Ирина Сумина
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи «Письмо из леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать лексико-грамматические категории.
Задачи:
коррекционно – обучающие:
- закреплять умение правильно употреблять притяжательные прилагательные в предложениях;
- закреплять умение правильно употреблять предлоги «в», «у», «от» при составлении предложений;
- расширение и активизация словаря, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детёнышей, частей тела, жилищ;
коррекционно- развивающие:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие зрительного и слухового восприятия;
коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к живой природе;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи „Письмо из леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Треугольные письма с фронта
- Темочки
- умение взаимодействовать в коллективе.
Оборудование:
конверт с текстом загадок и картинками – отгадками; панно «Лесная поляна» с изображением жилищ животных и изображения животных для дидактической игры «Кто где живёт»; предметные картинки с изображением диких животных и их детёнышей для дидактической игры «Помоги детёнышам найти маму»; рисунок, состоящий из частей тела разных животных; муляжи предметов для дидактической игры «Чудесный мешочек»; раскраски с изображением лесных зверей и их детёнышей на каждого ребёнка.
Ход занятия:
I. Мотивационный этап.
Логопед: Дети, сегодня к нам в группу почтальон принёс письмо. Адрес на конверте: «Детский сад «Чебурашка», воспитанникам старшей группы «Незабудка» от лесных обитателей. Приглашаем вас в гости на нашу лесную полянку». Предлагаю вам пройти на стульчики и отгадать, кто из животных написал это письмо.
(Логопед раскрывает конверт, в котором находятся загадки и отгадки в виде цветных изображений).
Маленький рост,
Пушистый хвост,
Орешки собирает,
На зиму запасает. (Белка).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса.
Кто же это? (Лиса).
Ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.
Летом по лесу гуляет,
А зимой спит, отдыхает. (Медведь).
В горку бегом, а с горки кувырком.
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц).
Разбойник он серый,
Нет ему веры,
Всё клыками: щёлк.
Кто же это? (Волк).
Он покрыт иголками
Острыми и колкими.
Руками просто не возьмёшь,
Догадайся: кто он. (Ёж).
II. Основной этап.
Логопед: Дети, принимаем приглашение? Прежде, чем отправиться на лесную полянку скажите, как можно назвать животных, про которых вы отгадывали загадки?
Дети: лесные, дикие.
Логопед: где они живут?
Дети: они живут в лесу.
Логопед: все они живут в лесу, но каждый в своём домике. Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто где живёт» и найти домик для каждого зверя.
(У детей предметные картинки на липучках с изображение животных. Отвечая на вопрос логопеда, ребёнок помещает картинку на панно рядом с жилищем).
Логопед: Где живёт медведь? Где живёт волк? Где живёт белка? Где живёт лиса? Где живёт ёжик? Где живёт заяц?
Дети: (составляют предложения с предлогом «в»). Медведь живёт в берлоге. Волк живёт в логове. Белка живёт в дупле. Лиса живёт в норе. Ёжик живёт в норе. Заяц живёт под кустом.
Логопед: Посмотрите, дети, в конверте рисунок. Это звери нарисовали свой портрет. Но рисовали они все вместе и вот что из этого получилось. (На рисунке скомбинированы части тела различных животных). Чьи это части тела, вы узнали?
Дети: (отвечают полным предложением, акцентируя притяжательное прилагательное).
На рисунке туловище – медвежье.
У этого зверя хвост – лисий.
У этого зверя уши – беличьи.
У этого зверя передние лапы – волчьи.
У этого зверя задние лапы – заячьи.
Логопед: Молодцы, дети, части тела всех животных отгадали. А теперь поиграем в игру «Белочка и лиса».
(Дети выполняют физкультминутку с элементами пальчиковой гимнастики).
Скучно белочке в дупле, (кончики пальцев обеих рук соприкасаются, образуя круг)
Веселее на земле. (приседают)
Прыг-прыг, прыг-прыг, (прыжки на носочках)
По стволу сбежала вмиг (кончиками пальцев обеих рук перебирают по туловищу от плечиков до колен)
По дорожке по лесной
Побежала в лес густой. (лёгкий бег на месте)
А лиса навстречу ей, (плавные шаги на месте, кисти рук сложены у груди)
Прячься, белочка, скорей! (ладошками закрывают лицо).
Логопед: Дети, пока мы играли, животные гуляли со своими детёнышами на лужайке, малыши заигрались и растерялись. Давайте поможем детёнышам найти своих мам.
Дети: (рассматривают изображения животных и их детёнышей и составляют предложения с предлогом «у»). Лисята – у лисицы, зайчата – у зайчихи, бельчата – у белки, ежата – у ежихи, волчата – у волчицы, медвежата – у медведицы.
Логопед: Дети, мы помогли животным найти их дома, поиграли в прятки, отыскали мам для детёнышей. И лесные обитатели прислали вам посылку с подарками.
(Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - составление предложений с предлогом «от». Детям предлагается на ощупь отгадать, что лежит в мешочке и от кого это угощение).
Дети: орехи от белочки, морковь от зайчика, бочонок с мёдом от медведя, капуста от зайчика, яблоки от ёжика, ягоды от медведя, грибок от белочки.
III. Рефлексивный этап.
Логопед: Дети, мы побывали на лесной полянке. Кто приглашал нас в гости? В какие игры мы играли с лесными обитателями?
IV. Перспективный этап.
Логопед: Дети, в конверте есть ещё подарки для вас. Это раскраски с изображением лесных зверей и их детёнышей.
Литература
1. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 140 с.
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-Пб. : «Союз», 2001. – 219 с.
3. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие. Под редакцией Т. В. Волосовец. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 287 с.