Юлия Конюхова
Конспект интегрированного занятия по формированию экономической грамотности «В поисках пластиковой карты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В поисках пластиковой карты».
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о профессии банкира посредством познавательно-игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать у детей представления о трудовых функциях банкира, кассира в банке.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по формированию экономической грамотности „В поисках пластиковой карты“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
2. Сформировать у детей представления о таких экономических понятиях, как «банк», «прибыль», «кредит», «займ», «бережливость», «валюта», «номинал», «рубль», «размен», «квитанция», «доллар», «клиент», «процент», «долг», «займ», «ярмарка», «товар», «касса».
3. Сформировать представления о том, какими качествами должен обладать банкир.
4. Познакомить детей с пословицей, вместе раскрыть ее суть.
5. Познакомить детей с внешним видом банкира, кассира.
Развивающие:
1. Развивать у детей зрительное и слуховое внимание.
2. Развивать у детей навыки решения арифметических задач.
3. Развивать у детей навыки размена денег.
4. Развивать у детей навыки дифференцирования денег по номиналу валюты.
5. Закрепить навыки решения кроссворда.
6. Развивать у детей речевые навыки, монологическую и диалогическую формы речи.
7. Развивать у детей логическое мышление, самостоятельность и инициативность.
8. Развивать у детей двигательную, познавательную активность.
9. Развивать у детей навыки элементарного самоанализа.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей желание взаимодействовать в команде.
2. Воспитывать бережное отношение к деньгам.
3. Воспитывать уважение к профессии банкира.
4. Воспитывать интерес к художественному слову.
5. Воспитывать желание оказывать посильную помощь нуждающимся.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Средства: ноутбук, проектор, презентации Power Point, столы, книга, карандаши, пластилин, линейка, ластик, блокнот с ценниками, велосипед, интерактивная доска, игрушечная касса.
Ход занятия
МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Раздается звуковое оповещение с компьютера.
Воспитатель: Ребята, кажется на наше электронную почту пришло письмо. (Подходит к ноутбуку). Действительно. Прочтем?
Дети отвечают.
Воспитатель открывает письмо, на экране ноутбука появляется электронное письмо-обращение.
Воспитатель читает: «Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые! Меня зовут Тимофей, я банкир. Обращаюсь к воспитателю подготовительной группы Марие Ивановне. Ваша пластиковая карта была оставлена в банкомате, сейчас ее доставили к нам в банк. Но вернуть мы ее сможем только при условии, что вы докажете нам, что умете пользоваться деньгами, что вам можно снова доверить карту. Мы думаем, что ваши ребята помогут в этом, ведь вместе вы отличная команда. С уважением, банкир Тимофей».
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Воспитатель: Ребята, что скажете? Мне понадобиться ваша помощь.
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Поможете мне вернуть карту? Вы готовы отправиться на поиски?
Дети отвечают.
Воспитатель: Отлично! Тимофей правильно отметил, что вместе мы – отличная команда, думаю, все получится! Мне уже не терпится вернуть свою карту. Но для начала, давайте посмотрим, как выглядит банкомат и как она работает.
(ознакомительное видео про банкомат)
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы отправимся на поиски, скажите, вам знакома профессия Тимофея? Как сказал, он - продавец?
Дети отвечают, высказывая свое мнение.
Воспитатель: Да, конечно, банкир. Это я проверяю вашу внимательность. Банкир – это работник банка, который работает с деньгами, ценными бумагами и людьми. Банкир – очень ответственная профессия. Как вы думаете, почему?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Банкир, как мы с вами уже выяснили, работает с деньгами, причем с чужими, их нельзя потерять, неправильно сосчитать, или выдать, поэтому чтобы стать банкиром надо, хорошо знать математику и быть очень собранным и внимательным.
Ребята, посмотрите, мы подошли к банку, предлагаю зайти в него.
(интерактивная доска с изображением монет)
Дети и воспитатель подходят к доске
Воспитатель: Ребята, кажется, мы оказались в кассе банка. Знаете, что такое касса и зачем она нужна?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Кассир может выдавать и принимать деньги от людей, может производить размен денег. Например, вы хотите оплатить штраф за то, что когда ехали на автомобиле, не пропустили пешехода. Вам пришла квитанция-штраф. С этой квитанцией вы можете обратиться в кассу, чтобы оплатить штраф, и впредь не забывать пропускать пешеходов на пешеходных переходах. Или, например, вы собираетесь полететь в отпуск, в другую страну, где валютой являются доллары, а не рубли. Вы приносите рубли в кассу, и кассир меняет их на доллары.
Ребята, если вы справитесь с ролью кассиров банка, то станете на 1 шаг ближе к нашей карточке. Ваша задача разменять купюры в кошельке на более мелкие. Кассир должен принять купюры, внимательно их пересчитать, и выдать ту же сумму, которую даст клиент, только более мелкой валютой. А я буду контролером.
Воспитатель: Ребята, вам задание понятно?
Дети отвечают, по необходимости воспитатель объясняет еще раз суть задания, после чего дети объединяются в группы и по очереди выполняют задание.
Воспитатель: Как контролер я объявляю, что с первым заданием мы справились. Идем дальше!
Ребята подходят к столу, который оформлен, как витрина магазина канцтоваров, где расположены книга, карандаши, пластилин, линейка, ластик, блокнот с ценниками.
Воспитатель: Ребята, давайте купим что-нибудь для нашей группы.
Детям раздаются монетки разного номинала: 10, 5, 2, 1 рубль и они покупают товар. Кто-то один из детей выбирается продавцом и выдает покупателям сдачу, если понадобится.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, сколько полезных покупок совершили в магазине.
Ребята, скажите, а вы знаете о том, что в каждой стране есть своя валюта, свои деньги. Они выглядят по-разному и называются тоже по-разному. Предлагаю вам совершить путешествие и самим это увидеть.
(презентация «»Деньги разных стран», на фоне ее дети выполняют разминку)
Физминутка «Страны и деньги»
Во всем мире много стран обеими руками нарисовать большой круг в
воздухе
Посчитаем: Казахстан, ладони перед собой с широко расставленными
пальцами
Индия, Япония, Россия и Эстония, загибать пальчики начиная с большого
Китай, Корея, Франция, пальца правой руки
Молдавия, Малайзия
И еще десятки разных, сжимаем и разжимаем кулачки в ритм
Стран больших разнообразных. словам
Назову сейчас я вам щелкаем средними и большими
Деньги этих разных стран: пальцами обеих рук, сжимаем кулачки
Рубль, доллар, франк, юань, разжимаем пальцы с указательного на
Лира, евро, лат, динар. Обеих руках начиная с правой
Теперь сначала все начните, погрозить указательным пальчиком
И за мною повторите!
Воспитатель: - Молодцы! Размялись, скажите, а какая валюта в нашей стране?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Вот мы и вернулись в родной город. Посмотрите, мы снова оказались у магазина. Зайдем?
Проблемная ситуация.
Воспитатель и дети подходят к столу-витрине, где видят красивый велосипед, с ценником 50 рублей.
Воспитатель: - Ребята, мы на месте. Какой замечательный велосипед, вот бы нам такой в садик! Вот только стоит он очень дорого, думаю, наших с вами денег не хватит.
Дети считаю свои оставшиеся монеты. Их не хватает для покупки велосипеда.
Воспитатель: - Ребята, как нам поступить в этой ситуации: очень хочется купить велосипед, но денег не хватает?
Дети размышляют и отвечают, воспитатель выслушивает детей.
Воспитатель:- Если денег не хватает, то можно одолжить у товарища, обязательно обговорив срок, когда вы ему вернете деньги назад. Это называется взять взаймы. Возвращать нужно ту сумму, которую занял. Еще можно одолжить деньги в банке, это называется кредит. Банк выдаст вам необходимую сумму денег, указав срок, когда нужно будет вернуть долг. Только вернуть нужно будет сумму немного больше, чем ту которую заняли, это называется проценты, банк их берет себе за свою услугу. Если деньги не вернуть в срок, то банк начислит вам штраф. Таким образом, банк получает прибыль.
Воспитатель: Ребята, что такое прибыль?
Дети размышляют и отвечают, воспитатель выслушивает детей и приводит пример: Представьте, что в нашем городе проходит ярмарка, на ней торговцы предлагают свой товар за деньги горожанам. Ярмарка принесет прибыль торговцам, если товар распродастся по цене, которая выше той, которая была потрачена на изготовление этих товаров. Скажите, если я потрачу на изготовление одного сувенира 3 рубля, а продам его за 5 рублей, будет ли у меня прибыль? Какая?
Арифметические задачи:
Воспитатель: Верно! Ну что, решим задачки, которые для нас подготовили?
Дети отвечают.
На экране транслируются арифметические задачи, дети решают задачи, воспитатель по необходимости оказывает помощь.
1. Миша – художник, на холст и краски он потратил 6 рублей. Готовую картину от продал за 9 рублей. Получил ли Миша прибыль? Какую?
2. Гончар Петя на глину потратил 3 рубля, а готовую глиняную сахарницу продал за 10 рублей. Получил ли он прибыль? Какую?
3. Кондитер Екатерина на продукты для торта потратила 6 рублей, а торт продала за 5. Получила ли она прибыль? Какую?
4. Сапожник Федор на изготовление сапог потратил 4 рубля, а продал их за 8, какую прибыль он выручил?
5. Маша-швея, на ткань и нитки она потратила 9 рублей и сшила 2 футболки, которые продала по 5 рублей. Получила ли Маша прибыль? Какую?
Воспитатель: - Отлично! Вы справились! Давайте друг другу поаплодируем!
На интерактивной доске появляется кроссворд.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на доску, нам нужно решить кроссворд. Это последнее задание, если мы справимся с ним, то банкир вернет нашу пластиковую карточку. И тогда мы сможем купить велосипед не прибегая к кредиту, потому что на карте есть необходимая сумма денег.
Воспитатель читает вопросы, дети отгадывают кроссворд.
Раздается сигнал звукового оповещения.
Воспитатель: Опять электронное письмо. Ребята, посмотрите! Банкир Тимофей пишет, что мы справились со всеми заданиями и доказали, что умеем обращаться с деньгами. Он готов вернуть мне карточку!
Дети вместе с воспитателем возвращаются к столу-магазину, где продается велосипед. Оплачивают покупку пластиковой картой.
Воспитатель: - Теперь мы с вами можем покататься на прогулке.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП:
Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось наше приключение?
Дети отвечают.
Воспитатель: Скажите, кто из вас хочет стать банкиром? Что нового вы узнали? Какими качествами должен обладать банкир? Что было самым интересным сегодня? Что вызвало трудности?
Дети проводят рефлексию.