Приложение МААМ

Конспект интегрированного занятия по музыке «Дымковская игрушка» в логопедической группе (5 фото)

Татьяна Кириллова
Конспект интегрированного занятия по музыке «Дымковская игрушка» в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы

Хочу представить вашему вниманию конспект занятия, которое я готовила для аттестации. Часть материалов для этого конспекта я брала из различных источников (например, сценка "Ярмарка", часть - из моих собственных наработок. Огромное спасибо авторам за предоставленный материал!

ЦЕЛЬ:

познакомить детей с русским народным искусством – с дымковской игрушкой средствами музыки и через познавательную деятельность.

ЗАДАЧИ:

развивающие:

• развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение согласовать пение с движениями в процессе слушания музыки, хороводной игры и русского народного танца.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по музыке „Дымковская игрушка“ в логопедической группе» размещена в разделах

• развивать связную речь, пополнять и активизировать словарь («слобода», «глиняная свистулька», «ярмарка»).

• развивать двигательную активность детей за счёт музыкально-ритмических движений (шаг с высоким подниманием ног, хороводной игры и танца.

• развивать слуховое и зрительное внимание, мышление через беседу о дымковской игрушке.

• развивать певческий аппарат за счет исполнения песен в народной манере.

• развивать воображение во время выполнения аппликации.

• развивать активность и эмоциональность в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

образовательные:

• расширять общий кругозор детей.

• учить детей сравнивать две мелодии-наигрыша на глиняных свистульках.

• учить детей двигаться в соответствии с характером музыки и со сменой частей музыки за счет исполнения народного танца и хороводной игры.

• учить детей выразительно петь, исполняя разнохарактерные песни (задорную и спокойную, протяжную).

• вызвать желание украшать платье дымковской барышни. Закрепить умение последовательно выполнять работу при изготовлении аппликации

воспитательные:

• приобщать детей к восприятию народной музыки, народным художественным промыслам и народной культуры в целом.

• воспитывать в детях любовь и интерес к русскому фольклору

• воспитывать эмоциональную отзывчивость на русскую народную музыку.

• воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам во время игрового взаимодействия.

• развивать интерес к малым фольклорным формам (потешки, частушки).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети, одетые в русские народные костюмы, заходят под музыку («Ой вставала я ранёшенько» р. н. м.) в музыкальный зал, муз. рук. здоровается с ними.

Конспект интегрированного занятия по музыке «Дымковская игрушка» в логопедической группе

Муз. рук. Ребята, вы любите игрушки? А скажите мне, для чего нужны игрушки? Как с ними можно играть, в какие игры? (Ответы детей).

Сегодня мы с вами познакомимся с очень необычными игрушками, которые пришли к нам из слободы Дымково (слободой называют большое село, которое находится рядом с городом). Для этого нам нужно отправиться в сказочное путешествие. Возьмемся за руки и пойдем по залу "змейкой".

Звучит русская народная мелодия и дети идут по залу «змейкой» («Ой, вставала я ранёшенько» р. н. м.)

Муз. рук. Вот мы и прибыли в слободу Дымково. Посмотрите, вот так выглядит Дымково сейчас. (Показываю фото современного Дымкова). Игрушки, которые там делают, называют по названию села. Догадайтесь, как? Правильно, дымковскими. Посмотрите на нашу выставку: здесь много разных игрушек. (Беру в руки одну дымковскую игрушку). Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, из какого материала сделана дымковская игрушка? (Ответы детей). Правильно, из глины. Это настоящая дымковская игрушка, ее можно узнать по вот такой золотым украшениям. Но на нашей выставке есть не только настоящие дымковские игрушки из глины, но и игрушки, сделанные из гипса. Можно купить в магазине вот такую модель (показываю модель не раскрашенной гипсовой барыни) и самим ее раскрасить. Есть здесь и игрушки из соленого теста и из глины, которые я лепила и раскрашивала сама. Вы сами сможете сделать такие же или дома с мамами, или в детском саду с воспитателями.

Ребята, а вы знаете, как появилась дымковская игрушка? (Ответы детей. Если дети знают что-то о дымковских игрушках, то предлагаю им поделиться своими знаниями). На нашем сегодняшнем занятии вы узнаете о дымковских игрушках все самое интересное

Зимой, когда топят печки, и летом в пасмурные дни, когда от реки стелется туман, слобода Дымково вся – будто в дыму, в дымке и, возможно, поэтому у нее такое название. Здесь, в давние времена появилась эта игрушка.

Всю зиму женщины и девочки Дымкова лепили игрушки из глины, затем обжигали их в печах, чтобы они были прочными и раскрашивали их яркими красками. Сначала это были простые свистульки, а уже потом мастерицы стали лепить фигурки животных и людей.

Ребята, посмотрите на эту свистульку (Показываю свистульку). Это не просто свистулька, а настоящий музыкальный инструмент. На ней можно поиграть. (Играю на свистульке). Глиняные свистульки бывают не только дымковскими. Вот в этой корзинке у меня самые разные свистульки, давайте полюбуемся ими. (Дети рассматривают свистульки). Сейчас мы с вами послушаем наигрыш на глиняной свистульке. Ребята, слушайте внимательно и после прослушивания вы скажете мне, что вам напоминают звуки свистулек.

Звучит «Наигрыш на глиняной свистульке».

Муз. рук. Ребята, скажите, пожалуйста, что вам напоминают звуки свистулек? (Ответы детей: пение птиц). Правильно, пение птиц. А почему вы так решили? (Ответы детей). Правильно, звуки были очень высокие. Ребята, рассмотрите внимательно свистульку и скажите, как вы думаете, для чего нужны вот эти отверстия? (Ответы детей). Правильно, чтобы из них шел звук. А что нужно сделать, чтобы звуки менялись, были разной высоты? (Ответы детей). Да, правильно, нужно поочередно то закрывать пальцем, то открывать отверстия на свистульке. Чем больше в свистульке отверстий, тем больше звуков она может издавать. Как вы видите, на наших свистульках разное количество отверстий, а значит, они могут издавать разное количество звуков. Ребята, сейчас мы станем музыкантами и попробуем сами поиграть на свистульке.

Дети играют на свистульках.

Фото «Дымковская игрушка»

Муз. рук. Сейчас прозвучат еще раз этот же самый наигрыш на глиняной свистульке, а потом еще один и вы мне скажете, в какая мелодия ярче, интересней, в какой больше звуков.

Дети слушают два наигрыша, сравнивают их.

Муз. рук. Ребята, давайте снова пройдем к нашей выставке. Чаще всего дымковские мастерицы делают животных - барашков с золотыми рогами, индюшек, петухов, оленей, лошадок, и людей - барынь, кавалеров, всадников, нянек с детьми, водоносок. (Показываю детям игрушки, дети рассматривают их, трогают).

Ребятки, посмотрите внимательно на игрушки и скажите, краски какого цвета чаще использовали мастера при росписи дымковской игрушки? (Ответы детей: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый). А какие узоры используются при росписи игрушек? (Ответы детей: кружочки, точки, листочки волны, полоски и т. д.).

Свои игрушки мастерицы Дымкова продавали на ярмарке. А что такое ярмарка? (Ответы детей). Правильно, ярмарка – это большой шумный базар, на котором продают свои изделия разные мастера. Но на ярмарке не только продавали и покупали, но еще и веселились. В большом городе Вятке, рядом с которым располагалось село Дымково, каждую весну проходила необычная праздничная ярмарка, которая называлась «свистунья» или «свистопляска». Три дня подряд город веселился – с музыкой, угощениями, с качелями и каруселями, с плясками и песням и игрой на глиняных свистульках. Давайте мы сейчас и мы с вами и отправимся на такую ярмарку.

Звучит фрагмент песни «Ах, ярмарка», дети готовятся к сценке.

Выбегают 2 коробейника с коробами

1 Коробейник.

Подходите, не стесняйтесь,

Всё, что надо покупайте.

2 Коробейник.

Нынче ярмарка у нас –

Покупай все про запас.

Выбегает Ваня с корзинкой в руках.

Конспект интегрированного занятия по музыке  в логопедической группе - фото

1 Коробейник.

Эй, Ивашка, синяя рубашка

Подходи, не зевай,

Всё, что надо, покупай.

Иван.

Мне бы курочку-пеструшку.

1 Коробейник.

Вот тебе курочка-пеструшка.

Будет тебя веселить, да яичками кормить.

(Иван берёт курочку, кладет ее в корзину).

Иван.

Ещё ищу уточку – водоплавочку.

Что б по озеру ходила и утяток выводила.

2 Коробейник.

Подходи, Иван, смелей,

Только денег не жалей! (отдаёт уточку, Иван кладет ее в корзину).

1 Коробейник. А кому барашка? Барашка-кудряшка.

Иван.

Мне барашек нужен! Иди, барашек!

Иди, иди кудряшек (сажает в корзину).

2 Коробейник.

Продаю коровушку-бурёнушку.

Иван.

А сколько корова даёт молока?

2 Коробейник.

Да больно корова моя молода.

Мы молока не видали пока.

Иван.

Иди, иди, коровушка, иди, иди, бурёнушка (сажает ее в корзину).

Звучит фрагмент песни «Ах, ярмарка», коробейники ставят короба, садятся на стульчики. Иванушка становится в серединку зала.

Муз. рук. Ребята, давайте спросим что же купил Иванушка.

Дети строятся на инсценировку под аккомпанемент педагога. Инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?»

Муз. рук. (Беру корзиночку с покупками Иванушки).

Какие красивые игрушки накупил Иванушка. Здесь есть и курочка, и уточка. (Показываю детям и ставлю их на столик к другим игрушкам). Есть здесь и коровушка. Ульяна, расскажи нам стихотворение о коровушке.

(Достаю игрушку-корову)

Ульяна.

Идет молодушка,

А с ней коровушка

Важная, спокойная

Буренушка дойная.

Муз. рук. А наши девочки знают про коровушку песню и сейчас ее исполнят.

Песня «Коровушка».

(Достаю игрушку-барашка).

Муз. рук. А еще в корзиночке есть барашек. Вадим, расскажи про барашка стихотворение.

Вадим.

Барашек - свисток

Левый рог - завиток,

Правый рог – завиток,

На груди - цветок.

Игра «Барашек»:

Дети стоят в кругу. В середине стоит водящий с барашком в руках.

Ты барашек серенький,

Ты барашек беленький,

Дети идут по кругу хороводом и поют, водящий выполняет «пружинку» с разворотами.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

Дети хлопают в ладоши, водящий идет по кругу.

Ты нас не бодай,

С нами поиграй.

Дети грозят пальцем, водящий с последним словом песни останавливается возле двух детей. Дети, к которым подошел водящий, разворачиваются спиной друг к другу и бегут по кругу в разные стороны. Кто вперед добежал до водящего, тот и становится водящим.

Муз. рук.

Кто – то к нам сейчас спешит,

Кто – то к нам сюда бежит…

Под музыкальное сопровождение педагога («А я по лугу» р. н. м.) выбегает девочка в костюме дымковской игрушки.

Муз. рук. Ребята, это к нам пожаловала дымковская игрушка.

Посмотрите, как хороша эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд.

Как лебедушка плывет

Песню звонкую поет.

Дымковская игрушка (поет на мотив частушек).

Я из Дымково игрушка,

Деткам маленьким подружка.

По традиции старинной

Сделана из красной глины,

Яркой росписью покрыта.

Мною Вятка знаменита!

(Слова Ирины Ассевой http://www.solnet.ee/gallery/knk302.html)

Веселиться я желаю –

Всех на танец приглашаю.

Муз. рук.

Эй, веселый народ,

Вставай в хоровод!

Будем «Барыню» плясать,

И гостей забавлять!

Танец «Барыня».

Фото №1 Хочу представить вашему вниманию конспект занятия которое я готовила для аттестации

Муз. рук. . Ребята, давайте попрощаемся с нашей дымковской игрушкой.

Дети и Дымковской игрушкой прощаются друг с другом, Дымковская игрушка уходит.

Ребята, вы, наверное, обратили внимание, какой красивый у дымковской барыни наряд. У меня есть рисунки дымковских барынь, но платья у них никак не украшены. Украсим их сами. Давайте пройдем в дымковскую мастерскую.

Звучит музыка («Каравай») дети подходят к столу, на котором лежат заготовки для аппликации, клей, кисточки. Звучит русская народная мелодия «Каравай», дети выполняют работу. В процессе работы даю детям указания.

Фото №2 Часть материалов для этого конспекта я брала из различных источников например сценка Ярмарка часть из моих собственных наработок

Муз. рук. Ребята посмотрите, какой красивый хоровод из барынь у нас получился. Давайте ими полюбуемся. Нравятся вам барыни? (Ответы детей). Мне тоже понравились ваши работы, все они получились яркими, красочными и интересными. Ребята, гостить в Дымкове очень интересно, но нам уже пора возвращаться в детский сад. Пусть барыни остаются здесь, в мастерской Дымкова, а мы отправимся в обратный путь. Возьмемся за руки и пойдем «змейкой».

Дети идут «змейкой» по залу («Каравай»).

Муз. рук. Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, скажите, что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей). А что понравилось вам больше всего? (Ответы детей). Мы сегодня побывали на ярмарке, а какая же ярмарка без угощений? И поэтому я вас хочу угостить сахарным печеньем. (Выношу поднос с печеньем). Угощайтесь сами и угощайте ваших воспитателей. А наше сегодняшнее путешествие завершилось, но мы не прощаемся, так как впереди нас ждут еще много интересных историй.

Под песню «Русские умельцы» (ансамбль "Вятская свистунья") дети уходят из зала.

Публикации по теме:

Ежегодная предновогодняя традиция детского сада — конкурс семейного творчества!!!Ежегодная предновогодняя традиция детского сада — конкурс семейного творчества!!! Каждый год в детском саду проводится конкурс семейного творчества "Зимняя фантазия". Хочу представить вашему вниманию поделки сделанные.

Презентация «Технология написания методической разработки» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию презентацию "Технология написания методической разработки", которую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по музыке «Дымковская игрушка» в логопедической группе
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 16:57
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по музыке «Дымковская игрушка» в логопедической группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кириллова (УИ 174809) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД