МААМ-картинки

Конспект беседы «Кто такой русский богатырь?» (старшая группа)

Елена Чаус
Конспект беседы «Кто такой русский богатырь?» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: воспитывать в детях любовь к своей Родине, уважение к ее истории, славным традициям, отважным защитникам посредством знакомства с русским устным народным творчеством (былинами, пословицами и поговорками).

Ход беседы

Воспитатель. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары – часто нападали на славян, опустошала земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне свое государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей и богатыри. Вот как они выглядели (демонстрация иллюстрации к картине В. М. Васнецова «Богатыри»). Посмотрите, ребята, какими они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными.

Публикация «Конспект беседы „Кто такой русский богатырь?“ (старшая группа)» размещена в разделах

- Богатыри – это люди особенные, наделенные невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.). Их не страшат злые враги, не страшит даже смерть.

- Ребята, скажите, любите ли вы сказки о богатырях? (Ответы детей)

- Сказки о богатырях называются былинами. Былина – это песнь-сказание. Былина произошла от слова быль, было. Создателем былин является народ, поэтому былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы, например, сказки Пушкина. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Кто является героями былин? (Ответы детей)

- Былины о богатырях рассказывали сказители. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

- Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Отчизна – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

- Сегодня мы с вами познакомимся с замечательными русскими былинами, в которых с древних времен воспевались лучшие качества защитника Отечества. Как вы думаете, какие же это качества? (Сила, смелость, ловкость)

Физкультминутка «Богатыри» (движения в соответствии с текстом)

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Воспитатель. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы, былины. Послушайте, как говорится о богатырях в былинах. (Прочитать детям фрагменты былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей». Пояснить, что все эти произведения – былины. Обратить внимание на поэтичность былин, на использование в них специфических речевых оборотов: добры молодцы, ворог лютый и т. п. Пояснить детям их значение.)

- В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

- И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои-богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Много песен и былин сказывал народ об их силе и подвигах, мужестве и отваге. А пословицы и поговорки вошли в нашу жизнь.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

Смелость силе воевода.

Тот герой, кто за Родину горой.

Кто смел, тот на коня сел.

За край свой насмерть стой.

Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли умри, а не сходи.

Жить – Родине служить.

Счастье Родины дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Воспитатель. Вот какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам: «Защищать свою Родину, беречь ее. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ».

Итог беседы :

1. Кто такие богатыри?

2. Как называют рассказы о богатырях?

3. Кто рассказывал былины?

4. Каких былинных героев вы уже знаете?

Публикации по теме:

«Кто же такой палочник?» Конспект познавательного занятия с элементами конструирования и лепки в старшей группе«Кто же такой палочник?» Конспект познавательного занятия с элементами конструирования и лепки в старшей группе "Кто же такой ПАЛОЧНИК?" Познавательное занятие (с элементами конструирования и лепки) в старшей группе. Задачи: Образовательные: Расширить.

Использование элементов ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром. Конспект занятия «Я — это кто?» (старшая группа) Использование элементов ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром. Старшая группа Тема Я это кто? Цель: Используя генетический и функциональный.

Конспект беседы по социализации в старшей группе «Кто я такой и что могу делать сам и вместе со всеми?» Конспект беседы по социализации в старшей группе на тему: «Кто я такой и что могу делать сам и вместе со всеми?» Цель: Дать представление.

Конспект занятия «Кто такой Йог? Как им стать» Цель: Воспитывают осмысленное отношения к собственному здоровью Задачи: 1. Развивать гибкость позвоночного столба, подвижность сустава рук.

Конспект занятия в старшей группе с использованием ИКТ «Кто такой культурный человек?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 16 «Рябинка» города Дубна Московской области КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ.

Консультация «Кто такой психолог» Кто такой психолог? Психолог? Нет, он не волшебник, Не чудотворец, не атлет, Не жизненных задач решебник, И он не супер-человек. Он так.

Проект «Кто такой Дед Мороз» Проект «Кто такой Дед Мороз»» Возраст – старшая группа (5-6 лет) Цель: Анализировать стихи и сказки. Находить в потоке информации необходимую.

Проект «Русский народ: быт, традиции и обычаи» (старшая группа) Проект «Русский народ: быт, традиции и обычаи» (старшая группа)Тип проекта: творческий, познавательный. Вид проекта: групповой. Ожидаемые.

Конспект занятия «О тех, кто умеет летать» (старшая группа) Цель педагогической деятельности: уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия.

Ранняя профориентация в ДОУ. Знакомим детей с профессиями. Конспект ООД в старшей группе «Кто такой рекламист?» 23 октября – День работников рекламы (рекламиста или рекламщика). С одной стороны - это новая профессия, а с другой- мы каждый день встречаемся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы «Кто такой русский богатырь?» (старшая группа)
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 22:59
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы «Кто такой русский богатырь?» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чаус (УИ 272490) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД