Мария Андреевна Ходарева
Конспект группового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Звук [Й], буква «Й»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие и обогащение словаря по теме «День защитника отечества».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• уточнение знаний об армии, представление о родах войск;
• активизация и закрепление словаря по данной теме;
• научить детей четко произносить звук [й];
• совершенствовать умение определять место звука в слове;
Коррекционно-развивающие:
• Развитие диалогической речи, речевого слуха;
• закрепление навыка образования множественного числа существительных в именительном падеже;
Публикация «Конспект группового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий „Звук [Й], буква „Й“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
• закрепление навыка образования существительного в дательном и родительном падежах;
• закрепление навыка согласования числительных с существительными;
• развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением;
Воспитательные:
• формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
• воспитание любви к Родине.
Оборудование: детские игрушки на военную тематику (танк, автомат, граната, бомба, собака, бутафория (штурвал корабля, бинокль, настоящий реквизит (матросская бескозырка, пилотка, военная фляжка, предметные картинки, цветные карандаши, раздаточный материал, мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Вводная беседа.
23 февраля наш народ будет отмечать праздник День защитника Отечества. Слово Отечество произошло от слова отец, Отчизна, отчий дом, отчий край. Отечество - это наша страна. Защитники Отечества - это войны, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. В армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
II. Основная часть занятия
1. Знакомство с родами войск.
- Ребята, вы знаете, какие войска есть в нашей армии? Давайте вспомним, что мы знаем о каждом роде войск.
Погранвойска. Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.
Военно – морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.
Военно – воздушные войска. Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя.
Сухопутные войска. В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.
- Что же делают солдаты в армии в мирное время?
Правильно, солдаты тренируются. Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы победить врага, солдаты и офицеры должны быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими. А чтобы стать такими, конечно, нужно тренироваться. Предлагаю и Вам ребята пройти сегодня «Курс молодого бойца». Для этого нужно быть сильными, ловкими, смелыми, умными, отважными. Вы готовы? Тогда для начала проверим, умеете ли вы выполнять команды.
2. Игра «Команды».
• «Граната» (присесть и прикрыть голову ладонями,
• «Генерал» (отдать честь и прокричать «Ураааа!»,
• Дыхательное упражнение «Генерал»
И. п. : ноги на ширине плеч, правая рука у виска. 1- вдох носом; 2 – на выдохе дети произносят протяжно «Ураааа!»,
• «Враг на горизонте» (приложить ладонь ко лбу «козырьком»)
• «Вольно» (принимаем свободное расслабленное положение тела).
Повторить 3-4раза.
- Настоящий солдат должен быть не только сильным, ловким и смелым, но еще и умным. Согласны со мной? Тогда слушайте мои загадки на военную тематику.
3. Упражнение «Загадки».
• Без разгона взлетает, стрекозу напоминает.
Завертит, закружит, в небеса улетит (вертолет);
• Что за птица: песен не поет, гнезда не вьет, людей и груз везет (самолет);
• Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд (ракета);
• Ползет черепаха – стальная рубаха (танк);
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою. (страну) Брат сказал: "Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником -
Станешь. (пограничником)
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном. (корабле) Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат - военный. (летчик)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик
Через несколько минут
Опустился… (Парашют)
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется. (танкистом)
Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота -
Ждет тебя, солдат,. (пехота)
- Вновь пришла пора размяться вам друзья.
4. Пальчиковая гимнастика «Солдаты на параде»
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты! Дети сжимают и разжимают пальцы
Вот идут танкисты, потом артиллеристы, Дети идут маршируя.
А потом пехота-
Рота за ротой! Делают ритмичные хлопки.
- А теперь давайте представим, что нам нужно разведать план врага. Кто занимается этим? Правильно, разведчики! Главная их задача, обладать хорошей памятью и всё подмечать. Предлагаю и вам ребята в разведчиков поиграть.
5. Игра «Разведчики»
На столе размещаем различные предметы: детские игрушки на военную тематику, предметные картинки, накрытые полотном. На время даем детям возможность запомнить расположение всех предметов на столе. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает какой либо предмет или несколько. Дети открывают глаза и им задается вопрос: «Чего не стало?» Дети дают ответы, используя существительные в родительном падеже.
6. Игра с мячом «Кому что нужно?».
- Я буду называть предметы, а вы мне скажите кому они необходимы.
Штурвал, корабль, бескозырка - моряку.
Ружье, собака, бинокль -.
Танк, каска -. и т. д.
Танкисту нужен танк.
Десантнику нужен парашют.
Вертолетчику.
Артиллеристу.
Автоматчику.
Летчику.
7. Знакомство со звуком [й]. Характеристика звука.
- Я буду читать предложение, а вам нужно добавить недостающее слово:
Бабушка заваривает… (чай).
Девочка поливает цветы из … (лейки).
На полянке прыгает… (зайчик).
На окно прилетел… (воробей).
Ребята сидели на… (скамейке).
- Какой звук чаще всего встречается в этих словах?
- Сегодня мы будем работать со звуком [й] и стараться всегда правильно произносить его.
Когда мы произносим звук [й] в каком положении находятся губы? (растянуты в улыбке);
- А зубы? (их видно);
- Что делает язычок? (кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнуты горкой);
- Что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).
- Итак, звук [й] - согласный (т. к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т. к. голосовые связки вибрируют) и всегда мягкий.
8. Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [й]? Буквой «Й».
- На что похожа буква «Й»? На какую букву? На букву «И», но без верхней палочки.
Букву Й зовут И краткой,
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши!
9. Развитие фонематического слуха.
- Если услышишь звук [й] среди других звуков, подними руку:
А, Й, Р, Л, Й, Д, Й, П, И, Й, С.
- Если услышишь, звук [й] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:
РО, АЙ, СУ, УЙ, ФО, ДО, ОЙ, РА, ИС, ИР, ЕЙ, ОШ, ЭЙ.
10. Работа с раздаточным материалом.
III. Итог занятия.