МААМ-картинки

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации Ч –Щ в 1 классе

Юлия Шаньшурова
Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации Ч –Щ в 1 классе

Цели:

Коррекционно-образовательные:

-выработать чёткую дифференциацию [ч],[щ] с опорой на артикуляционные, слуховые, зрительные и моторные ощущения;

- закрепление знаний о механизме образования звуков;

Коррекционно-развивающие:

- развитие моторики речевого аппарата;

-закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ч]-[Щ];

- закрепление связи звукового образа [Ч] - [Щ] с их графическим изображением;

- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;

- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;

Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации Ч –Щ в 1 классе» размещена в разделах

- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание интереса к логопедическим занятиям ;

- формирование навыков аккуратного письма.

Дидактические средства: индивидуальные зеркала, мягкие игрушки, картинки, слова-карточки, фломастеры, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Ч, Щ, конверты с «рассыпанными» словами, зелёная и красная паста и такие же по цвету мелки.

Ход урока:

Введение в тему:

Л. : Ребята, догадайтесь о какой букве идёт речь?

На расческу …. похожа, три зубца всего? Ну что же! Е. Тарлапан

Правильно, это буква – Щ.

Вывешивается таблица с картинкой расчески, печатной и прописной буквой Щ.

Л. : На письме мы будем её обозначать красным цветом.

А теперь о какой букве стихотворение?

Да, вы правильно решили: букву пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя. В. Степанов.

Молодцы, это буква Ч печатная.

Вывешивается таблица с картинкой чайки, печатной и прописной буквой Ч.

- Кто догадался, какие буквы у нас сегодня в гостях?

Артикуляционная гимнастика:

Л: Ребята, чтобы чётко и правильно произносить все звуки необходимо к работе подготовить артикуляционные органы, поэтому мы с вами выполним артикуляционную гимнастику. Возьмите зеркала. Упражнения для [Ч]- «Улыбочка», «Заборчик», «Чистим зубки», «Кошка сердится», «Катушка», «Желобок». Для [Щ]- «Маляр», «Хоботок», «Грибок», «Лопатка», «Чашечка», «Кошечка пьёт молочко».

Сравнительная характеристика звуков Ч-Щ:

Чтобы правильно писать Ч и Щ, надо научиться различать соответствующие им звуки. Произнесите перед зеркалом звук [Ч]- губы округлены, зубы не смыкаются, кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорком, эта смычка переходит в щель между ними, воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет.

Звук [Щ]- губы выдвинуты, зубы видны, сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя тёплая, длинная, голоса нет.

Теперь рассмотрим артикуляционные профили и сравним их.

- Сравнение звуков: сходство- согласные, глухие, мягкие; отличае - разное положение зубов, языка. [Ч]- взрывной и краткий, [Щ]-долгий, щелевой.

Л. : Здорово, ребята!

Введение дактильного обозначения букв, подсказывающего их правописание:

Щ – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, а остальные сжаты. Движение кистью руки вниз;

Ч - указательный, средний прижаты к большому, остальные – опущены.

Дифференциация звуков в слогах, словосочетаниях:

Л. : Ребята мы сегодня отправимся в путешествие, где нас ждут много интересных приключений. Итак первое испытание.

Чтение слогов прямых и обратных по таблицам.

Звукосочетания с переносом ударения: ача, аща, ачо, ащо, ачу, ище.

(Чтение сопровождается дактильным обозначением).

Дифференциация звуков в словах:

Следующее испытание. Игра с мячом.

В слове, которое я назову измени звук [Ч] на [Щ] или наоборот и верни мяч.

горячий – горящий, помочь – помощь, печать – пищать, плач – плащ, лечи – лещи, тащу – точу и т. д.

Физкультурная минутка: Спортивное исрытание.

Чок-щёк-чок- руки на бочок, девочки и мальчики прыгают как зайчики.

Щёк-чок- чи – так летят грачи. (Взмахи руками.)

Чок-щёк-чок- спляшем гопачок.

Дифференциация звуков в тексте:

Л. : Ребята, нам надо зашифровать секретные картинки. Вместо их названий запишите букву Ч или Щ и укажите её место в слове.

(Картинки: чайка, бабочка, щенок, щука, ящерица, грач, овощи, печенье. Ч-1, Ч-5,Щ-1,Щ-1,Щ-2, Ч-4, Щ-4, Ч-3).

Пятое испытание. Закончи слова, которые записаны на доске, выкладывая подходящие слоги в цепочку: (у детей на столах слоги ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)

Ро, све, та, то, кри,зада, изве, у… .

Подведение итогов:

-Вот и подошло к концу наше путешествие.

-Что мы сегодня различали? Сравните звуки Ч-Щ?

-Кому было трудно? Почему и в чём?

Ребята, вы сегодня хорошо работали, молодцы!

Пароль на выход: Каждый получает карточку, на которой слова с переставленными буквами.

Л. : - Верни буквы на свои места и прочитай слово. (ачпл-плач, щле-лещ, укидоч-удочки, икчям-мячик, сваеч-свеча, ащор- роща.)

До свидания!

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Щ] и буква Щ» Цели: закрепление правильного произношения звука; выделение звука и определение позиции звука в слове; упражнение в употреблении увеличительных.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР по теме «Новый год» Цель: Закрепление знаний об особенностях праздника. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Активизация и расширение словаря по теме “Новогодний.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы «Дом. Квартира. Мебель» Цель: Актуализация словаря по теме "Дом. Квартира. Мебель" Задачи: Образовательные: - Закрепление представлений детей о видах домов их своеобразии.

Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах. Тема: «Как слон к белочке в гости ходил» Цели: 1. Закрепить.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи для детей с ОНР Тема: «Как мы искали кораблик». Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин. Задачи: - активизировать и расширять словарь признаков,.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» в старшей группе. Курбанова Вера Маликовна Тема: Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» в старшей группе. Цели: -уточнение и расширение.

Конспект фронтального логопедического занятия «В гостях у Федоры» Конспект фронтального логопедического занятия Тема: «В ГОСТЯХ У ФЕДОРЫ». По мотивам сказки «Федорино горе» К. И. Чуковского. (подготовительная.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Цель: знакомство со звуками [а, у], буквами А, У. Задачи: Закреплять артикуляцию и произношение изучаемых звуков; Развивать фонематический.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Воздушные шары» Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. «Воздушные шары» Цели: Коррекционно-образовательные: Закреплять знания детей.

Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе Цель: дифференцировать звуки С, Ш в устной речи,закрепить навыки правильного произношения звуков С, Ш. Задачи: a) подготовить артикуляционный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации Ч –Щ в 1 классе
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 18:16
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД