Папки-передвижки

Конспект интегрированной НОД в средней группе «Горница»

ольга иващенко
Конспект интегрированной НОД в средней группе «Горница»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: образовательные:

• Познакомить детей с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных, согласовывать их в роде и числе

• Познакомить с профессиями (плотник, гончар, сапожник, парикмахер)

воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к русской культуре, людям труда - народным умельцам, мастерам.

• Воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,

развивающие:

Развивать связную речь

Публикация «Конспект интегрированной НОД в средней группе „Горница“» размещена в разделах

Развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;

• Развивать память, логическое мышление, творческое воображение.

Оздоровительная:

Развивать силу выдоха.

• Укреплять дыхательную мускулатуру

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон, записи народных песен. куклы-закрутки, русский народный костюм, дидактический материал, предметы быта в горнице

Методы:

• репродуктивный (наглядно-словесный) : показ экспонатов, слайдов, рассказ, активизация внимания детей путем постановки вопросов;

игровой: направлен на развитие у детей культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

Место проведения: «Горница» (мини музей детского сада)

Участники: Дети средней и подготовительной группы

Ход НОД

1. Приветствиие. Проводит воспитатель

Дети входят в Горницу под музыку русской народной песни «Ах вы сени», гостей встречает педагог, одетый в русский народный костюм.

- Здравствуйте, гости дорогие! Прошу вас в избу.

Красному гостю - красное место!

В тесноте да не в обиде.

Где потеснее - там и веселее!

Сегодня мы узнаем, как жили люди в старину. В горнице мы познакомимся со многими старинными предметами быта.

2. Изба. Рассматривание слайдов с изображением изб. Проводит воспитатель

- Раньше люди много трудились, все делали своими руками. Посмотрите, какие избы строили мастера.

Слайды 1-3

- Из чего строили дома в старину? (Из бревен)

- Дома были какие? (Бревенчатые)

Словообразование: бревна - бревенчатый

- Кто строил дома? (плотники)

3. Игра "Строим дом" Проводит воспитатель

Движение с речью (дети повторяют за педагогом движения и слова, имитируя действия)

- А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом! С чего начнем?

• Рубим деревья (тук-тук-тук).

• Обрабатываем их (вжик-вжик-вжик).

• Укладываем бревна в сруб (раз-два).

• Возводим крышу (раз-два).

• Моем в доме полы (шух-шух-шух).

• Пускаем в дом петуха (ку-ка-ре-ку).

Кричим "С новосельем!"

4. Колодец Проводит воспитатель

- И мы построили дом. Вот какой!

- Что это во дворе дома? (колодец) Слайд 4

Показ слайда с изображением дома, двора и колодца во дворе. Рассматривание макета колодца.

- Посмотрите, из чего сделали этот колодец? (тоже из бревен)

- Для чего хозяин делал колодец во дворе?

- А воду носили вот в таких ведрах. Их тоже делали из дерева. (Рассмотреть ведра на картинке на слайде)

- Ведра из дерева какие? (деревянные)

Словообразование: дерево - деревянный Слайд 5

5. Убранство избы. Проводит воспитатель.

Просмотр слайдов с изображением комнат в старинных избах. Дети находят и называют старинные предметы быта на картинке и в горнице.

Слайды 6,7,8

6. Люлька. Проводит воспитатель

- Есть еще один необычный предмет в нашей горнице. Это люлька.

- Для кого папы делали люльки своими руками?

Рассматривание слайдов с люльками в избе.

- А в такие куклы-закрутки в старину играли дети.

Звучит колыбельная песня. Дети берут кукол, качают их, кладут в люльку, подпевая колыбельную песню.

Слайд 9, 10,

7. Дидактическая игра «Постираем» Проводит воспитатель

а) показать стиральную доску.

- На такой доске в старину стирали.

- Как это делали? (показывает ребенок средней группы)

Все дети выполняют движения, имитирующие стирку на доске:

Трут белье правой рукой,

трут левой рукой,

и двумя руками

б) рубель

- Выстиранное белье сушили и гладили с помощью рубеля

- Где он? (дети находят в горнице)

Воспитатель показывает, как им пользовались

- Затем появились утюги (Ребенок рассказывает как им пользовались)

- Как нагревался утюг?

Словообразование : из чугуна- чугунный

8. Русский костюм. Проводит логопед

Входят дети подготовительной группы в русских национальных костюмах.

Рассматривание одежды детей, воспитателя, одежды куклы.

9. Прялка. Проводит логопед.

Рассказ ребенка подготовительной группы :

Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Делали мастера прялки из дерева. Прялка работает как велосипед. Когда ногами нажимают на педали, вращается колесо и волокно (кудель) скучивается в нить, а нить наматывается на веретено. Пряли женщины и девочки всю осень и зиму.

Много поговорок существует о прялке:

• У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

• Не ленись прясть, хорошо оденешься

• Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

Слайд 11

10. Печь. Проводит логопед.

- Что занимало главное место в доме? Ребенок подготовительной группы загадывает загадку про печку:

В избе - изба, на избе - труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

- Главное место в доме занимала печь. Она была главным украшением в избе и называли ее Царицей, кормилицей.

- Почему? (в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети).

- Эта печь называется русской.

- Почему? (Такую делали только в России.)

- В русской печи готовили. Еду варили в железных горшках - чугунках. А горшки горячие.

- Как же их могли достать из печи? (Ухватом.) Ребенок показывает ухват.

- Попробуй, подержи. Легко это было делать? (Нет, тяжело.)

Показать кочергу на слайде. Дети находят в горнице.

Слайды 12, 13, 14,

11. Упражнение «Колем дрова». Проводит логопед.

Укрепление дыхательной мускулатуры.

Руки в «замке» вверх- вдох через нос.

При наклоне руки вниз- на выдохе произносят: «У-у-ух!»

.

12. Печь в сказках. Проводит логопед.

- Печь является еще и сказочным персонажем. В каких-то сказках она играет чуть ли не главную роль!

- Какие сказки вы узнали? («По щучьему веленью», «Гуси-лебеди «и др.)

Слайд 15

13. Деревянная посуда. Проводит логопед.

Рассматривают посуду, представленную в музее.

Словообразование: из дерева - деревянная

14. Посуда из глины. Проводит логопед.

- Из чего еще делали посуду?

Словообразование: из глины - глиняная

- Мастер, который делает посуду из глины называется …

Новые слова: гончар, гончарный круг.

Показ макета гончарного круга.

. Слайд 16

15. Отгадывание загадок: Проводит логопед.

Загадывают дети подготовительной группы

Сама не ем, а людей кормлю

(Ложка)

Стоит толстячок,

подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

всем чай пить велит. (Самовар)

Купили новенькое,

Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно все в дырах

(Сито)

16. Рефлексия. Проводит воспитатель

-Сейчас тоже делают посуду из глины. Посмотрите, какие красивые разные чашки у нас на столе рядом с самоваром. Сделали их на фабрике. Кто сегодня много запомнил, хорошо работал - сядет за стол и возьмет одну чашку, а кто собой не очень доволен - сядет отдохнуть на лавку.

17. Итог. Чаепитие. Проводит воспитатель

Что-то мне подсказывает, что и наша печка не простая, а волшебная.

- По щучьему веленью, по моему хотенью – угости печка ребят пряничками (Дети находят пряники в глиняной миске накрытые рушником на макете печи) Хозяйка избы угощает чаем и пряниками

- Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры Содержание работы: 1. Сбор и изучение методической.

Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД в средней группе «Горница»
Опубликовано: 30 октября 2013 в 20:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной НОД в средней группе «Горница»» (включая файлы) размещена пользователем ольга иващенко (УИ 149793) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД