Татьяна Туманова
Конспект игровой образовательной ситуации «Изготовление лэпбука «Казачья хата»
Пояснительная записка
В соответствии с п. 2.6 ФГОС «…формирование первичных представлений о малой родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях …» является одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения. Для решения одного из аспектов этой задачи, а именно – знакомство детей с историческим прошлым кубанского народа, с его бытом и традициями, мною при поддержке родителей был реализован проект «Казачья хата» для детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект игровой образовательной ситуации „Изготовление лэпбука „Казачья хата“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Хата казака. Кубанская хата
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Чтобы предоставить детям возможность окунуться в атмосферу повседневной казачьей жизни, увидеть изнутри, как казаки вели хозяйство, каких правил придерживались при строительстве хаты были проведены беседы, дидактические игры, организованы игровые образовательные ситуации, экскурсии, просмотр презентаций, в том числе, подготовленных ребятами с родителями.
Итогом и заключительным этапом проекта стала организация игровой образовательной деятельности «Изготовление лэпбука «Казачья хата».
Этот способ организации образовательной деятельности был выбран мной не случайно. «Лэпбук - это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности родителей и ребенка, педагога».
Он представляет собой прочную картонную папку, на которую наклеиваются разные книжечки, гармошки, кармашки, дверки и т. п., в которых организован и записан изучаемый материал по определенной теме.
Лэпбук - интересное методическое пособие: воспитателю оно помогает сохранить собранный материал в одном месте; детям он интересен тем, что кармашки, книжечки, блокнотики открывают им новую информацию снова и снова, да еще и поиграть с ней можно, а в нашем случае – это отличный подарок!
Помимо технологии лэпбукинга, использовалось игровая технология, которая активизирует воспитанников, повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъем, способствует развитию творчества; здоровьесберегающие технологии (физминутка).
Тема: «Изготовление лэпбука «Казачья хата»
Дата проведения занятия: январь, 2017
Возраст: старший дошкольный 6л
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Цель: Создавая условия для воспитания любви к малой Родине, обеспечить развитие познавательного интереса к истории своего народа, его быту и традициям.
Задачи:
Социально коммуникативное развитие: создать условия для развития общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
Познавательное развитие: способствовать развитию любознательности; закрепление представлений о способах строительства хат, внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты; о домашней утвари, одежде и пище казаков
Речевое развитие: способствовать обогащению активного словаря, развитию речевого творчества
Художественно – эстетическое развитие: реализация самостоятельной изобразительной деятельности
Физическое развитие: развитие равновесия
Оборудование:
- макет казачьей хаты
- столы с подготовленными материалами: иллюстрации, разрезные картинки по теме
- скотч
- ножницы
- клей, кисти
- краски, кисти, баночки с водой
Предварительная работа
Подготовка картонной основы, кармашков, картинок для составления лэпбука
Ход
I. Создание мотивационного поля (организационный момент)
На столе стоит макет казачьей хата, сделанной Сашей с мамой. (Приложение 1)
Мотивация
Педагог: Сегодня к нам приходили ребята средней группы и увидели у нас вот этот дом. Им стало очень интересно, чей это дом.
Подводит детей к тому, чтобы им захотелось рассказать об это ребятам средней группы.
Планирование
- Как можно это сделать? (Предполагаемые ответы детей: мы можем пригласить ребят к нам в группу, можем свой рассказ записать, снять видео и т. д.)
Педагог: Можно я тоже внесу своё предложение? (Рассказывает о достоинствах лэпбука (они в любое время могут открыть и посмотреть; рассказ можно забыть – чтобы не забыли – делаем лэпбук; видео – не всегда можно просмотреть, у них в группе нет телевизора и т. п.)
Дети выбирают, на чём остановиться. Надеемся на лэпбуке) Если выберут видео, можно предложить свой телефон (снимать, когда дети будут рассказывать о проделанной работе)
2. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
Педагог : Что нам нужно, чтобы сделать лэпбук? (ответы детей)
Совместно решается, какие аспекты затронутся в лэпбуке:
1. Как строили хаты, из чего
2. Внутреннее убранство хаты
3. Одежда казаков
4. Домашняя утварь
5. Что казаки кушали
6. Что где? (в хате и на подворье)
Дети самостоятельно делятся на подгруппы.
Каждая подгруппа договаривается и выбирает тему из вышевыбранных.
3. Самостоятельное применение нового знания на практике.
Каждая подгруппа садится за выбранный стол. У каждой своё задание.
1. Собрать в хронологическом порядке картинки «Как казаки хаты строили», склеить раскладушку (Приложение 2)
Выбрать из предложенных картинок те, из которых делали саман.
2. Собрать мини-книжку из картинок «Внутреннее убранство хаты»
3. Выбрать картинки с казачьей одеждой и разделить на мужскую и женскую (сложить в «сундуки»). (Приложение 3)
4. Разобрать картинки «Домашняя утварь» и «Пища казаков», рассказать, что для чего нужно. (Приложение 4)
5. Разложить картинки «Что в хате, что на подворье» (Приложение 5)
6. Для украшения лэпбука сделать плетень с подсолнухами, украсить петриковской росписью. (Приложение 6)
Физкультминутка
Вот какой красивый дом
(дети стоят в кругу, руки на поясе повороты в стороны)
Дом большой, высокий дом
(встают на носочки, тянут руки вверх)
Окна ставим, крышу кроем
(прыжки)
Вот какой красивый дом
Будут жить казачата в нём!
(приседают).
Когда дети выполнят задание, каждая команда рассказывает по своей теме, располагают свой материал (если нужно, с помощью воспитателя) на лэпбуке.
(Приложение 7, 8)
4. Рефлексия (итог).
Рассматривание готового лэпбука.
Вы хорошо потрудились. Что вам понравилось? А что вызвало трудности? (Ответы детей)
Предлагаю отнести его ребятам средней группы.
Как вы думаете, им понравится такой подарок? (Ответы детей)
Готовый лэпбук
Лэпбук внутри