Анна Винтёнкина
Конспект интегрированной НОД по развитию речи в подготовительной группе «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для речевого развития детей и подготовки к обучению грамоте. Уточнение и расширение знаний о семье.
Программное содержание:
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательные задачи:
• Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
Публикация «Конспект интегрированной НОД по развитию речи в подготовительной группе „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
• Активизировать словарь детей (семья, родственники) закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге
• Закреплять умения делить слова на слоги, определять и называть количество звуков в слове, упражнять в правильном и отчетливом произношении звука, называть слова на заданный звук, составлять предложение и выкладывать схему.
• Учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые предложения.
Развивающие задачи :
• Закреплять умения отвечать на вопросы.
• Упражнять в подборе прилагательных.
• развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;
• развивать логическое мышление.
• активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, сестра, брат, и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.)
• учить координировать свои действия в соответствии с требованиями поставленной задачи.
• Развивать связную речь.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;
• Воспитывать интонационную выразительность речи.
Интеграция с образовательными областями:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
• Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживания
Образовательная область «Физическое развитие»
• Создать условия для активного отдыха в динамической паузе
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Систематизировать знания о роли семьи в жизни человека.
развитие воображения и творческой активности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• восприятие музыки про «семью»
• реализация изобразительной самостоятельной творческой деятельности детей.
Словарная работа: гласный звук, согласный звук, слог, предложение, схема предложения, синквейн.
Методические приемы:
-смена статического положения
-использование динамической паузы
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-звуковая культура речи
-сюрпризный момент (дом)
-использование наглядности
-вопросы к детям
-рефлексия.
Материалы и оборудование:
- Ребус, макет дома, схемы звуковые, схемы предложения.
Формы организации совместной деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, коллективная, парная и индивидуальная.
Методы организации:
• Словесные – беседа, объяснение, художественное слово;
• Наглядные – показ картинок членов семьи, приемов работы (выкладывание схем предложения, звукового анализа слова);
• Практические – игровые упражнения, д/и, динамическая пауза, самостоятельная работа, работа в паре;
• Игровые – игровая мотивация, загадки, театрализация;
• Метод похвалы.
Предварительная работа: коллективные индивидуальные беседы с детьми о семье разучивание физминутки «Семья», пословиц про семью, отгадывание загадок, знакомство с ребусом, синквейном. Чтение художественной литературы. Составление рассказов о своей семье.
Структура занятия
- Водная часть: (организация детей) – 3 минуты
- Основная часть: (практическая деятельность) - 24 минуты
- Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты.
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей. Ход занятия:
1часть. Организационный момент. Воспитаталь: Ребята посмотрите у нас гости. Давайте поздороваемся с гостями. Дети: Здравствуйте. Поздоровались и все внимание на меня. 1. Собрались все дети в круг, Ты мой друг и я твой друг. Крепко за руки возьмемся И друг-другу улыбнемся. - Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем. Чтобы узнать тему нашего НОД, вам надо отгадать загадку, а зашифрована она в ребус. (ребус)Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «Я» -И получится? (Семья). Воспитатель. 1. Звучит музыка. (присаживаемся на свои места) ребята, мы с вами сегодня будем говорить о семье. Сообщение темы. (Семья)
2часть. Вводная беседа. 2.1. ВОСПИТАТЕЛЬ:Так что же такое семья. Кто как думает? Ответы детей. (Семья это мама, папа). Как вы думаете, зачем нужна семья? (ответы детей). Верно! Чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, Семья – это наши близкие и родные люди, Правильно, ребята вы все сказали. Семья-это радость, любовь, счастье, дружба. Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья-это дом. Ребята давайте узнаем, кто живет в этом доме? Для того чтобы заселить дом нам нужно отгадать наши загадки. Прежде чем приступить давайте сделаем, артикуляционную гимнастику. «Шарик» Надуть щёки, сдуть щёки. «Улыбка»
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. «Трубочка» Сделать трубочку языком.
БУДЕТ СТОЯТЬ МАКЕТ ДОМА С ОКОШКАМИ ПРИ ОТГАДЫВАНИИ ЗАГАДКИ, в окошко ставим картинку и делаем звуковой анализ слова. (Первое слово выкладывает каждый сам, а потом эту работу выполняем в парах, а один ребенок у доски и объясняет всё своё слово, кто выполнил задание поднимает руку свою и соседа вверх) Ребята - а давайте с вами вспомним --- Какие две группы звуков вы знаете? (гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные от согласных звуков? (Ответы детей, воспитатель- Хорошо)
В-ЛЬ: Ребята давайте заселим наш дом жильцами, и узнаем кто там живет.
Загадки: 1 Перед сном надев пижаму,
Почитать мы просим (маму). Слово мама. 1. Давайте посчитаем сколько слогов в слове 2. Кто мне скажет сколько звуков в данном слове. 3. ВЫКЛАДЫВАЕМ СХЕМУ.
- Звук [М] – согласный. Объясните, почему он согласный? (потому что его нельзя петь, тянуть)
- Сколько звуков [М] в слове «мама»? (2)
- Чем можно угостить маму, чтобы в названии угощения слышался звук [М] (мороженое, мандарины, малина, компот и т. д.)
Придумайте имя для мамы чтоб первый звук был звук [М]
2. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый (дед) Давайте придумаем имя, чтоб там был звук [Д], Дима, Данил. Давайте выложим схему имени ДИМА.
3. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой (бабушки) (выкладываем слово бабушка в паре)Назовите 1 слог? БА-Назовите 1 звук в слове? Дайте хар-ку 1 звука.
4. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,- Это наш любимый (папа) Сколько слогов в слове, (давайте прохлопаем слово, сколько звуков, сделаем звуковой анализ слова папа работая в паре. Назовите слова, чтоб там был звук [П].
5. Кто веселый карапузик-
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка-
Это младший мой (братишка) Звуковой анализ слова брат, работая в паре, Дайте хар-ку каждого звука. Давайте придумаем угощение на звук [Б] - баранка, бублик, батон, банан, брусника, рыба, арбуз, яблоко, клубника. Ребята скажите а в слове клубника звук Б, стоит где (в начале, в конце или середине слова, банан, где стоит звук Б.
6. Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет от ужасной тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она?
(сестра (Давайте посчитаем сколько звуков в слове и сколько слогов, Давайте дадим имя, чтоб в нем был звук [С], Света, Соня, Алиса)
Воспитатель: Хорошо молодцы, А ТЕПЕРЬ отдохнем ФИЗМИНУТКУ ПРОВЕДЕМ
(Ребята а теперь я вам предлагаю рассказать про членом семьи отвечая на вопрос какой какая)
2.2 Давайте с вами (поиграем в игру «Подбери признаки» Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.) расскажем про членов семьи используя слова «кто какой, какая?» «Подбери признак» Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный, добрый :
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный. МОЛОДЦЫ теперь мы узнали какие у нас наши близкие.
Воспитатель: А теперь давайте с вами составим предложение со словом мама. (тетя, дядя)
Возьмите свои схемы и выложите предложение, а ты --- выйди к доске и выложи это предложение на доске, ребята проверьте друг у друга правильно ли выложено предложение и посмотрите на доску у всех так получилось. (мама готовит обед, папа купил красную машину) Сколько слов в предложении. Ребята, вам понравилось придумывать предложения, тогда я предлагаю поиграть в живые предложения. 1 ребенок будет словом «мама», 2 – «суп», 3 – «варит». Дети становятся в правильном порядке, чтобы получилось предложение.
2 предложение. «а теперь я вам предлагаю составить живое предложение со словом бабушка. (1ребенок –печет. 2 ребенок – торт.)
ХОРОШО, я предлагаю вам посмотреть ситуацию из жизни одной семьи.
2.3. Проблемная ситуация на основе театрализации «Как помочь маме». Мама сидит на диване с журналом в руках.
Саша: Мама дай поесть. Сидит на ковре
Нияз : Мама, дай попить! Играет около машин
Дарина: Мама дай кубики! на ковре
Зарина: Мама дай мне куклу! Около шкафа
Ксюша: Мама погладь платье! Около физуголка
Артем: Мама дай машинку! Мама можно погулять. Уходят все дети. Возвращаются и видят что их мама лежит!
Ребята, а что же случилось с мамой? ОТВЕТЫ. А что мы можем сделать, чтобы исправить эту ситуацию. ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. Воспитатель_ конечно чтоб наши родители были здоровы нужно им помогать Заботится друг о друге. Недаром пословица гласит СЕМьёй дорожить счастливым быть. А вы знаете какие нибудь пословицы про семью. (Семья в куче – не страшна и туча, Семьей дорожить — счастливым быть В хорошей семье хорошие дети растут).
ДАВАЙТЕ с вами сделаем пальчиковую гимнастику
2.4. «Семья» Пальчиковая гимнастика. Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья :
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
Вот какая дружная сплоченная семья у всех получилась, потому что все пальчики собрались вместе в кулачок. Давайте с вами нарисуем каждый свою семью ладошкой. Воспитатель: молодцы, все нарисовали свои семьи. А теперь давайте вспомним о чем мы с вами говорили, используя синквейн. Что такое синквейн? Что такое рифма? 3. часть синквейн СЕМЬЯ 1. Семья (тема)
Счастливая, дружная (2 строчка признак)
Любить, заботиться, оберегать (3 строчка Действие)
Дорога домой с хорошим настроением (предложение или пословица)
Уют (слово близкое к семье) 2. Семья
молодая, новая
поддерживать, понимать, уступать
Идти на компромиссы всегда
Начало Семья
Крепкая, сплоченная
Воспитывать, советовать, помогать
Быть одним целым всегда
Опора 3. Семья
Слабая, несчастная
Ругаться, упрекать, обижать
Простить, забыть, идти дальше.
Отпустить Рефлексия. Посмотрите перед вами лежат смайлики если вам понравилось занятие и не было трудностей у вас тогда ЖЕЛТЫЙ СМАЙЛ. Если что то не получилось Оранжевый. Ну а если совсем все плохо тогда КРАСНЫЙ. Спасибо всем. - Ребята, я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.