Любовь Григорьева
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада на тему «Одежда русской женщины»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, социализация, ручной труд, музыка.
Цель: Приобщение дошкольников к истории национальной культуры посредством поисково-исследовательской деятельности.
Задачи совместной деятельности взрослого и детей:
-продолжать знакомить с историей и особенностями русского национального костюма,
-учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
- развивать речь детей;
- формировать умение шить простейшие изделия швом «вперед иголку».
Воспитывать патриотические чувства.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада на тему „Одежда русской женщины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Материалы к занятию : Иллюстрации с изображением русских национальных костюмов. Русский народный костюм. Аудиозаписи русских народных песен. Льняная ткань. Ленточки, иголки, разноцветные нитки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы отправляемся в прошлое. (Звучит русская народная музыка «Во кузнице»)
Воспитатель в русском национальном костюме.
Ребята, вы обратили внимание, в какой костюм я одета?
-Почему вы так думайте?
-Как вы думайте на мне костюм праздничный или повседневный?
Именно так одевались женщины в древней Руси.
-Давайте посмотрим, из чего состоит русский народный костюм женщины?
Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами, поверх неё одевали сарафан, обычно шерстяной.
А в южных областях носили клетчатую домотканую юбку, которая называлась «понева». Ткань на юбку мастерицы ткали сами дома. Кроме того, сверх сарафана или поневы надевали фартук, его называли «передник».
- Чем украшен передник? (Кружевом, узорами, тесьмой, атласными лентами).
Посмотрите, какого цвета нитки использовали мастерицы. (Красного, синего, зеленого, черного).
Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что по беднее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканую изготовленную дома, в домашних условиях на станке.
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли ходить с открытой головой или заплетать одну косу и украшали голову плотной перевязкой (ленточкой, обручем или венцом. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у нее заплетены в две косы, а на голову надевали богато украшенный твердый кокошник или особую мягкую шапочку, затем платок. Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом.
-Сейчас я предлагаю выйти одной девочке и взять головной убор. А как вы думаете, какой головной убор она должна выбрать? Почему?
-Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна- это украшение в виде обруча на шее.
Итак, женская одежда – это …. (продолжите фразу)
(рубаха, сарафан, душегрея, телогрея, передник). Женские головные уборы (ленточка, кокошник, венец, платок).
Проводится игровое упражнение: «Разложи последовательно».
Вы должны последовательно разложить одежду женщин. Работа в парах.
Вся одежда была ярко украшена. Слово «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки:(ромбы, кресты, цветы, круги) .
Узор в виде орнамента, ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
-Ребята, а вы знаете каждый знак обозначал свой символ:(дети называют)
волнистые линии означали - символ воды
красные круги - символ солнца
крест - это тоже символ солнца
ромб - символ земли, плодородия
цветы – символ богатства
- Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие
Жёлтый – тепло и ласка
Синий – радость
Чёрный – богатство
Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Наносить узор наши предки могли разным способом.
-Попробуйте догадаться, как появлялся узор на ткани, если не было современных станков, приспособлений?
Одним из способов является набой. На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня. Такая ткань называлась набойной.
Художественное экспериментирование:
У детей на столах кусочки ткани прошитые на картоне. Детям предлагается взять печатки и нанести узор на ткань, т. е. сделать её набойной. Еще одним способом украшения одежды (ткани) является вышивка.
Я предлагаю вам украсить ленты, которые можно девочкам носить на голове, а мальчики могут подарить сестренке или маме. Это ленточка будет для вас оберегом, так как узор оградит вас от всего плохого.
Рассмотрите еще раз возможные для вышивки узоры. Какой рисунок вы хотели бы нанести?
Задание: «Составь оберег»
Выполнение вышивки швом «вперед иголку». (Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла») .Рассматривание работ.
- -Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились.
(Ребята встают и осматривают работы.)
Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот таки добрыми мастерами сегодня вы стали.
Предлагаю вам повязать ленточки и встать в хоровод.
Хоровод «На лужок ходили».
-Молодцы, ребята! Вот мы и узнали во что одевалась русская женщина в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.
Ребята, что нового вы узнали о русском народном костюме? (Ответы детей).