Чугунова Оксана
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Страна Знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Страна Знаний»
Цель: Обобщить и закрепить полученные в течение учебного года знания о звуке, букве, слоге, слове, предложении.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе по обучению грамоте „Страна Знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Обобщить и систематизировать знания детей о слогообразующей роли гласного;
- совершенствовать навыки звукового анализа;
- совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме;
- закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.
2. Коррекционно-развивающие:
- Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
- развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;
3. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, выполнять поставленную задачу;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: письмо, куверты с названиями станций, буквы, цифры из разрезной азбуки; цифры 1,2,3; предметные картинки; слова-ребусы; слоговые таблицы; объемный алфавит; магнитная доска, дипломы.
Ход НОД
I. Орг. момент. Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : - Ребята, утром я нашла письмо. Интересно, от кого оно?
II. Основная часть. Письмо пришло из волшебной «Страны Знаний», а написал его волшебник по имени Пиши-читай. Он пишет, что злая волшебница Закаляка, украла все гласные буквы. Что может случиться, если исчезнут гласные буквы? А может, мы зря волнуемся? (Без гласных букв нет слога, без слогов не сложатся слова). Скажите мне ребята.
Если мы не поможем вернуть гласные буквы, то в скором времени из всех книг мира исчезнут гласные буквы, и никто и никогда не сможет прочитать книги.
Книга – это источник знаний, без книг дети не смогут учиться в школе и получать новые знания.
Волшебник Пиши-читай, просит нас о помощи. И он прислал нам билеты на поезд, который доставит нас в страну Знаний (Детям раздаются картинки). Но, Что бы найти свой вагон вы должны посмотреть на картинку и определить, сколько слогов в слове. Начинаем.
( Дети подходят к столам с соответствующими вагонами: 1 слог, 2 слога, 3 слога).
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : Прежде, чем начать наше путешествие - подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушные, проведём артикуляционную гимнастику.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки).
С ними худые - лишь кожа да кости (втянули щеки, не открывая рта).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись - в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)
«Молодцы. Итак, все готовы. Поезд отправляется».
– Хорошо! Едем на поезде! Чтобы наш весёлый поезд тронулся нам нужно его завести, сказав волшебные слова:
«Мчится поезд, скрежеща,
Жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща!» (дети повторяют).
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : - Ребята, Из группы мы выезжаем, к лесу подъезжаем, видим лес - в него въезжаем, по дороге едем, видим мостик - на мостик заезжаем, через мостик переезжаем, в город заезжаем.
1. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : «Приехали». Мы находимся на станции, которая называется «НАЗЫВАЙ-КА» - Но, для начала отгадайте загадку.
Один мягкий и свистит,
Другой твёрдый и шипит.
Третий вовсе запоёт,
Хоть кто его произнесёт… (звук).
- Что такое звуки? Какие звуки вы знаете?
(слышим, произносим; гласные, согласные).
- «Скажи слово по звукам» (показ картинок, название из трех-четырех звуков м-а-к, р-ы-б-а); 2- 3 ребенка.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : - Внимание, новое задание. Назови звук, который повторяется чаще всего:
Работа, парта, рука, Родина
Лампа, пол, укол, палка.
Ответы детей: Л и Р.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : - Правильно! И сейчас мы с вами будем выделять эти звуки из слов - если слышим Л - хлопаем, если Р - топаем.
Рама, лама, роза, лоза, вал, вар, торт, порт
Болото, работа, укроп, клоп, лампа, рампа,
Стол, пол, карта, парта, лом, ром.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : Отгадайте загадку.
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква). А что такое буква?
Дети на ощупь отгадывают букву и подбирают слово, начинающееся на эту букву.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : - Молодцы, ребята. Мы справились с заданием и у нас появились первые буквы А и У. (Буквы выставляются на доску).
Едем дальше. «Опять несет нас паровоз.
Мы слышим звонкий стук колес».
«Жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща!»
2. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : - Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется «СОБИРАЙ-КА». Зачем нужны буквы? (ответы детей).
- У вас на столах лежат алфавитные кассы. Вам задание: из букв, составить слово вашей картинки. Дети выполняют задание самостоятельно.
- Молодцы ребята и с этим заданием вы тоже справились, и появились буквы О, Ы. (Буквы выставляются на доску).
«Едем дальше. Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух!»
3. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : - Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется «ВСЕЗНАЙ-КА», «ЗВУК». Что такое звук? Какие бывают звуки? (ответы детей). - А как мы обозначаем звуки? (гласные красные, твердые согласные синие, мягкие согласные зеленые).
- Проведите звуковой анализ слова. Пирамидка слов. Выложить из цветных квадратов звуковую схему слова. Н: в слове один слог, 3 звука: согласный твердый, гласный, согласный твердый.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : - Ещё буквы вернулись И, Э (Буквы выставляются на доску).
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : Станция «ОТДЫХАЙ-КА» Физкультминутная.
Как живешь? – Вот так. Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так. Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так. Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так. Как шалишь? – Вот так.
Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.
4. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : - Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется «СОСТАВЛЯЙ-КА», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
- Что такое предложение? Из чего состоит предложение? (ответы детей).
Составление предложений по картинкам (у каждого своя) к схеме (с предлогом : в, под, над, перед, за, из-за, из-под).
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : - Молодцы! Мы с вами помогли букве Е, вернуться домой (Буква выставляется на доску).
5. Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется
«РАЗМЫШЛЯЙ-КА», «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»
Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом).
Грустный - веселый Вдох-выдох Длинный-короткий Мокрый-сухой
Друг-враг Тонкий-толстый Лето-зима Далеко-близко
Бежать-стоять Больной-здоровый День-ночь Потерял-нашёл
Горячо-холодно Широкий-узкий Высоко-низко Трус-храбрец
Острый-тупой Старый-новый Потолок-пол Начало-конец
6. Станция «УГАДАЙ-КА». Разгадывание ребусов по картинкам.
Читаем часть слова и соединяем с названием картинки — ра+дуга, ба+бочка, ре+мешок, лас+точка, у+точка, мос+кит, стре+коза. Логопед благодарит детей за внимательность, за помощь, хвалит детей.
Логопед : - Молодцы! Хорошо поиграли и отдохнули. А теперь давайте продолжим наше путешествие, но уже домой. Садитесь на свои места. Последние гласные буквы вернулись домой Ю, Я (Буква выставляется на доску).
III. Итог занятия. Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей). Какое задание вам было очень интересно выполнять? (ответы детей). - Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? (ответы детей). Кто сегодня отвечал лучше? Оценивается работа детей.
Вот и подошло к концу наше необычное занятие. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? На чем мы путешествовали? Скажите, как нужно вести себя в школе?
- Волшебник Пиши-читай, благодарит вас и прислала нам дипломы. Все вы, ребята, показали сегодня свои знания. Вы смогли преодолеть все трудности, препятствия, испытания, вы показали, что готовы к школе, готовы покорять новые вершины и получать новые знания.