Папки-передвижки

Конспект интегрированной образовательной деятельности в области коммуникации по русской народной сказке «Лиса и Журавль»

Наталья Кудрявцева
Конспект интегрированной образовательной деятельности в области коммуникации по русской народной сказке «Лиса и Журавль»

Обучающие цели:

1. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Лиса и Журавль».

2. Формировать умение определять основную идею сказки.

3. Развивать навык словообразования : учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные.

4. Познакомить с новыми словами, выражениями.

Развивающие цели:

1. Развивать способность пересказывать с помощью картинок – иллюстраций.

2. Формировать умение вести диалог.

3. Формировать творческие способности через театрализацию.

Воспитательные цели:

Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в области коммуникации по русской народной сказке „Лиса и Журавль“» размещена в разделах

1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

2. Развивать индивидуальные особенности у детей.

3. Учить детей слушать друг друга, не перебивая говорящих.

Задачи:

1. Закреплять у детей правильное употребление слов и падежных окончаний.

2. Развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие.

3. Формировать нравственные качества: сочувствие, сопереживание, готовность прийти на помощь, умение прощать, чувство коллективизма.

4. Прививать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Словарные слова:

Званый пир; куманёк; потчевала; не обессудь; окрошка; дружба врозь; не солоно хлебавши; как аукнется, так и откликнется; что посеешь, то пожнёшь; каков привет, таков ответ.

Оборудование:

1. Иллюстрации к сказке «Лиса и Журавль» и басне И. Крылова «Ворона и Лисица».

2. Костюмы лисы и журавля.

3. Посуда: кувшин с окрошкой, тарелка с манной кашей.

4. Ель (из картона) с вороной, лиса-игрушка.

Литература:

1. Русская народная сказка «Лиса и Журавль».

2. Басня И. Крылова «Ворона и Лисица».

Ход занятия

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Воспитатель: Сегодня мы с вами попадём на сказочный двор, и там мы встретимся со сказкой. Но прежде познакомимся с персонажами будущей сказки.

(воспитатель обращает внимание детей на следы, а на них, написаны загадки о лисе и журавле)

- Смотрите, перед нами чьи – то следы, они ведут нас в разные стороны: к домикам, которые отличаются друг от друга. Чтобы узнать, чьи это домики, нужно отгадать загадки, которые написаны на следах.

(Воспитатель читает, дети отгадывают).

Загадки (описательные) :

1. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса

Этот зверь лесной… (Лиса).

2. Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт

В деревне кур крадёт. (Лиса)

3. Рыжая хозяйка по лесу прошла,

Стёжки – дорожки хвостом подмела. (Лиса).

4. Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый – телом серый,

А затылок голый, красный

Бродит по болотам разным.

Ловит в них лягушек –

Бестолковых попрыгушек. (Журавль).

5. Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (Журавль).

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации лисы и журавля.

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?

Дети: Нет, лиса-дикое, хищное животное, живёт в лесу в норе.

Воспитатель: Как ещё можно назвать это животное?

Дети: Лиса, лисичка, лисонька, кумушка, плутовка.

Воспитатель: Опишите лису. Какая у неё мордочка?

Дети: Вытянутая.

Воспитатель: Какие у неё глаза?

Дети: Чёрные, хитрые.

Воспитатель: Какие у неё лапки?

Дети: Короткие, в чёрных сапожках.

Воспитатель: Какой у неё хвост?

Дети: Длинный,пушистый, большой.

Воспитатель: Чем питается лиса?

Дети: Зайцами, мышами, птицей.

Воспитатель: Как называют это животное в сказках?

Дети: Лиса Патрикеевна.

Воспитатель: Немногих животных называют по имени – отчеству. Откуда у лисы отчество?

Дети: Давным - давно жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову хитрец. Так как лиса считалась очень хитрой, то она и получила прозвище Патрикеевна.

Воспитатель: Рассмотрим изображение другого персонажа. Кто это?

Дети: Журавль, это птица.

Воспитатель: Опишите его. Чем он отличается от лисы?

Дети: У него длинные ноги, их обычно сравнивают с ходулями, длинная шея, длинный клюв, большие крылья, с помощью которых он летает.

Физкультминутка:

Шёл журавль на охоту,

Искал лягушку на болоте.

Ноги длинные поднимал,

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам,

Нет её ни тут, ни там.

Оглянулся, повернулся,

А затем домой вернулся.

Воспитатель: Ребята, а кто из наших героев не стесняясь, льстит, т. е. притворно хвалит, чтобы добиться своей цели?

Дети: Лиса.

Воспитатель: И чтобы в этом убедиться, прочитаем басню И. Крылова. «Ворона и лисица». (Во время чтения ребёнок обращает внимание детей на иллюстрацию: ель, на ней ворона, а в клюве сыр).

Басня И. Крылова «Ворона и Лисица»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, –

Ведь ты б у нас была царь птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

(воспитатель читает наизусть басню, и показывает ель, на которой сидит с сыром ворона, под елью стоит лиса)

Воспитатель: Понравилось ли вам поведение Лисы?

Дети: Нет, настоящая Лиса Патрикеевна, перехитрив ворону, забрала у неё сыр.

Воспитатель: Каким голосом говорит Лиса?

Дети: Ласковым, нежным, притворным, завораживающим.

Воспитатель: И заворожила, поверила Ворона, что голос у неё хорош и потеряла сыр.

Воспитатель: Для того, чтобы узнать, что нам помогает знакомиться со сказками, послушайте загадку.

Не сеялки, а добро сеют,

Не хлеб, а досыта кормят

Без рук, а всё умеют,

Без ног, а по дорогам ходят.

Дети: Книги.

Воспитатель: Верно. А сейчас, ребята, посмотрите, куда мы попали?

Дети: Попали в сказку

Воспитатель: Ребята, а любите ли вы сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите, а где наши герои могли бы подружиться?

Дети: Наверное, только в сказке.

Воспитатель: Сейчас мы познакомимся со сказкой, которая

называется «Лиса и Журавль».

Подружилась Лиса с Журавлём. Вот и вздумалось Лисе угостить Журавля, пошла она, звать его в гости.

- Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт Журавль на званый пир, а Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

- Покушай, мой голубчик куманёк! Сама стряпала.

Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А Лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена, лиса и говорит :

- Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.

- Спасибо, кума, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.

На другой день приходит Лиса, а Журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Право потчевать больше нечем.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то, всё ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А Журавль меж тем клюёт себе да клюёт, всё и поел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла Лису досада, думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у Лисы с Журавлём врозь.

Воспитатель: (обсуждение и объяснение непонятных для детей слов). Как вы думаете, что значат слова: «не обессудь, куманёк», «нечем потчевать», «не солоно хлебавши», «как аукнется, так и откликнется», «званый пир», «дружба врозь».

(воспитатель помогает детям объяснить значение слов)

Физкультминутка:

Есть у радости подруга,

Что-то в виде полукруга

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть – тоска её боится.

Что это? (улыбка)

Воспитатель: Подарим друг другу улыбки и продолжим занятие.

Почему лиса решила позвать журавля к себе в гости?

Дети: Она хотела с ним подружиться.

Воспитатель: Каким голосом она позвала его?

Дети: Хитрым, сладким.

Воспитатель: Попробуйте позвать журавля таким же голосом.

(воспитатель опрашивает несколько детей).

Дети: Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!

Воспитатель: Чем она его потчевала (угощала?

Дети: Манной кашей.

Воспитатель: Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение? (показать блюдце, на нем манная крупа, захватывание манной крупы пинцетом)

Дети: Конечно же, нет. Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным.

Воспитатель: Каким тоном отблагодарил лису журавль?

Дети: С обидой в голосе.

Воспитатель опрашивает несколько детей, и они воспроизводят фразу с нужной интонацией.

Дети: Ну, спасибо, кума, и на этом!

Воспитатель: А с какой интонацией журавль пригласил лису?

Дети: А теперь ты приходи ко мне в гости (хитро).

Воспитатель: Давайте проверим, сможет ли лиса достать угощение?

Горлышко у кувшина узкое, только длинный клюв может достать угощение.

(Показать с помощью предмета похожего на клюв) Мордочка лисы не пройдёт в кувшин, только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса не солоно хлебавши. (Ни с чем) Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Воспитатель: Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые

покажут нам сценку из сказки (девочку и мальчика). Я буду

автором, Жанна – лисой, Дима К. – журавлём.

Дети надевают шапочки животных, и начинают показ.

Лиса.

Я – красавица лиса –

Посмотрите на меня,

Хоть полсвета обойди-

Лучше лиски не найти.

В гости друга приглашу

Как смогу, так угощу.

Ой, журавль – куманёк,

Приходи ко мне, дружок,

Угостить тебя хочу,

В сказку деток приглашу.

Ты покушай, мой дружок,

Каша – просто первый сорт

(лижет языком кашу)

Что же, каши больше нет

(пожимает плечами, оглядывается по сторонам)

Вот и всё, прощай, мой свет.

Журавль.

Да, кума, гостинец славный (ухмыляется)

И на том спасибо, ладно…

Завтра в гости тебя жду,

Тоже угостить хочу.

Проходи, подруга, в дом

Вот и стульчик, вот и стол

Угощение на нём. (показывает на кувшин)

Ты хоть что мне расскажи,

А лучше пищи не найти.

(садится за стол и клюёт окрошку. Затем, поглаживая живот, говорит, хитро прищурясь:)

Ну что, милая кума,

Угостил тебя здесь я?

Квиты мы теперь с тобой

Приходи, ведь я друг твой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо показали сказку. Сегодня мы с вами побывали на сказочном дворе. У кого в гостях мы были?

Дети: Мы были в гостях у Лисы и Журавля.

Воспитатель: Что они делали? Чем запомнился вам сказочный двор?

Дети: Они угощали друг друга. Запомнилась нам сказка тем, что Лиса перехитрила сама себя, т. к. она сделала неправильно, не о госте думала, а о себе.

Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?

Дети: Сказка нас учит дружить, заботиться о других, быть гостеприимным.

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы, подойдут к нашей сказке?

Ребё нок 1: «Как аукнется, так и откликнется».

Ребё нок 2: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Ребё нок 3: «Каков привет – таков ответ».

Воспитатель: Правильно, ребята, существует «золотое правило бумеранга» : «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой». И животные, и птицы, и люди – все должны жить дружно.

Воспитатель:

Сказка в гости приходила,

Многому нас научила.

Рассказала, как нельзя

С другом вам вести себя.

Будем сказки мы встречать,

С интересом их читать.

Будем с ними мы дружить,

Этой дружбой дорожить!

Публикации по теме:

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля» Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля» Летела сова - веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Программное содержание: • учить: - отгадывать загадки; - участвовать в диалоге при обсуждении; -отвечать на вопросы по содержанию прослушанного.

Конспект ОД по речевому развитию во второй младшей группе «Знакомство с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе по развитию речи. Подготовила воспитатель: Мальцева Юлия Григорьевна. Тема:.

Конспект организованной образовательной деятельности по сюжету русской народной сказке «Колобок» для средней группы Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса» КОНСПЕКТ занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Цель: Развить.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» во второй младшей группе Цель: познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц», помочь понять смысл произведения. Задачи: - Учить эмоционально, воспринимать содержание.

Игра-драматизация по русской народной сказке «Лиса-лапотница» Зимней ночью шла голодная кума по дорожке (музыка лисы). Лиса: - "Хоть бы на один зуб чего перекусить. Что же, и лапоток пригодится". Взяла.

Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (подготовительная группа) Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми по русской народной сказке «Лиса и заяц» Тема: Рассказ русской народной сказки «Лиса и заяц»; Возрастная группа: вторая младшая группа (дети 4 года жизни); Форма совместной деятельности:.

Конспект познавательно-речевой деятельности «Журавль и лягушка. Знакомство с хакасской народной сказкой» Журавль и лягушка. Конспект познавательно-речевой деятельности (подготовительная группа) Цель: создание ситуации развития детей через ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной образовательной деятельности в области коммуникации по русской народной сказке «Лиса и Журавль»
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 15:25
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД