Лариса Мурашова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Постановка звука [Ш].
Образовательная область: речевое развитие
Культурная практика: познавательная деятельность
Культурно-смысловой контекст: научиться шипеть, как змея
Цель: формирование навыка правильного артикуляционного уклада при произнесении звука через выполнение артикуляционных упражнений в познавательной деятельности.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Постановка звука [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Задачи: Коррекционно-образовательные: формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционного аппарата; развитие фонематического слуха; устранение дефектного произношения звука Ш; улучшение мелкой моторики; Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркало, карточки с артикуляционной гимнастикой, штапель, вата, игрушка змея, профиль артикуляции звука.
Ход занятия:
1. Орг. момент (настрой на занятие)
Вот занятие началось,
Все в порядок привелось
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем думать и играть!
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастики:
- Что нам поможет говорить четко и ясно? (Артикуляционная гимнастика)
-Перед тобой картинки, я проговариваю стихотворение - ты выполняешь упражнение:
«Улыбка»
Уголки потянем к ушкам,
Улыбнемся, как лягушка.
«Заборчик»
Зубы ровно ты смыкаешь
И «заборчик» получаешь.
А сейчас раздвинешь губы
И увидишь свои зубы.
«Трубочка»
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Губы хоботом тянуууу! Ду-Ду-Дуууу
«Улыбка» - «Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
«Улыбка» - «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
«Чистим верхние зубки»
Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивы
«Маляр»
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
«Чашечка»
Будешь пить с друзьями
Чай ты из чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас пробуй!
«Качели»
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
Упражнение на дыхание «Фокус»:
Воздушная Струйка озорница,
Фокус делать мастерица.
-Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх.
3. Объявление темы занятия:
- А теперь пора узнать, кто же к нам пришел:
Поясок – живучий,
Голосок – шипучий.
По траве кривляется,
Кем же он является? (Змея)
- Правильно, змея! (демонстрация игрушки Змеи) Она любит шипеть. Посмотри и послушай, как она это делает: ш-ш-ш… Сегодня мы будем учиться петь песенку змеи.
4. Развитие фонематического восприятия:
- Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась. Давай ее поищем. Я буду произносить звуки, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что Змейка шипит: ш-ш-ш, покажи ее и кричи громко: «Вот ты где!» (карточка-символ «Змея»):
Д-Г-Ш-П-В-М-Ш-К-Ш-Т-Н-Д-Ш
5. Физминутка (Пальчиковая гимнастика):
- Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давай и мы немного отдохнем:
Я ползу, ползу, ползу (соединить ладони, изображать движения змеи)
А потом шипеть начну (произносим Ш-Ш-Ш)
Наблюдаю, вдаль смотрю (делаем козырёк, приставляя руку ко лбу)
И опять ползу, ползу
Вдруг почуяла добычу (приседаем и вытягиваем шею вперёд)
Притаилась, тихо жду.
Делаю прыжок (прыгаем)
Отлично!
Я присела, тихо жду (приседаем)
5. Коррекция нарушений звукопроизношения (постановка звука, первичное закрепление звука):
- Давай покажем, как шипит Змейка., посмотри и послушай, как я это делаю: ш-ш-ш… Попробуй так же (постановка по подражанию).
В случае, если у ребенка не получается звук по подражанию, то ставим звук [ш] от звука [с]с механической помощью:
- Чтобы Змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с… В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай Змейку. (используем шпатель)
6. Анализ артикуляции по плану (используем картинки на артикуляционные признаки звуков):
•Положение губ: губы вытянуты вперед, округлены;
•Положение зубов: зубы видны, между ними небольшая щель;
•Положение языка: кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
•Выдыхаемая воздушная струя: теплая.
• Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (голоса нет).
7. Характеристика звука [ш]:
Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.
8. Закрепление изолированного звука:
- Давай покажем Ёжику, как шипит Змейка: ш-ш-ш… (индивидуальное и сопряженное проговаривание).
9. Развитие фонематического восприятия (продолжение):
- Давай поиграем со Змейкой в игру «Охотник». Как только услышишь звук [ш], сразу лови его –хлопай в ладошки:
Ш-Ф-Ш-З-Ш-Ш-Х-С-Ш-Ж-Ш-С
10. Итог:
- Кто к нам приходил на занятие? Чью песенку мы с тобой сегодня учились петь?
- У тебя получилось спеть эту песенку? Что надо сделать, чтобы спеть песенку Змейки? (анализ артикуляции по плану).
- Спой песенку Змейки. Что тебе больше всего понравилось на этом занятии?
- Что для тебя показалось трудным?
Змейка дарит тебе картинку с ее изображением, дома повторяй ее песенку.