Лилия Кожирнова
Конспект комбинированного занятия для детей старшей группы с системным недоразвитием речи «Мы помогаем весне»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «МЫ ПОМОГАЕМ ВЕСНЕ»
Цель: Уточнить знания об основных приметах весны.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о влиянии весенних изменений в природе на жизнь растений, животных, людей.
2. Побуждать детей поддерживать диалог со взрослыми и сверстниками.
3. Закреплять умение отвечать на вопрос развернутой фразой из 3 – 4 слов.
Коррекционные:
1. Активизировать словарь по теме «Весна» существительными, прилагательными.
Публикация «Конспект комбинированного занятия для детей старшей группы с системным недоразвитием речи „Мы помогаем весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
2. Продолжать закреплять умение правильно употреблять слова множественного числа родительного падежа.
Развивающие:
1. Развивать у детей психические познавательные процессы: внимание (зрительное и слуховое, логическое мышление, память.
2. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание сделать приятное для окружающих.
2. Учить выражать добрые намерения своими действиями и поступками.
Материал к занятию :
Магнитофон, письмо Весны (аудиокассета, конверты с заданиями, предметные картинки, схемы, предметы ориентировки, план «леса», «берлога» медведя, обручи «клумбы», плоскостные цветы (отличаются цветом, размером, длиной стебля).
Методы и приемы
На занятии использованы следующие методы и приемы:
- беседа, включающая вопросы разные по степени сложности, учитывающие уровень речевого и психологического развития каждого ребенка;
- различные формы предъявления заданий: схемы, работа с карточками, простые и сложные инструкции, также ориентированные на индивидуальные особенности воспитанников;
- игровые приемы;
- создание проблемно-поисковых ситуаций;
- использование ТСО.
Ход занятия
Воспитатель: Я хочу узнать, какие вы внимательные. Послушайте стихотворение и подберите последнее слово. Это слово и будет темой нашей беседы.
«Ожила вокруг природа,
Пробудившись ото сна.
С голубого небосвода
В гости к нам пришла ….»
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете, весна уже наступила?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы догадались, что весна наступила?
Ответы детей.
(Тает снег, бегут ручьи, «плачут» сосульки, ночь стала короче, а день длиннее, солнышко ярко светит и греет, появились проталинки, первые весенние цветы – подснежники, птицы прилетают с юга, вьют гнезда, у всех хорошее настроение и т. д.)
Воспитатель показывает детям яркий конверт с надписью «Весна».
Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Кто же его написал?
Дети читают подпись и уточняют, что письмо прислала Весна.
Воспитатель достает из конверта аудиокассету с записью.
Воспитатель: Письмо это не простое, не обычное, как же нам узнать о чем оно?
Ответы детей.
Воспитатель включает магнитофон.
Письмо Весны.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, Весна!
Я уже пришла и хочу разбудить природу от зимнего сна. У меня много забот и мне одной с этим не справиться. Помогите мне, пожалуйста! В конверте лежат три задания, выполнив их, вы снимете с деревьев зимнюю одежду, разбудите лесных жителей и украсите цветами клумбы. Вы будете моими помощниками».
Воспитатель: Возьмем из конверта первое задание (на карточке с заданием проставлена цифра «1»). Как вы догадались, что это задание первое?
Ответы детей.
Воспитатель читает задание на карточке № 1: Уберите, пожалуйста, с вашего дерева все картинки, которые напоминают о зиме.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Каких картинок не стало на дереве?
Дети: Санок, лыж, валенок, варежек и т. д.
Воспитатель: Дети, здесь еще две картинки. Что же на них нарисовано?
Дети: Это снеговики!
Воспитатель: Посмотрите внимательно, чем они отличаются друг от друга?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему снеговик тает?
Ответы детей.
Воспитатель: Представьте, что мы снеговики и нас только что слепили из снега. А теперь представьте, какими снеговики стали весной.
Дети изображают снеговиков.
Воспитатель: А какие картинки на нашем дереве нужны Весне?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо ребята потрудились. Какие листочки распустятся скоро на нашем дереве?
Достаем из конверта второе задание.
Ребенок читает загадку:
«Разбудите великана,
Что в лесу глухом живет.
Он большой и косолапый
Говорят, что любит мед.
Спать ложится он в берлогу,
Громко может он реветь,
А еще сосет он лапу
И зову его …»
Воспитатель: Весна просит нас, ребята, разбудить медведя, а дорогу к его берлоге мы найдем по схеме.
Воспитатель показывает «план» леса, дети сравнивают свои схемы с «планом» и определяют, чья схема приведет к «берлоге».
Первая схема -2 поворота
Вторая схема – 3 поворота
Третья схема – 4 поворота
(дети работают каждый по своей схеме).
Выбирается ведущий, который приведет детей согласно схеме и ориентирам к «берлоге».
(Ширма - «берлога», в ней сидит «медведь»).
Воспитатель предлагает разбудить медведя потешкой. Произнести ее надо тихо и ласково.
Дети: «Хватит, Мишка, тебе спать, выходи Весну встречать».
Медведь ворчит, сердится, но не просыпается.
Воспитатель предлагает разбудить медведя по-другому.
Дети произносят потешку громко и строго.
Медведь: Не будите, не шумите
Я встану тогда, когда вы позовете моего друга.
Дети спрашивают, кто у Мишки друг и просят рассказать о нем.
Медведь:
«Он меняет цвет, но не листочек
Длинноухий, но не ослик,
Прыгает, но не лягушка,
Любит капусту, но не гусеница».
Дети отгадывают загадку.
Медведь вылезает из берлоги.
Медведь: Спасибо, вам, ребятки, что разбудили меня, пойду с вами Весне помогать.
Воспитатель: А нам осталось выполнить последнюю просьбу Весны.
Дети достают из конверта карточку, воспитатель читает: «Дети, прошу вас правильно посадить цветы на 2-х клумбах».
1. На первой клумбе посадим все большие цветы на коротком стебле.
2. На второй клумбе посадим маленькие цветы, синие и желтые на длинном стебле.
Дети «сажают» цветы на клумбах.
Воспитатель: Какие цветы мы посадили на первую, вторую клумбу? Как вы думаете, мы выполнили третье задание Весны?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, вам понравилось помогать Весне? Какое задание было самым трудным?
А что понравилось делать больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: А как же нам узнать, понравилась ли Весне наша помощь?
Звучит аудиозапись.
Голос Весны.
«Спасибо, дорогие ребята! Вы мне очень помогли. Я благодарю … - все вы были настоящими помощниками. Я не прощаюсь с вами, мы еще встретимся на улице, в парке, в лесу.
Приглашаю вас всех на прогулку».
Предварительная работа:
- Наблюдение за изменениями, происходящими в природе весной.
- Работа с детьми по заданию логопеда по развитию грамматических форм речи : закрепление умения правильно употреблять слова-существительные множественного числа родительного падежа.
- Обогащение, активизация словаря по теме «Весна» : составление рассказов «Как Снеговик правду о весне искал», «Что нам рассказали перелетные птицы», знакомство с пословицами и поговорками о весне, отгадывание загадок, чтение художественной литературы:
1. «Весна-волшебница» Н. Чакчокова
2. «Весна» Г. Ладонщиков
3. «Весна-веснушка» Н. Саконская
4. «Пришла весна» А. Н. Толстой
5. «Разговор с весной» О. Высотская
Игры и упражнения на ориентировку на месте и в пространстве.
1. «Влево, вправо посмотри, что там видишь? Назови!»
2. «Что стоит передо мной, что осталось за спиной?»
Игровое задание на развитие слухового внимания: «Отгадай, чей голосок?» (журчание ручейка, пение птиц, звон капели,)
Прослушивание звукозаписей «Голоса весны», «Голоса птиц».