Афонькина Л В
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «Весеннее путешествие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: организация познавательной и речевой деятельности детей, направленной на закрепление представлений о весенних изменениях в природе.
Задачи:
Образовательные.
1. Уточнить и обобщить знания детей о весне, её признаках, названиях весенних месяцев, порядке их прихода, названиях первых весенних цветов.
2. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
3. Продолжать учить детей отгадывать загадки, обосновывая свой ответ.
4. Совершенствовать умение изображать предметы в технике «торцевание»
Развивающие.
Публикация «Конспект комплексного занятия по познавательному развитию „Весеннее путешествие“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
1. Развивать умение подбирать существительные и глаголы к заданным словам, правильно согласовывать их в предложении.
2. Развивать мышление, речь, память, внимание, мелкую моторику рук.
3. Развивать интерес к происходящим изменениям в природе.
Воспитательные.
1. Воспитывать инициативность, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помочь друг другу, умение слушать воспитателя и товарища не перебивая их.
Активизация словаря:
весенние месяцы, бегут ручьи, проталины, первоцветы, перелетные птицы, капель, набухают почки.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за весенними признаками; чтение рассказов о весне; разучивание стихотворений и загадок, чтение сказки «Легенда о подснежниках»; рассматривание иллюстраций по теме; выполнение аппликации в технике «торцевание».
Материал и оборудование:
- презентации к сказке: «Четыре времени года», «Первоцветы»
- шкатулка, большой жёлтый круг, разрезанный на 4 части, плоскостные изображения солнечных лучей
- таблица – подсказка «Что мы знаем о солнце»
- мяч
- фонограмма (звуки насекомых, птиц, леса)
- лото «Весенние загадки» (карточки и фишки) по количеству детей – 1 набор на 1 ребёнка
- плоскостное изображение полянки
- подносы, пустые стержни от ручек, клей ПВА, пластилин, квадраты из гофрированной бумаги 1х1 см., заготовки – стебель и лист подснежника по количеству детей
Ход занятия.
1. Вводная часть
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель приглашает детей встать в круг.
- Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта ведь век от века-
Украшенье человека…
(Дети и воспитатель садятся на ковёр)
Воспитатель:
- Сегодня я предлагаю Вам отправиться со мной в сказочный мир творчества и волшебства.
- Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что мы находимся в волшебной стране, на цветочной поляне. Вокруг много всевозможных цветов. У реки стоит скамейка, давайте присядем на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав, журчание воды. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, пахнет влажная земля, ветер доносит запах цветов. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы послушаем сказку.
(Переходят к интерактивной доске, садятся около неё на стулья)
Воспитатель:
- «Жили, были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным одеялом растения. Перестали петь песни птицы. Люди устали от холода. Забеспокоились Лето и Осень, а Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое может победить холод. Но мне одной не справиться».
- Ребята, а дальше сказка прерывается.
(Воспитатель обращает внимание на красивую шкатулку, достаёт желтый круг, разрезанный на части, с вопросами).
- Может быть, это подсказка для нас? Давайте попробуем ответить на вопросы.
На деталях желтого цвета вопросы:
- Сколько времен года?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько месяцев в каждом времени года?
- Назовите по порядку весенние месяцы.
Воспитатель:
- А если нам сложить все детали, какая фигура получится? (круг) Какого цвета? (желтого,на что же похож желтый круг? (на солнце)
- Как вы думаете, о каком чуде, которое может победить холод, говорила весна в сказке? (о солнце)
- А чего не хватает у нашего солнца? (лучей)
- Поможем весне согреть землю?
- Я приглашаю вас сегодня в весенне путешествие на поиски солнечных лучей.
- А поможет нам весенний ветерок.
Дети вместе с педагогом произносят слова:
- Ветерок подуй сильней, унеси нас в путешествие скорей.
2. Основная часть
Воспитатель:
- Посмотрите, мы оказались на полянке «Весеннее солнышко».
- Давайте расскажем о солнце с помощью таблицы - подсказки.
- Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон)
- Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок)
- Солнце ласковое, как… (бабушка, мама)
- Солнце веселое, как… (песенка, клоун, игра)
- Солнце теплое, как (печка, рукавички, шуба)
- Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
- Солнце жаркое, как… (огонь, костер).
(Дети находят на полянке первый лучик от солнца)
Воспитатель:
- Наше путешествие продолжается, и мы оказались на полянке «Вспоминайка».
Дети садятся за столы.
- На этой полянке нас ждут весенние загадки.
Дидактическая игра: «Отгадай загадки, накрой фишками отгадки»
(Детям предлагается отгадать загадки, накрыть соответствующей фишкой отгадку, объяснить свой выбор)
- Пробиваюсь я в апреле -
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор (Трава)
- В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка (Ручей)
- Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)
- Здесь на ветке чей-то дом,
Не дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло
Дом такой зовут. (Гнездо)
- Голубые Зеркала
Туча наземь пролила.
Неглубоки, мелки.
Мелки как тарелки.
Не боятся стужи
Голубые (Лужи.)
- Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает ….(Капель)
- Посмотрите-ка, ребята,
В небесах повисла вата —
К нам плывут издалека
В синем небе. (Облака)
(Дети находят ещё один лучик)
Физминутка
Солнце, солнце выходи (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга)
И всю землю освети! (Идут по кругу, взявшись за руки)
Чтоб весна скорей настала (Останавливаются и опускают руки вниз)
Чтобы нам теплее стало (Перекрещивают руки на груди и трут плечи)
Чтоб капели звонко пели (Движение кистей рук, имитирующие падение капель)
Чтоб весной ручьи звенели (Волнообразно двигают руками)
Чтоб цветочки распускались (Поднимают руки над головой и опускают вниз)
С юга птицы возвращались (Взмахивают руками)
Солнце, солнце землю грей! (Хлопают в ладоши на каждое слово)
Пусть весна придет скорей!
Воспитатель:
- Наше весенние путешествие продолжается, и мы попали на полянку «Отгадайка».
Игра «Подскажи слово» (с мячом)
- Что делает солнце весной?
(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит.)
- Что делает трава весной? (Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю.)
- Что делают птицы весной? (Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов.)
- Что делают почки весной? (Наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки — нежные, зеленые, душистые, пахучие.)
-Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.
-Сосульки (что делают) тают на солнце.
-Ручей … бежит, журчит, течёт.
-Весной лёд на реке (что делает) тает, ломается, плывёт.
-На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.
(Дети находят ещё один лучик)
Воспитатель:
- А вот ещё одна полянка, называется она «Цветочная»
(Обращает внимание на интерактивную доску, на которой изображены первоцветы и летние цветы)
- Посмотрите внимательно, что здесь не так?
- Это, наверное, ветерок перемешал все цветы. Вам нужно оставить на полянке только первоцветы и убрать лишние цветы, время для цветения которых ещё не пришло.
Дидактическая игра «Назови лишний цветок»
- Почему ранние весенние цветы называют первоцветами? (первые появляются из-под снега)
-Почему первоцветы «торопятся» расцвести, пока лес еще не оделся листвой? (Потому что они очень любят яркий солнечный свет.)
- Какой первоцвет первым появляется из-под снега? (подснежник)
-Почему подснежник так называется? (Подснежник начинает расти под снегом и появляется ранней весной на проталинах.)
(Дети находят ещё один лучик)
Воспитатель:
- Посмотрите, какая грустная полянка встретилась нам на пути. Как же нам её оживить?
(Дети предлагают свои варианты, в ходе рассуждений воспитатель подводит детей к тому, что можно оживить поляну первыми весенними цветами, подснежниками)
Воспитатель приглашает детей за столы.
- На прошлом занятии мы уже подготовили части цветка. Давайте вспомним, как они называются?
( Дети показывают и называют части цветка: стебель, листья, цветок)
Воспитатель:
- Из чего мы будем делать цветок? (Из квадратиков-торцовок)
- Что нам необходимо еще для работы? (Инструмент-стержень, клей, пластилин – по выбору).
- Я предлагаю вам самостоятельно выбрать вид торцевания, всё необходимое есть у вас на столах.
- Прежде чем приступить к работе, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне
(руки вертикально, ладошки соединены)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(раскрыть ладони)
Всем лепесткам красоту и питанье
(сжимаем друг с другом)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони вниз потряхивая)
Дети выполняют работу, воспитатель при необходимости помогает. Звучит музыка П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».
После выполнения работы дети располагают цветы на импровизированной полянке.
Воспитатель:
- Что у нас получилось? (Полянка с подснежниками).
- Но, к сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.
- Дети, как вы думаете, что нужно делать, чтобы цветы не погибли и радовали нас своей красотой?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Приглашаю всех пройти на ковер и сесть в круг и собрать солнце.
(Дети располагают лучи вокруг солнца)
- Посмотрите, какое красивое солнце у нас получилось, а вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.
- Вот мы и помогли весне согреть землю и победить холод.
- А почему наступает весна?
(Солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю и согревает её, поэтому наступает весна)
- Вы любите весну?
- Подумайте и скажите, за что же вы любите весну?
Рефлексия.
Воспитатель:
- У меня в корзинке лежат весёлые и грустные солнышки. Если вам понравилось наше весеннее путешествие, и вы хотите рассказать о нём своим друзьям, родителям, выберите, пожалуйста, весёлое солнышко. А если вам понравилось наше путешествие, но вы не хотите никому о нём рассказывать, выберите грустное солнышко.
(Дети объясняют свой выбор)
Список используемой литературы:
1. Воронкевич О. «Добро пожаловать в экологию». Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011. – 496 с.
2. План-программа образовательно- воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей / Сост. Н. В. Гончарова и др. ; под ред. З. А. Михайловой. – СПб: Акцидент, 2014г. – с. 221/ (Библиотека программы «Детство»)
3. [Электронный ресурс]
Загадки для детей с ответами (дата обращения 21.03.2019г.)