Федотова Татьяна
«Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях». Конспект индивидуального логопедического занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
Направление деятельности: коммуникативная
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Тема непосредственно - образовательной деятельности:
«Автоматизация звука (Р) в слогах, словах, предложениях».
Возрастная группа: подготовительная.
Цель — автоматизация звука (Р).
Задачи:
Публикация «„Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях“, Конспект индивидуального логопедического занятия» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
1. уточнение артикуляционного уклада звука [р];
2. развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;
3. закреплять правильное произношение звука (Р) изолированно, а также на уровне слога, слова, предложения;
4. развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова, а также определять место заданного звука в слове;
5. обогащать словарный запас;
6. тренировать навык правильного согласования существительных с числительными «два» и «пять»;
7. развивать мелкую моторику рук;
8. практическое освоение слов с противоположным значением;
9. развивать внимание, воображение, мышление, пространственную ориентацию.
10. воспитывать интерес к путешествиям.
Методы и приемы:
1. Методы активизации практической деятельности детей: игровые задания, подбор предметных картинок;
2. Методы стимулирования поведения (поощрение, сюрпризный момент);
3. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности).
4. Методы здоровьесбережения (чередование различных видов деятельности).
Интеграция образовательных областей: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Подготовка и организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности: карта «Острова в океане»; зеркала; магнитная удочка и рыбки с картинками для игры «Рыбалка»; набор картинок «Угощение» : пирожок, два пирожка, пять пирожков, груша (две груши, пять груш, ватрушка (две ватрушки, пять ватрушек); набор «Кокосы» ( кружки из картона с картинками: ромашка, ракетка, ручка, карандаши, картошка, горох, забор, топор, помидор); ноутбук; диск «Речевой экспресс»; сундучок с конфетами.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее. Сегодня мы с вами отправляемся на поиски сокровищ. А помогать нам в поисках будет звук, который слышится в словах Рыба, матРос, моРской, штоРм, коРабль. Вы догадались, что это за звук?
Ребенок. Р-р-р.
-Когда произносим звук р, губы округлены, а язык много раз ударяет за верхними зубами, горлышко работает.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Звук (Р) сложный для язычка, поэтому перед тем как отправиться в путь нужно сделать гимнастику, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный и произносил все звуки красиво и правильно.
Дети выполняют упражнения «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Парус».
- Теперь поднимем якорь и заведём «Моторчик» : д-р-р-р. Дети, повторяя за логопедом, произносят изолированный звук (Р). Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта (рассматривают карту «Острова в океане»).
3. Проговаривание слоговых цепочек со звуком (Р).
- Берем курс на первый остров! Нарисуем на карте наш путь.
Ребенок пальцем ведет линию к первому острову — прокладывает курс.
- Волны плещутся за бортом, раскачивают наш корабль, и издают вот такие звуки :
Пра — про — пры Бро — бра — брэ
Гры — грэ — гро Тра — тру — тры
Кру — кро — кра Фрэ — фра — фро
Дро — дру — дрэ Вры — вро — вра
Дети отражённо проговаривают за логопедом звуковые цепочки со звуком (Р).
4. Проговаривание слов и словосочетаний, содержащих звук (Р) (Игра «Рыбалка»).
- Первый остров оказался необитаемым, но около острова водятся очень красивые рыбки. Сейчас мы их будем ловить.
Дети по очереди вылавливают рыбок с помощью магнитной удочки и произносят картинку с обратной стороны, определяя место звука «р» в словах.
- Молодцы рыбаки, много рыбы поймали!
5. Согласование существительных с числительными «два», «пять» (Игра «Угости крокодила»).
- А на втором острове живет зубастый, голодный крокодил. Давайте накормим его из наших запасов. Угощайте крокодила — дайте ему один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накормим его грушами, ватрушками, персиками.
Дети сначала отражённо проговаривают за логопедом словосочетания с числительными «два» и «пять». Затем самостоятельно продолжают составлять словосочетания.
6. Игра: «Открой картину». По ноутбуку
- Отправляемся к третьему острову. Жители этого острова разбежались. Почему? Они испугались огромного корабля с чужеземцами. А как можно назвать наш корабль? (парусник). Дети отгадывают загадки, и на экране открывается парусник (в отгадках слова со звуком «р»).
7. Игра «Собери кокосы».
Придумать предложение с названием картинки.
- Мы отправляемся к четвёртому острову, на котором живут одни обезьяны. Они запасают кокосы. Кокосы не простые, а с картинками. Помогите обезьянам собрать кокосы и придумать предложения с названием картинки, которые изображены на кокосах.
Картинки: Ромашка, Ракетка, Ручка, каРандаши, каРтошка, гоРох, забоР, топоР, помидоР.
Дети придумывают предложения и отдают кокосы обезьянам.
8. Антонимы из числа прилагательных (Игра «Скажи наоборот»)
- Отправляемся к пятому острову. Этот остров захватили пираты. Пираты нам скажут, где находятся сокровища, если мы выиграем в игру «Скажи наоборот»
Дети произносят слова наоборот.
Медленный — быстрый, веселый — грустный,, смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий,, новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.
9. Игра «Угостим аборигена».
- Пират сказал мне, что сокровища зарыты на последнем острове, и их охраняет абориген. Отправляемся туда.
Нас встречает абориген, он нас проводит к сокровищам. Только сначала нужно угостить его фруктами и ягодами со звуком (Р).
Дети отбирают фрукты и ягоды со звуком «р».
- А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище?
Дети открывают сундучок — в нем конфеты.
- Наверное, это проделки аборигена. Решил, что конфеты — настоящее сокровище.
10. Итог занятия.
Рефлексия, самоанализ деятельности ребенка.
-Чем мы сегодня занимались?
-Что делали?
-Какое задание было для вас сложным?
-Какое задание показалось легким?
-Что вам понравилось больше всего?
- Пора возвращаться домой, наш путь был долгим и трудным. Конфетами угостим друзей и расскажем им о нашем приключении. А какой звук помогал нам сегодня в поисках сокровищ?-(р)