Людмила Владимировна Абалмазова
Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР «Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
фронтальной коррекционной деятельности в группе
компенсирующей направленности для детей с ФФНР
Автор-составитель: Людмила Владимировна Абалмазова,
учитель-логопед МБДОУ ЦРР-д. с. № 5 ст. Старощербиновская
Тема: «Дифференциация звуков Д-Дь, буква Д.
Волшебное путешествие в зимний лес»
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
Публикация «Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР „Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
• Закрепить навык четкого произношения звуков Д, Дь в слогах, словах, предложениях, стихотворных текстах, песнях.
• Дифференцировать звуки Д - Дь в слогах, словах, развивая фонематическое восприятие.
• Закрепить навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, путем построения схемы слов «Дима», «Даша», составления слов из перепутанных местами слогов.
Коррекционно-развивающие :
• Расширять лексический запас слов детей через подбор родственных слов, слов-приветствий, слов-эпитетов, синонимов и прилагательных, определяющих настроение людей, многозначных слов.
• Совершенствовать грамматические категории, учить детей навыкам образования множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;.
• Продолжать учить строить предложения с однородными членами, с обращениями, сложноподчиненные предложения; формулировать вопросы на темы: «Знакомство», «Пожелания».
• Развивать логоритмические навыки, совершенствовать умение детей сопровождать речь движениями под музыку, развивать чувство ритма, темпирования речи.
• Учить называть букву Д, узнавать ее среди других букв.
• Продолжать работу, направленную на развитие слухового восприятия, логического мышления, памяти, внимания.
Коррекционно-воспитательные задачи :
• Формировать нравственно-духовные основы личности детей через воспитание доброго уважительного отношения к близким, родным и бережного отношения к животным – кошечкам, проявлять внимание, чуткость, заботу.
Оборудование:
профиль артикуляционного уклада звука Д;
индивидуальные зеркала (по количеству детей);
железные колокольчики (на каждого ребенка и учителя-логопеда);
колокольчики красного, зеленого и синего цветов;
пособия «Белые сугробы» (индивидуальные, с целью определения позиции звуков Д, ДЬ в словах;
игрушки - кошка Даша, кот Дима;
новогодняя ёлочка;
блестящая шкатулка с «зимними буквами» (белого цвета) : Д, А, Л, Б, В, Г, Н, Т, П;
картинки в названии которых есть звуки Д, ДЬ;
планшеты синего и зеленого цветов;
мультимедийная установка, презентация
Ход фронтальной коррекционной деятельности
Включается фоновая музыка. (Дети входят в зал). Слайд № 1
Оргмомент:
Учитель-логопед: Поздороваемся друг с другом, используя разнообразные слова приветствия:
Возьмемся за руки, друзья,
И будем вместе: ты и я!
(Дети становятся в круг и берутся за руки, поворачиваясь, друг к другу, здороваются, применяя различные формулировки приветствия)
Дети: Доброе утро! Здравствуй (те! Привет! Алиса, здравствуй! Привет, друг! С добрым утром, Ирина!
Учитель-логопед: Мне кажется, в нашем зале даже солнышко ярче засверкало и улыбнулось, услышав ваши приветствия! Ребята, я слышу какой-то мелодичный, веселый звук? (звон колокольчика). Послушайте внимательно, какой предмет издает этот звук?
Дети: Звон колокольчика.
Учитель-логопед: Вы хотите спеть песенку колокольчика? Чтобы песня получилась мелодичнее, повторяйте за мной слова и выполняйте движения руками. Слайд № 2
Логоритмика (под музыкальное сопровождение)
Слова детей Движения
- Динь-дон, дили-дон! Дети, взявшись за руки, производят движения вперед и назад.
Что за странный перезвон? Каждый ребенок двигает руками из стороны в сторону.
Слышен он со всех сторон: Руки поднимаются вверх, движения из стороны в сторону.
Дили-дили, дили-дон! Пальчики сжимаются, будто держат колокольчик, движения кистями рук из стороны в сторону.
Руки опускаются.
Учитель-логопед: Вот какой волшебный перезвон у нас получился. А ведь это не случайно, это потому, что колокольчик у нас не простой, а волшебный. Хотите узнать почему? Тогда не зевайте, глазки закрывайте (звон колокольчика).
Раз, два, три, открой глаза и смотри! (звучит мелодия зимнего леса).
Слайд № 3
Учитель-логопед: Ребята, как вы думаете, где мы оказались?. (ответы детей)
Верно, волшебный колокольчик перенес нас на чудесную зимнюю полянку в лесу. Ой, посмотрите, что это на ней рассыпано? На улице зима, а на полянке растут синие, василькового цвета и ярко-зеленые, будто изумруды - колокольчики. Вот так чудеса!
Посмотрите на экран. Представлены картинки колокольчиков. Слайд № 4
(ОТВЕТЫ детей)
Учитель-логопед: Совершенно правильно, ребята колокольчики - это и цветы и предмет для вызывания звука. Слово КОЛОКОЛЬЧИК – многозначное.
Как вы думаете, говоря о звуках речи, что могут ещё обозначать васильковые колокольчики и колокольчики изумрудного цвета?
Дети: васильковые (синие) колокольчики обозначают согласные твердые звуки, а изумрудные (зеленые) – согласные мягкие звуки.
Учитель-логопед: Совершенно верно, согласные твердые звуки обозначают синими колокольчиками, а согласные мягкие звуки - зелеными.
Выделите первые звуки в словах : «динь» и «дон».
Дети: в слове «динь» первый звук Дь, в слове «дон» - звук «Д»
Объявление темы занятия:
Учитель-логопед: Конечно, первые звуки в словах : Д и Дь, сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки Д и Дь, познакомимся с буквой «Д». А помогут нам в этом чудесные колокольчики. Позвоним твердо «Д,Д,Д», а вы берите нужный колокольчик, а мягко – «Дь-Дь-Дь». Какой интересный перезвон у нас получился! Ребята, какой вам показался колокольный перезвон?
Ответы детей : мелодичный, веселый, зимний, новогодний, праздничный, «легкий как облако», голосистый, четкий и звонкий.
Учитель-логопед: Друзья мои, давайте оставим колокольчики на прежнем месте, на этой волшебной полянке и посмотрим внимательно по сторонам (звучит мелодия зимнего леса). Слайд № 5
Как вы думаете, в лесу только одна поляна? Конечно же, на то он и лес, чтобы в нем было много маленьких полянок и больших полян. Пройдите по лесу и найдите каждый себе полянку, на которой вам будет удобно разместиться. (Дети садятся за столы под музыкальное сопровождение. На столах расположены индивидуальные: зеркала, колокольчики (синий, зеленый, красный) пособия «Белые сугробы» для определения позиции звуков в словах).
Ребята, на ваших полянках тоже рассыпаны звуковые колокольчики.
Представим характеристику звука Д. (согласный твердый, приложим тыльную сторону ладони к горлышку и услышим там вибрацию голосовых связок). звук Д - звонкий). Какой колокольчик зазвучит, если мы произнесем звук Д? Верно, синий. Давайте возьмём зеркала и вместе отчетливо произнесем этот звук, обратите внимание, что язык занимает верхнее положение - у зубов, позвоним в синие колокольчики! …Так уверенно твердо звучат синие, васильковые колокольчики!
Что-то заскучали наши зеленые колокольчики. Как вы думаете, какую песенку им хотелось бы услышать? Конечно, мягкого звонкого звука Дь. Так давайте позвоним в зеленые колокольчики и четко произнесем ДЬ,ДЬ…. Как необычно мягко звучат колокольчики изумрудного цвета!
Колокольчики беру.
Предлагаю вам игру.
Сначала мы поиграем, с синим колокольчиком. Поднимите колокольчик, услышав согласный твердый звук в словах.
Ну, друзья вы не зевайте,
Колокольчик поднимайте!
(Выделение звука Д из слов : дача, диво, дружба, изумруды, лебеди, добро, душа, дорогой, думать, видеть, дорожить, обедать, будить, отгадать).
Положите синие колокольчики и возьмите зеленые. Ребята, какой звук вы должны услышать в словах, чтобы поднять зеленый колокольчик?
Ответы детей : звук «Дь».
Учитель-логопед: Совершенно верно, если вы услышите в словах согласный мягкий звук Дь, поднимайте зеленые колокольчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть!
(Выделение звука Дь из слов : дети, подарки, календарь, леденцы, будильник, дивный, детский, девочки, нарядить, удивлять, домашний, удивленный).
Умницы! Вы были не только внимательными, но и быстрыми, и благодарные колокольчики весело зазвучали: Дь-Дь-Дь!
А вы знаете, что, по-моему, колокольный перезвон привлек чьё-то внимание?
Вы хотите узнать? Тогда слушайте загадку, а отгадка вам поможет узнать, кто же заинтересовался звучанием колокольчиков.
Мягкие лапки, а в лапках царапки?
Конечно, это кошка! А если мальчик – это кто? А если множество таких животных? Слайд № 6
Ответы детей : кот, коты или кошки ( голос за дверью: мяу, мяу)
Игрушки кошки и кота.
Голос кошечек: Здравствуйте ребята! Мы услышали колокольный перезвон и решили посмотреть, кто же здесь в зимнем волшебном лесу?
Ответы детей : здравствуйте!
Учитель-логопед: Ребята, давайте познакомимся с нашими неожиданными гостями. Что необходимо узнать в первую очередь? Конечно же, их имена. Давайте спросим, как их зовут. Каждый из вас пусть задаст вопросы нашим пушистым друзьям.
Дети поочередно выразительно формулируют свои вопросы:
Уважаемые гости, как вас зовут?
Не могли бы вы представиться?
Дорогие гости, представьтесь, пожалуйста!
Будьте добры, назовите свои имена!
Голос кошек: Меня зовут Дима, а меня Даша! А как вас зовут?
Дети: Меня зовут Алиса.
Я – Илья.
Моё имя – Ира.
Олеся - меня так зовут.
Учитель-логопед: Имя моё – Людмила Владимировна.
Голос кошек: Приятно познакомиться с вами.
Учитель-логопед: И нам очень приятно, дорогие наши ласковые гости Дима и Даша!
Ребята, а вам не кажется, что у наших гостей грустные глаза и печаль в голосе? Давайте у них поинтересуемся, что случилось, может, им необходима помощь?
Вопросы детей : Милые гости, в вашем голосе чувствуется нотка грусти и печали. Что произошло?
Кот Дима: - Да, ох…ох…мы немного расстроены.
Кошка Даша: - Дело в том, что у каждого из нас была книга, у Димы зеленая, а у меня - синяя. Мы рассматривали картинки, рассказывали истории, но вдруг «налетели ветры буйны, ураганы» и все листочки в книгах рассыпались….Мы не можем правильно их собрать. Ох! Ох!
Учитель-логопед: Ребята, что же делать?
Ответы детей : давайте поможем кошечкам собрать листочки в книгах.
Учитель-логопед: А вы помните, какого цвета были книги у животных. Совершенно верно, у Даши – синяя. А как вы думаете, почему такого цвета?
Ответы детей : потому что в слове «Даша» первый звук Д – согласный твердый, обозначается синим цветом. И все картинки в книге должны быть со звуком Д. А у Димы в книжке - все картинки с мягким звуком Дь.
( Звучат слова песни: «Нужным быть кому-то в трудную минуту - вот что значит настоящий верный друг!») Слайд № 7
Учитель-логопед: Помогать мы рады вам:
и ребятам и зверям! (Дети собирают листочки в книжки).
Давайте еще раз посмотрим синюю книгу и произнесем четко названия картинок, все листочки ей соответствуют?
Правильно я говорю слово? (слоги в словах перепутаны) : де-о-я-ло (одеяло,
лен-ка-дарь (календарь, диль-бу-ник (будильник)
Возьмем зеленую книжку. Да в ней все картинки со звуком Дь.
Молодцы, ребята, вы очень дружно и правильно собрали листочки в книгах.
Дорогие гости, примите ваши книги, они собраны правильно!
Какие вы дружные. Подберите родственные слова к слову «дружба» .
Обратите внимание на экран. Послушайте фразы, объясните их смысл.
Старый друг – лучше новых двух.
Не разлей вода.
Как с гуся вода.
Надо думать своим умом.
Сначала подумай, потом ответь.
Кошечки: Спасибо, ребята за вашу помощь, сопереживание, доброту, сочувствие. Вы - настоящие друзья!
Учитель-логопед: Ребята, а вы сможете выложить из наших волшебных звуковых колокольчиков имена гостей?
Тогда колокольчики берите,
имена яркие соберите!
(Дети производят звуковой анализ слов «Дима» и «Даша», выкладывают схемы имен из колокольчиков синего, зеленого и красного цвета).
Кот Дима и кошечка Даша: Спасибо, ребята, какие красивые наши имена из ярких колокольчиков! Вот так чудо! Красота!
Учитель-логопед: Давайте назовё м ласково их имена: Даша- Дашенька, Дима – Димочка
Образуйте слова: день-денёк, холод- холодок, след. друг -, дым- …
Кот Дима и кошечка Даша: Мы хотим вам подарить новогодний сюрприз, только для этого нужно запомнить и четко произнести волшебные слова, запоминайте:
Дан-дон-дись, сюрприз появись!
Повторяем вместе! (Появляется зеленая новогодняя ёлочка!
Учитель-логопед: Лесная зеленая красавица! И здесь яркая шкатулка с белоснежными украшениями, да не простыми, а в виде зимних букв. Изучаемые сегодня звуки Д, Дь можно записать буквой «Д». Подходите к коробочке и выбирайте из всех представленных букв только букву «Д» (в коробке силуэты букв : Д, А, Л, Б, В, Г, Н, Т, П).
Вы букву «Д» берите,
затем на елочку несите!
Украшая елку буквами, вспомните о близких вам, дорогих людях и произносите им пожелания. Ведь возле елки они обязательно сбудутся!
Послушайте, какое я загадаю желание:
Всем людям земли я хочу пожелать
Здоровья крепкого всегда,
Улыбок милых и добра!
(Дети подходят к елочке по одному и украшают ее буквами «Д», высказывают пожелания)
Дети:
- Я хочу пожелать маме, чтобы….
- Я желаю братику….)
Учитель-логопед: Необычная у нас елочка!
Ребята, подберите слова для описания нашей елочки.
Ответы детей : елочка зимняя, нарядная, разноцветная, новогодняя, лесная красавица, «улыбчивая», «радостная», как «снегурочка» и т. д.
Учитель-логопед: Ребята, уже звенит колокольчик и напоминает, что нам пора возвращаться в детский сад! (звон железного колокольчика)
Дети: До свиданья наши дорогие друзья, кошечки.
Учитель-логопед: До новых встреч в зимнем новогоднем лесу!