Мунира Каримова
Конспект итоговой ОД по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Задания доброй Феи. Звук, слог, слово, предложение».
Программное содержание : закрепление и обобщение полученных детьми знаний.
Задачи:
Образовательные:
• Умение различать гласные и согласные звуки;
• Умение определения места звука в словах;
• Закрепление умений подбирать родственные слова;
Развивающие :
• Развитие логического мышления, внимания, сообразительности;
Публикация «Конспект итоговой ОД по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные:
• Воспитание интереса к образовательной деятельности;
• Воспитание умения работать в коллективе, желание помочь другу.
• Воспитание умения слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические приемы:
Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках;
Наглядные: игра «Лишняя буква», слайды с заданиями;
Игровые: дидактическая игра «Что из чего сделано?»
Материал (оборудование) :
Демонстрационный: экран, проектор, слайды с заданиями, сюрприз-книга от Феи, письмо от Феи, игрушка – мяч.
Раздаточный: карточки с буквами, карандаши.
Предварительная работа: чтение сказок, беседа о звуках, слове.
Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, алгоритм действий.
Индивидуальная работа: способствовать активному участию на НОД следующих детей: Данияра, Эмиля, Амира М.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, сегодня у нас необычный день и необычное занятие.
Стук в дверь. Пришло письмо от Феи.
- Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята!
Поздравляю вас с окончанием учебного года. Я приготовила для вас сюрприз. Вы сможете его найти, если пройдете все испытания и выполните все мои задания. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи! Задания в конверте».
1 задание.
Загадка:
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла (Весна)
(Картина Весны)
- Давайте найдем родственные слова к слову «Весна» : весенний (-яя, -ее, веснянка, веснушки…
- О чем можно сказать «весенний» (какой) : день, ручей, дождь, сад, вечер, ветер…
- О чем можно сказать «весенняя» (какая) : вода, лужа, капель, река, проталинка, улыбка…
- О чем можно сказать «весеннее» (какое) : солнце, небо, облако, утро, настроение…
- Весна, какая она? (теплая, добрая, нежная, ласковая, солнечная)
- Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили.
2 задание.
Игра «Назови ласково».
- Это кто? (кошка)
- Как ласково назовем кошку? (кошечка)
Собака (собачка); лошадь (лошадка); овца (овечка); коза (козочка); корова (коровушка).
- Как их можно назвать одним словом? (домашние животные; по татарски – йорт хайваннары).
3 задание.
- Посмотрите на экран, а как назовем одним словом этих животных? (дикие животные – кыргый хайваннар).
- Фея просит нас составить рассказ об этих животных. Кто хочет рассказать?
- Это белка. У нее рыжая и пушистая шуба. Уши у белки треугольные, а на кончиках кисточки. Хвост большой и пушистый. У белки 4 лапы, они очень цепкие, поэтому белка может прыгать по деревьям. Живет белка в дупле на дереве. Питается она шишками, грибами и орехами.
- Это волк. Шерсть у волка густая, жесткая. Голова большая, лоб широкий. Хвост у него большой и пушистый, глаза светятся зелеными огоньками. Волки ходят стаями и охотятся на крупных животных – оленей, кабанов, лосей.
- Это ёж. Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом. Глаза черные, как бусинки. Лапы у ежа короткие с маленькими коготками. На спине еж носит колючие иголки – они спасают его от врагов. Зимой ёжик спит. Ежи питаются жуками, мышками, змеями.
- А с зайчиком мы поиграем. Игра «Скажи какой? Что делает?» (про зайчика).
- Зайчик какой? (маленький, трусливый, пушистый, длинноухий, косой)
- Зайчик что делает? (спит, прыгает, бегает, грызет, прячется, дрожит, боится, убегает)
- Настроение у зайца какое? (веселое, грустное, радостное)
-Молодцы!
4 задание.
Задание о буквах и звуках, словах и предложениях.
- Дети, из чего состоят слова? (из букв).
- А предложения? (из слов).
- Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
- Да, когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
- Почему они называются «гласные»? (их можно петь)
- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным) (картинка на экране)
- Давайте назовем гласные звуки.
- Почему не поются согласные звуки? Что мешает? (губы, зубы, язычок). Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим) (картинка на экране)
- Давайте назовем согласные звуки.
- А какие две буквы не произносятся и не являются гласными и согласными? («ъ», «ь»). А для чего они нужны? (они придают слову мягкость или твердость).
5 задание.
Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».
Дети называют слово, а затем первый звук в этом слове (картинки на экране).
( Слова: жук, сок, лев, ваза, облако, маска, зебра, хлеб, апельсин и т. д.)
6 задание.
«Какой звук повторяется во всех словах?» (на экране картинки в виде группы)
1. Рак, рыба, тигр, радуга. (Звук «р»)
2. Заяц, зуб, зонт, арбуз. (звук «з»)
3. Жираф, баклажан, ёж, пожар. (звук «ж»)
4. Фонарь, флаг, светофор, шарф. (звук «ф»)
7 задание.
Игра «Лишняя буква» (дети садятся за столы и выполняют задание в карточках).
Каждому ребенку предлагается карточка с буквами. Его задача найти и зачеркнуть лишнюю букву (гласную или согласную).
Например: АОИКУ, БТЛАК, МВАГШ, УЫИЖЮ и т. д.
Физминутка
Дидактическая игра «Что из чего сделано?» (игра в кругу, с мячом)
(воспитатель кидает мяч ребенку и называет предмет и из чего он сделан, а ребенок в ответ говорит прилагательное)
Стул из дерева – деревянный,
Шапка из меха – меховая.
Компот из вишни – вишневый,
Суп из капусты – капустный,
Мяч из резины – резиновый,
Стакан из стекла – стеклянный,
Конструктор из пластмассы – пластмассовый,
Самолетик из бумаги – бумажный,
Дровосек из железа – железный,
Салат из огурца – огуречный,
Мороженое из молока – молочное,
Варенье из яблока – яблочное,
Сок из тыквы – тыквенный.
Дом из кирпича – кирпичный,
Носки из шерсти – шерстяные,
Флаг России – российский,
Конфета из шоколада – шоколадная.
8 задание на татарском языке.
«Бер сз белн ата» («Назови одним словом») (на экране картинки, дети должны назвать эти картинки одним словом).
Например: транспорт, ягоды, цветы, насекомые, инструменты, одежда, игрушки, овощи, фрукты, деревья и т. д.
9 задание.
“срне дрес йт” (“Угадай из какого произведения”)
Слайды с иллюстрациями из произведений “Шрле”, “Ике кыз”, “Сертотмас рдк”, “Куян кызы”, “Бала белн кблк”, “Кызыклы шкерт”, “Чукмар белн Тукмар”, “ Гали белн К”, “ч кыз”.
- Молодцы дети! Все мои задания выполнили. Мой сюрприз лежит в красивой коробке на тумбочке у окна.
Открываем коробку, а там красивая большая книга – Габдулла Тукай. В книге записка от Феи:
«Дорогие дети! Я хочу подарить вам книгу великого татарского поэта Г. Тукая. 26 апреля мы празднуем 130 лет со дня рождения любимого поэта.
До свидания!»
- Спасибо, добрая Фея. Наши дети знают много стихов Г. Тукая.
- Амира, расскажи, пожалуйста, стихотворение – это будет подарком Фее от нас.
Итог ОД :
- Дети, наше путешествие по играм закончилось. Какое задание Феи вам понравилось больше всего? А какое показалось трудным?
- Какое у вас настроение?