МААМ-картинки

Конспект игрового занятия с использованием метода Синквейн в подготовительной группе «Весна идет»

Наталья Тютюнникова
Конспект игрового занятия с использованием метода Синквейн в подготовительной группе «Весна идет»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

игрового занятия по речевому и художественно-эстетическому развитию с использованием метода Синквейн для детей подготовительной группы

«Весна идет…»

Аннотация

Данная разработка является интеграцией пяти образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное».Она может быть использована в своей работе студентами и молодыми специалистами.

Публикация «Конспект игрового занятия с использованием метода Синквейн в подготовительной группе „Весна идет“» размещена в разделах

Пояснительная записка

В методической разработке описано занятие по развитию речи с использованием метода Синквейн, для детей подготовительной группы с учетом требований Типовой образовательной программы «Растим личность».

В разделе «Речевое развитие» предусмотрено: «Уточнять высказывания детей, помогать им точно характеризовать ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Приучать детей к самостоятельности в суждениях. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение звуков, интонационной выразительности речи. Развивать речевое дыхание. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Помогать правильно строить разные типы предложений. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между педагогом и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными с собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части. Учить выделять последовательность звуков в простых словах, учить устанавливать по ней последовательность звуков в слове, различать гласные и согласные звуки, тв рдые и мягкие согласные звуки. Формировать понимание того, что от места расположения ударения в слове, может изменяться его смысл».

В разделе «Художественная литература» предусмотрено:«Продолжать развивать интерес детей к художественной, познавательной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Формировать умение придумывать рассказы на темы из жизни, по наблюдениям над явлениями природы; сюжетные и описательные рассказы на основе обобщения знаний, полученных при чтении, применяя в речи образные слова, эпитеты, сравнения; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Формировать умение объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Закрепить умения применять имеющиеся художественно-речевые навыки в самостоятельной деятельности. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников».

Тематика разработки актуальна тем, что именно с детства идет формирование и развитие у дошкольников чувства прекрасного, умение любить и понимать родной язык, высказывать свои мысли грамматически правильно. Ведь по тому, как человек строит своё высказывание, насколько интересно он умеет рассказывать, можно судить о его умственном, эмоциональном и эстетическом развитии.

Коррекционно-образовательные цели:

закрепить представление детей о весне и ее приметах.

уточнение, расширение и активизация словаря.

продолжать знакомить детей с художественной литературой, формировать целостное восприятие текста;

повторить значение литературного жанра.

закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; умение совместно составлять стихотворение с использованием метода Синквейна и опорой на алгоритм;

совершенствование навыка слогового анализа слов;

закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными, глаголами.

Коррекционно-развивающие цели:

развитие длительного плавного выдоха;

фонематического восприятия;

связной речи посредством составления Синквейн;

мышления, памяти, творческого воображения;

развитие слухового внимания, чувства ритма, зрительного внимания и восприятия;

развитие речевых и мимических движений;

общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

воспитание любви и бережного отношения к природе;

чувство прекрасного.

Оборудование: аудиозапись Антонио Вивальди «Весна», солнышко с письмом на лучике, стихотворение Федора Тютчева «Весенние воды», карточки с иллюстрациями «Весна», зеркала на каждого ребенка, иллюстрации, портрет Ф. И. Тютчева

Предварительная работа: чтение стихотворений, рассказов о весне с воспитателями и родителями, наблюдение за весенними изменениями в природе. Составление стихотворений с использованием метода Синквейн, заучивание пальчиковой гимнастики «Весна».

Ход занятия:

I. Организационныймомент. (Формирование положительной обстановки

детей на участие в занятии).

Дети под аудиозапись Антонио Вивальди «Весна» заходят в кабинет логопеда. Логопед предлагает поприветствовать друг друга.

Логопед: Ребята, здравствуйте, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей) Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем хорошего настроения на весь день.

Дети: Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним!

II. Основная часть. Объявление темы

Логопед обращает внимание детей на гостью занятия- Солнышко.

Логопед: Посмотрите, сегодня к нам в гости пришло Солнышко. Егор, для чего нужно Солнце?

Егор: Благодаря солнцу мы живем, солнце – это свет, тепло.

Игра «Раздели на слоги» (Совершенствование навыка слогового анализа слов, упражнять в передаче ритмического рисунка слов).

Логопед: Верно, давайте разделим это слово на слоги с помощью хлопков, а на ударный слог топнем ногой.

Дети: Сол-ныш- ко.

Логопед: Елисей, сколько слогов в слове солнышко?

Елисей: В слове солнышко три слога.

Логопед: Прекрасно! Ой, а что это у него на лучике?

Логопед находит письмо со стихотворением Федора Тютчева «Весенние воды» и его портретом

Чтение логопедом стихотворения (Развитие речевого слуха. ассоциативного мышления)

Логопед: Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный берег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Логопед: Многие поэты изображали природу с большой любовью и нежностью. Федор Тютчев был очень наблюдательный человек, любил русскую природу, восхищался ее красотой, поэтому все свои чувства он передавал в поэзии. Его поэзия такая проникновенная и каждому западает в душу.

Логопед: Алина, о каких временах года писал Ф. Тютчев?

Алина: Ф. Тютчев писал стихотворения о всех четырех временах года.

Логопед: Правильно, Елисей, а что изображал Ф. Тютчев в своих стихотворениях?

Елисей: Ф. Тютчев описывал природу и как она меняется с приходом каждого времени года.

Логопед: Ребята, а какие литературные жанры вы знаете?

Дети: Сказки, рассказы, поговорки, пословицы, басня, скороговорки.

Логопед: Егорка, а что такое стихотворение?

Егор: Стихотворение – это литературное произведение, написанное в стихотворной форме.

Логопед: Скажите, о каком времени года говориться в стихотворении?

Дети: О весне

Логопед: А как автор описывает весну? (Ответы детей)

Логопед: Подумайте, а почему автор описал весну именно так? (Ответы детей)

Логопед: Молодцы.

Игра «Семейка слов» (Совершенствование грамматического строя речи – образование однокоренных слов).

Логопед: Как называется весенняя обрядовая песня?

Дети: Веснянка

Логопед: Какой будет день весной?

Дети: Весенний

Логопед: Как называются крапинки на лице, которые рисует солнышко?

Дети: Веснушки

Логопед: А теперь подумайте, от какого слова образованы слова – веснянка, весенний, веснушки?

Дети: Весна

Игра «Найди звук» (Развитие фонематического восприятия)

Логопед: Ребята, а какой первый звук в слове весна?

Дети: В слове весна первый звук (В)

Логопед: Давайте произнесем его вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук

Логопед: Обратите внимание: когда мы произносим звук (В), губы смыкаются и нижние зубы прижимаются к нижней губе Кирилл, звук (В) гласный или согласный?

Кирилл: Звук (В) согласный.

Логопед: Николай, почему?

Николай: Потому что есть преграда из губ и языка.

Логопед: Приложите руку к горлышку и определите звонкий или глухой?

Дети: Звук (В) звонкий звук.

Логопед: Молодцы, а к нам весна шагает, приготовили пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Весна» (Координация речи с движением)

К нам весна шагает (работаем ладонями – поднимаем и опускаем вверх- вниз попеременно левую и правую – «шагаем»)

Быстрыми шагами и сугробы (ставим ладони «домиком», совмещая пальцы левой и правой руки)

Тают под её ногами (пальцы обеих рук оставляем вместе, локти разводим в стороны – показываем, как тают сугробы, уменьшаясь в размерах)

Чёрные проталины (раздвигаем локти ещё шире, пальцы всё дальше и дальше друг от друга – «тает снег»)

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны. (Ладонями держимся за щёчки –показываем какая тёплая весна)

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем составлять Синквейн. Лена, напомни ребятам, что такое Синквейн?

Лена: Синквейн- это стихотворение состоящее из пяти строк без рифмы.

Логопед: Верно, Миша, а что нам нужно для составления Синквейн?

Миша: Чтобы составить Синквейн нам нужен алгоритм.

Логопед: Правильно, Николай, из чего состоит первая строка?

Николай: Первая строка – это слово предмет, которое обозначает о чем или о ком говорится, то есть выражает главную тему Синквейн.

Логопед: Вика, из чего состоит вторая строка?

Вика: Вторая строка состоит из слов- признаков: какой это предмет и состоит из двух слов.

Логопед: Саша, из чего состоит третья строка?

Саша: Третья строка – состоит из слов-действий, что делает предмет, состоящая из трех слов.

Логопед: Молодец, Артем, из чего состоит четвертая строка?

Артем: Четвертая строка состоит из предложения или фразы, которые выражает наше отношение к предмету.

Логопед: Да, именно так, Кирилл, а пятая строка из чего состоит?

Кирилл: Пятая строка это заключение, наша ассоциация с первым словом

Логопед: Какие вы молодцы, все запомнили. Вот мы с вами говорим о каком времени года?

Дети: О весне

Логопед: Весна – это первая строка, выражающая главную тему Синквейн. Теперь перейдем ко второй строке, состоящей из слов-признаков.

Логопед обращает внимание детей на иллюстрации

Игра «Подбери признак» ( Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными).

Логопед: Обратите свое внимание на карточки с весенними иллюстрациями перед вами, давайте подберем признак к каждой карточке.

Дети подбирают признак к слову весна : ранняя, теплая, ароматная, солнечная, цветущая, красивая, долгожданная, волшебная, певучая, озаряющая, чистая, яркая, душистая, живописная, капризная, добрая, щедрая, светлая и т. д.

Логопед: Вика, как у тебя будет звучать вторая строка?

Вика: Певучая, цветущая.

Логопед: Николай, а у тебя?

Николай: Живописная, волшебная.

Логопед: Легко вы справились с заданием, перед тем как перейти к третей строке, я предлагаю отдохнуть.

Физминутка «Пришла весна» (Развитие общей моторики)

Улыбаются все люди-весна, весна, весна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу лесу и полянке - идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

Логопед: Третья строка состоит из слов –действий.

Игра «Словарь глаголов» (Расширение глагольного словаря по теме)

Логопед: Ребята, что делает весна?

Дети подбирают слова-действия: приходит, оживает, радует, светит, воодушевляет, согревает, расцветает, пробуждает, цветет, благоухает и т. д.

Логопед: Саша, из каких слов-действий будет состоять твоя третья строка?

Саша: Расцветает, согревает, воодушевляет.

Логопед: Кирилл, а твоя третья строка?

Кирилл: Оживает, пробуждает, светит.

Логопед: Молодцы, а наш язычок тоже отдохнуть хочет.

Артикуляционная гимнастика (Развитие артикуляционной моторики)

Логопед вновь объясняет детям, что сесть перед зеркалом нужно прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну.

«Лужи»(Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону).

«Капель стучит по крыше»( Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд»).

«Лопаются почки на деревьях» (Подвести «широкий» язык вод верхнюю губу и пощелкать).

Дыхательное Упражнение «Весенний ветерок» (Развитие длительного плавного ротового выдоха) Логопед показывает, как выполняется упражнение, делает вдох через нос и начинает медленно дуть не раздувая щеки и не поднимая плечи. Затем предлагает детям встать, правильно выполнить упражнение. Дети по команде логопеда делают вдох, а затем по команде начинают дуть. Логопед следит за тем, чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи во время выполнения упражнения. Упражнение выполняется 3—5 раз, чтобы не спровоцировать у детей головокружение.

Логопед: Переходим к четвертой строке- предложение или фраза, которая выражает ваше отношение к предмету. Нас с вами окружает природа. Может ли природа вызывать у человека какое –нибудь состояние, давать ему какие –нибудь ощущения, чувства? (ответы детей)

Логопед: Алина, твоя четвертая строка как будет звучать?

Алина: Время жизни

Логопед: Молодец, Егор, а твоя строка как будет звучать?

Егор: Надежда на лучшее.

Логопед: Молодцы, какие вы взрослые и хорошо мыслите.

Мимическое упражнение (Развитие речевых и мимических движений).

Логопед: Когда любуешься красотой природы, испытываешь разные чувства –восхищение, радость, легкую грусть, печаль, тоску. Давайте выразим мимикой свое состояние.

Логопед: Переходим к последней пятой строке нашего Синквейн, ассоциация с первым словом.

Дети: Тепло, лето, зелень, почки, радость, жизнь, красота, любовь, подснежники и т. д.

Логопед: Елисей, какая у тебя ассоциация с весной?

Елисей: Тепло.

Логопед: Молодец, а теперь давайте назовем все пять строк нашего Синквейн. Милана, назови свой.

Милана: 1. Весна

2. Теплая, ранняя.

3. Приходит, оживляет, согревает.

4. Чудесная пора года.

5. Лето.

Логопед: Умница, Тимур, назови свой.

Тимур: 1. Весна

2. Ароматная, светлая.

3. Благоухает, радует, расцветает.

4. Пора любви.

5. Радость.

Логопед: Молодцы.

Музыкальная минутка (Совершенствование умения эмоционально передавать характер мелодии, развитие слухового внимания)

Под аудиозапись Антонио Вивальди «Весна» дети закрывают глаза.

Логопед: Давайте с вами закроем глаза, дышится нам легко, ровно, глубоко. Отдыхают наши ручки, ножки, глазки. Представьте, как весной появляются почки на деревьях, поют птицы, зеленеет трава, цветут цветы.

III. Окончание образовательной деятельности. [Оценка работы детей. ]

Логопед: Вы сегодня отлично занимались. Думаю, вы хорошо запомнили, что такое Синквейн? Из скольки строк состоит? А что вам понравилось на занятии? Давайте поблагодарим наше Солнышко и отпустим его на небо согревать нас.

Список использованной литературы :

1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н, Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

2. Программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа для детей с ОНР и ФФНР от 4 до 7 лет «Развиваем речь»/ Авт. -сост. Артемова Н. П. .– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019.- 107с.

3. Ф. И. Тютчев «Сочинения в двух томах», том 1- Библиотека «Огонек» - Москва: Издательство «Правда»,1980-383с.

4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с.

5. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры- М. : РИПОЛ классик ДОМ ХХI век, 2010.- 186 с.

6. Микхиева Н. Ю., Мартин И. В. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016. — 96 с. (Кабинет логопеда.)

7. А. Гуськова Развитие речевого дыхания у детей 3-7 лет. Издательство «Сфера» ,2011.- 128с.

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/XX_век

Публикации по теме:

Фотоотчёт о рисовании «Деревья» в подготовительной группе с использованием метода оттискаФотоотчёт о рисовании «Деревья» в подготовительной группе с использованием метода оттиска Попова Валентина Фото отчёт о рисовании по теме "Деревья" в подготовительной группе с использованием метода оттиска Осень яркая, цветная,.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Весна идет, весне дорогу»Интегрированное занятие в подготовительной группе «Весна идет, весне дорогу» Вот и наступили теплые весенние денечки и хотя весна упорно боролась с зимой - весне дорогу, весне быть! Свое занятие я начала с путешествия.

Конспект игрового занятия в средней группе с использованием развивающих игр Воскобовича: «Сказочное путешествие»Конспект игрового занятия в средней группе с использованием развивающих игр Воскобовича: «Сказочное путешествие» Конспект игрового занятия в средней группе с использованием развивающих игр Воскобовича. Тема: «Сказочное путешествие».Блог. Лариса Гацко.

Конспект индивидуального занятия с использованием метода арт-терапии «Сказка о Снежинке» Конспект индивидуального занятия с использованием метода Арт-терапии. Автоматизация звука [С], в слогах, словах, предложениях «Сказка о.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Весна идет! Весне дорогу!»Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Весна идет! Весне дорогу!» Наталья Ефримиди Программное содержание: Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках весны. Развивать и.

Конспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехникиКонспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехники Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое.

Конспект занятия для воспитанников 4 группы «Волшебный круг» (с использованием метода «Мандала»)Конспект занятия для воспитанников 4 группы «Волшебный круг» (с использованием метода «Мандала») Цель: стабилизация эмоциональной сферы детей. Задачи: Помочь воспитанникам развивать умение анализировать своё поведение, осмыслить свои.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием метода моделирования Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» (с использованием метода моделирования).

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Подвесной модуль «Весна, весна, идет весна» в старшей группеПодвесной модуль «Весна, весна, идет весна» в старшей группе Оформление группы детского сада в весенний период. С приходом весны все оживает, начинает играть яркими красками и расцветает. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект игрового занятия с использованием метода Синквейн в подготовительной группе «Весна идет»
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 07:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект игрового занятия с использованием метода Синквейн в подготовительной группе «Весна идет»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тютюнникова (УИ 275001) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД