группе отношения партнерства. С целью обеспечения мотивации общения моделируются различные проблемные коммуникативные ситуации, приближенные к реальной действительности.

Используются все ситуации, при которых потребность общения возникает естественным образом или создается взрослым преднамеренно. Наряду с этим используются тренировочные упражнения с элементами деятельности детей, которая стимулировала бы их к общению.

Игры «Рисунок одним карандашом», «Рисунок на одном листе бумаги», «Рисунок с общим элементом» направлены на сплочение детского коллектива, развитие умения взаимодействовать с партнером, договариваться, выявление лидера.

Игра «Большой пазл» направлена на развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.

Дети делятся на команды по 2 человека, и каждому члену команды выдается по пазлу. Логопед заранее разрезает яркую крупную картинку на части (количество частей в соответствии с возрастом, получаются пазлы. Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее. После идет обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Игра «Рукавичка» направлена на формирование социально - коммуникативные навыки, развитие внимания, формированию представления о пространстве, закреплению умения различать цвета.

Для игры нужны матерчатые рукавички с орнаментом. Количество рукавичек соответствует количеству участников игры. Каждому ребенку дается одна рукавичка, которую можно одевать на правую или на левую руку (согласно условиям игры).

1 вариант: дети надевают рукавичку на правую руку. Звучит музыка, участники игры двигаются в разных направлениях подсоками (легким бегом, шагая). По окончанию музыки, дети быстро находят себе пару - рукавичку такого же цвета и узора, соединяют руки ладошками, замирают на месте. Повторяется 3-4 раза. По окончании игры дети обнимают друг друга.

2 вариант: под музыку дети двигаются подскоками или легким бегом в свободном направлении; музыка затихает - дети находят свою пару, соединяют рукавичку с рукавичкой ладошками, кружатся - «звездочкой». Далее игра продолжается. По окончании дети также обнимают друг друга.

Вариантов игры «Рукавичка» множество и дети с удовольствием принимают участие в них, часто просят повторить ее.

Во всех играх создается ситуация, в которой возникает потребность в общении. Дети договариваются, целенаправленно организуют свою деятельность и после подводят ее итоги.

Учитывая насыщенность педагогического процесса, коммуникативным содержанием наполняются разные этапы логопедического занятия. Например, на организационном этапе, с целью создания положительного настроя на занятие, можно использовать такие игры как «Комплименты», «Подари движение», «Я сегодня вот такой…»

При сообщении темы занятия можно использовать разрезные картинки, которые дети должны собрать в парах, «Большой пазл», в его составлении принимает участие вся подгруппа. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия.

Некоторые игры можно использовать как часть занятия («Похож—не похож», «Где был Петя?», «Кто как кричит?»)

Во время динамических пауз можно использовать игры «Дотронься до…», «Поменяйтесь местами.», «Только вместе…» и др. При этом развиваются мимика, пластика движений, точность и координация общей и мелкой моторики, это дает возможность детям почувствовать себя членом группы, создать дружелюбный, безопасный настрой, снять мышечные зажимы, развивает умение согласовывать свои действия с действиями партнерами по игре, формирует чувство доверия между детьми.

В дальнейшем совершенствование коммуникативно-речевых навыков происходит в процессе работы над связной речью. Воспитывается интерес к публичному рассказыванию; формируется навык составления репродуктивных (заучивание, пересказ) и самостоятельных рассказов повествовательного, описательного характера с использованием различной наглядности (игрушки, предметы быта, серии сюжетных картин, фотографии, иллюстрации, рисунки и т. д.).

Работа по активизации контактности и коммуникабельности детей ведется в тесном сотрудничестве с воспитателями, специалистами, родителями. Так, развитие общения в процессе трудовой деятельности происходит на занятиях ручным трудом, во время работы на участке, во время общественно полезного труда. Отрабатываются поручения, вопросы, ответы, просьбы, сообщения о выполненной работе и др.

Очень широко используются ролевые, настольные, подвижные игры.

Используются коммуникативные игры и в часы развлечений, например, игры-соревнования «Кто быстрее?», «Охотник», «Отвечай быстро» и др.

Постепенно речевые игры входят в число любимых детьми самостоятельных игр. Огромное значение имеет новизна и занимательность дидактического материала, форм работы, смена речевых партнеров, создание коммуникативных ситуаций, использование разнообразных методов и приемов работы.

В процессе логопедической коррекции коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста с нарушением речи отмечаются определенные изменения. Меняется характер взаимодействия детей. Понимание общего смысла коммуникативных игр, развитие партнерских отношений объединяет детей, заставляет действовать более согласованно.

Общение, возникающее и развивающееся в процессе обучения, значительно обогащает речевое развитие детей. Прежде всего, это сказывается в том, что у них появляется стремление говорить по поводу того, что они делают, желание рассказывать о своих намерениях, делиться с окружающими новыми впечатлениями. Игры и упражнения обеспечивают мотивационно-потребностный план речевой деятельности и являются условием для овладения детьми средствами речевой коммуникации.

Таким образом, включение специальных комплексов коммуникативно-направленных упражнений и игр в коррекционное обучение детей с нарушением речи, наряду с формированием произносительных навыков, лексического запаса, грамматического строя, способствует как активизации контактности и коммуникабельности ребенка, так и повышению эффективности коррекционно-развивающего воздействия в плане преодоления нарушения речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с. – Текст : непосредственный.

2. Дубинина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : сборник игр и упражнений / Л. А. Дубинина. – М. : Книголюб, 2006. – 64 с. – Текст : непосредственный.

3. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / И. М. Лисина. – М. : Воронеж, 1997. – 386 с. - Текст : непосредственный.

4. Абдрахманова, Г. Ю. Картотека коммуникативных игр для дошкольников старшей группы / Г. Ю. Абдрахманова. Текст : электронный // 2016. - URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/30/kommunikativnye-igry-dlya-doshkolnikov.

5. Малкова, Е. Ю. Проблемы коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе / Е. Ю. Малкова. – Текст : электронный // 2019. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kommunikativno-rechevogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta-i-ih-reshenie-v-obrazovatelnom-prostranstve-detskogo-sada/viewer.

Публикации по теме:

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Нетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возрастаНетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возраста Формирование речи дошкольников, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения. Своевременное появление.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке»Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке» Я работаю воспитателем в группе раннего возраста 5 лет. В своей работе использую современные педагогические технологии, создаю авторские.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Конспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возраста Задачи: формирование интереса к художественной литературе, содействие правильному восприятию содержания произведения; стимулирование познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативно-речевое развитие у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 января 2023 в 11:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД