Получи документы

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования в подготовительной к школе группе «Чувашский орнамент»

Элина Матвеева
Конспект интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования в подготовительной к школе группе «Чувашский орнамент»

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования в подготовительной к школе группе «Чувашский орнамент - послание предков»

Тема: «Чувашский орнамент – послание предков»

Публикация «Конспект интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования в подготовительной к школе группе „Чувашский орнамент“» размещена в разделах

Цель: Познакомить детей с изделиями чувашского орнаментального искусства (чувашской вышивки, со значениями чувашского узора.

Задачи: Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашских предметов быта, одежды. Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа. Познакомить со значениями чувашского узора и его цветовой гаммы. Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук детей. Сформировать интерес детей к художественной росписи.

Оборудование и материалы для учащихся: картофельные штампы, имеющие в сечении прямоугольник размерами 1 см на 3 см, краски гуашевые, кисти, тряпочка, тетрадный лист бумаги в клетку, бумажный макет чувашской одежды.

Оборудование и материалы для воспитателя: иллюстрации старинной чувашской одежды и предметов быта, образцы элементов чувашского орнамента, образцы орнамента в полосе, картофельные штампы, имеющие в сечении прямоугольных размерами 1 см и 3 см, краски, кисть, тетрадный лист бумаги в клетку, бумажный макет чувашской одежды, чувашская музыка, флаг Чувашской республики.

Ход ООД

Входит воспитатель в чувашском национальном костюме, в руках держит куклу, одетую в чувашский костюм.

Воспитатель: Ыра кун пултар! Доброго дня! Ребята, скажите мне, в какой стране мы живем? Правильно, мы живем в Российской Федерации. А в какой Республике мы живем? Верно, мы живем в Чувашской Республике.

Сегодня, ребята, я пришла к вам вместе с куклой Илемпи в чувашском национальном костюме! Посмотрите, какой он красивый!

На мне головной убор – хушпу, платье – кепе, а белый вышитый фартук называется сапун. А посмотрите, дети, какой красивый узор на одежде! Узор еще по-другому называют орнаментом. А знаете ли вы, что каждый рисунок в национальном костюме несет в себе зашифрованное послание?

Давайте познакомимся поближе с толкованием чувашских орнаментов.

Вышивка с давних времен являлась не просто украшением для одежды, но и особым языком, через который чувашский народ передавал свою уникальность. Чувашский орнамент мы можем увидеть не только на одежде, но и на предметах интерьера, в нем отражается душа народа, его история. Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека, о его родовой принадлежности. Каждый стежок и знак имел определённое место и собственное значение в вышивке. Вышивая узоры на платье или рубашке, мастерица «рассказывала» о сиянии солнца и луны, мерцании звезд, плодородии земли, живительной силе воды, тепле огня. Вышивая эти знаки на одежде, мастерицы верили, что они принесут обильный урожай, удачу на охоте, уберегут от невзгод и болезней.

Раньше в чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие становились настоящими мастерицами и вышивали себе свадебную одежду: платье и покрывало невесты. Также каждая девушка готовила парне (подарок) родственникам жениха и почетным гостям.

Воспитатель показывает детям разные чувашские узоры и задает вопросы о том, какие орнаменты они видят. Потом с помощью толкователя чувашских узоров, дети вместе с воспитателем их расшифровывают.

Воспитатель: А скажите, ребята, какие цвета присутствуют на чувашских узорах?

Дети перечисляют цвета.

Воспитатель: Большое значение, ребята, имеют не только знаки, но и сама цветовая гамма узора. Каждый цвет имел определенный смысл. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и черного цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость. Красный – красивый, прекрасный, символ огня, любви, отваги, здоровья. Черный – цвет плодородной земли. Зеленый обозначает растения. Желтый – цвет солнца. Синий символизирует небо. А давайте вспомним, какой узор на нашем национальном флаге.

Воспитатель показывает флаг Чувашской Республики.

Воспитатель: Центральная фигура на флаге Чувашской Республики – это «Древо жизни». Оно символизирует единение народа, его могущество, сообщает о долгом историческом пути, который ему довелось пройти. Три солнца обозначают значение мира в культуре и религии – мы Были, Есть и Будем. Цвета флага обозначают силу и энергию народа, а также его стремление бороться за свою свободу и уникальность.

А теперь, ребята, давайте нарисуем с вами чувашские узоры, но рисовать мы будем волшебным способом. Рисовать мы будем не кисточкой и не карандашом, а картофельным штампиком. Перед этим, давайте разомнем наши пальчики и сделаем для них зарядку:

Воспитатель показывает детям движения, дети повторяют

Ну-ка, пальчики, проснитесь!

Встрепенитесь, не ленитесь!

(Трясем ручками и сгибаем пальцы в кулак)

Ты, большой, давай плясать,

(Разгибаем большой палец)

И тебе нельзя лежать,

(Разгибаем указательный палец)

Ну, ты, средний, не ленись,

(Разгибаем средний палец)

Безымянный, ты проснись.

(Разгибаем безымянный палец)

А ты будешь здесь ходить

(Разгибаем мизинец)

Своих братиков будить.

Пальчики все молодцы,

Славные вы удальцы!

(Энергично шевелим пальчиками)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь приступим к работе. Эта работа будет несложная. Самое главное, соблюдайте аккуратность. Посмотрите, как я буду рисовать. Левой рукой придерживаю лист бумаги, а правой - беру штампик. Рукава правой руки засучены. Работайте так, чтобы не испачкать его. В руку штампик я беру, в краску я его мокну. Аккуратно опускаю, штампик я нажимаю. Так немножко подержу и штампик подниму. В чувашском орнаменте все линии направлены в трех направлениях: вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях. А теперь приступим к самостоятельной работе (на фоне играет чувашская музыка). В начале, продумав орнамент, потренируйтесь выполнить его на листе бумаги в клетку, а далее уже на бумажном макете одежды.

Воспитатель дает детям макеты одежды, вырезанные из бумаги, показывает детям несложные чувашские узоры, дети с помощью гуашевой краски и картофельного штампа пытаются их напечатать. Воспитатель смотрит, как у детей получаются узоры, помогает детям, у которых возникли трудности.

Воспитатель: Ой, какие вы мастера и мастерицы! Какие красочные получились узоры!

(Воспитатель оформляет выставку чувашских орнаментов)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в чувашскую игру «Ятне пел (Отгадай имя)»

Один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:

Медвежонок встал на лапы,

Зарычал на нас косматый.

Медвежонок, ты, медведь,

Перестань-ка ты реветь.

А попробуй нас поймать

И по голосу узнать.

Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.

Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

И мне понравилось, что вы были активными и старательными.

Сегодня вы узнали о своем народе немного больше. Мы не должны забывать о культуре чувашского народа, а наоборот должны ценить и беречь ее, и тогда память о наших предках будет в наших сердцах навечно.

Литература:

1. Васильева Л. Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г. - 88с.

2. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.

3. Махалова, И. В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа : Учебно-методическое пособие / И. В. Махалова, Е. И. Николаева. – Чебоксары, 2003г. – 115с.

Публикации по теме:

Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования барьерной живописи в подготовительной группе «Зимний пейзаж»Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования барьерной живописи в подготовительной группе «Зимний пейзаж» Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию в подготовительной группе. Нетрадиционная техника рисования «Зимний пейзаж» (барьерная.

Конспект интегрированного занятия «Загадочный космос» с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж».Конспект интегрированного занятия «Загадочный космос» с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж». .

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в космос» в нетрадиционной технике рисования гратажжКонспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в космос» в нетрадиционной технике рисования гратажж Цель: развитие творческих способностей и воображения через нетрадиционные приемы рисования, формирование положительно-эмоционального отношения.

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования «Деревья зимой» в старшей подготовительной группеКонспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования «Деревья зимой» в старшей подготовительной группе Цели: 1. Познакомить детей с новой техникой рисования «ватой на бархатной бумаге». 2. Развивать творческие способности детей. З. Вызвать.

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования «Зимний пейзаж» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования «Зимний пейзаж» в подготовительной группе Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Тема: «Зимний пейзаж» Цель: обучение детей нетрадиционной технике рисования,.

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования «кляксография» в средней группеКонспект занятия по нетрадиционной технике рисования «кляксография» в средней группе онспект занятия по нетрадиционной технике рисования «Кляксография» в средней группе Воспитатель - Зайцева Е. М. Тема: Мы волшебники " Цель:.

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования (отпечатки листьями) в старшей группе «Осенняя береза»Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования (отпечатки листьями) в старшей группе «Осенняя береза» Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования (отпечатки листьями) в старшей группе «Осенняя береза» Цель: расширение представлений.

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования ладошками «Жили у бабуси» в младшей группе с 3 до 4 лет Воспитатель: Пальчиковая гимнастика «Я здороваюсь везде». Я здороваюсь везде, дома и на улице Даже здравствуй говорю я соседней курице Здравствуй,.

«Осень в лесу». Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования способом «примакивание» в младшей группе«Осень в лесу». Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования способом «примакивание» в младшей группе ЗАНЯТИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ СПОСОБОМ " ПРИМАКИВАНИЯ" " ОСЕНЬ В ЛЕСУ" В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. ЦЕЛЬ: Научить рисовать.

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования пальчиками в первой младшей группе «Розовые бутоны»Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования пальчиками в первой младшей группе «Розовые бутоны» Цель: обучение детей рисовать ребром кулочка, используя яркие краски. Задачи: - совершенствовать умение рисовать ребром кулочка; - воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования в подготовительной к школе группе «Чувашский орнамент»
Опубликовано: 22 февраля 2021 в 17:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД