Получи документы

Конспект занятия «Песок, глина, камни»

валентина шапошникова
Конспект занятия «Песок, глина, камни»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня, развивать интерес к природным материалам, показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд, формировать умение исследовать свойства природных материалов, развивать любознательность

Ход ООД

Вводная часть. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете.

Публикация «Конспект занятия „Песок, глина, камни“» размещена в разделах

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Скажите, дети. (Земля)

- Ребята, что означает слово “земля”? ( Объясняем значение слова Земля: “Земля”- планета, суша, среда, в которой живут насекомые, сажают растения.)

Материал: физическая карта России, черный ящик, в котором песок, глина, камни, письмо, Презентация “Песок и глина, камни и их значение в жизни человека”, компьютерное обеспечение.

Как выдумаете: из чего состоит земля? (Варианты ответов.)Правильно, земля бывает разная. Она состоит из 4 слоев

От чего зависит цвет земли? (От того, из чего она состоит.)Сегодня мы начнем изучать землю. Отгадайте загадку

Если встретишь на дороге –

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

она понадобится сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже.

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

- Правильно, почва состоит из песка и глины. Сегодня мы будем изучать песок и глину. (Достает их из черного ящика.) Смотрите, здесь есть еще необычное письмо. Интересно, а что в нем написано? (Воспитатель достает из черного ящика письмо, читает его.)

. Здравствуйте, дорогие ребята! Если вам интересно исследовать и узнавать новое, то приглашаем вас посетить нашу лабораторию. Если вы согласны, то начните с просмотра нескольких слайдов. Ваши добрые друзья

- Итак, внимание на экран. Презентация

Введение в проблему. Создание игровой ситуации.

- Сегодня мы с вами будем исследователями. И отправимся в путешествие в песочную страну и в страну глины и камней, где мы узнаем их свойства.

1-й исследование“Наблюдение”

Опыт 1. На столе № 1 на тарелочках лежат песок и глина. Видите ли вы дно тарелки? (Нет.) Что можно сказать о прозрачности песка и глины? (Они не прозрачны.)

Опыт 2. Какие материалы по цвету? От чего зависит цвет? (От минералов, из которых он состоит. Могут быть разноцветными.

Опыт 3. Какие материалы по запаху? (Не имеют запаха.)

Опыт 4. Из чего состоит песок, глина? Давайте потрем песок и щепотку глины между пальцами. Посмотрим на них через лупу. (Песок состоит из песчинок, а глина из комочков разного размера.)

Опыт 5. Как песок или глина дружат с водой? (Налить воду в стаканчики с песком и глиной, одновременно и поровну. Вывод: песок хорошо впитывает воду, а глина – плохо.)

2-е исследование “Экспериментаторы”

Опыт 6. Почему песок впитывает воду быстрее глины?

(Дети через лупу рассматривают песок и глину. Вывод: песок состоит из мельчайших камешков, они маленькие, полупрозрачные, не прилипают друг к другу. У глины частички тесно прижаты друг к другу.)

Опыт 7. Высыпать из стаканчиков на лист бумаги песок и глину. Что высыпалось легче и почему? ( Вывод: песок высыпался легче, потому что он сыпучий; глина высыпалась с трудом, т. к. она слипается комочками при взаимодействии с водой.)

Опыт 8. “Ветер”. Дети, что такое “ветер”? (Это потоки воздуха.) Давайте создадим ветер и посмотрим, что происходит с песком. (Дети берут прозрачные стаканы, в которые заранее насыпан кварцевый песок, дуют через трубочку от коктейля, создают иллюзию “ветра”.)

Вывод: песчинки разлетаются, а глина неподвижна или двигается с трудом. Где можно увидеть такое явление – ветер с песком? (В пустыне.) В пустыне под сильным воздействием ветра образуютсябарханы – песчаные холмы сыпучего песка, навеянные ветром.

Опыт 9. Палочку воткнуть в песок и глину. Вывод: палочка легко втыкается в песок, т. к. он рыхлый, в глину – с трудом, т. к. она вязкая, липкая.

Практическая часть “Творцы”

Опыт 10.

- Можно ли рисовать на песке и глине? (Можно.)

- Можно ли лепить из песка и глины? Вывод: из влажного песка можно сделать куличики и шарики, они плохо сохраняют форму, разваливаются. Из глины можно что-нибудь слепить Глина хорошо сохраняет форму, пластичная.

Заключительная часть. Повторить свойства песка и глины

Воспитатель: Дети мы побывали в песочной стране и в стране глины познакомились со свойствами песка и глины. Что же вы узнали нового об этих материалах.

(Дети составляют небольшие связные рассказы “Что я знаю о песке и глине. ”.)

А что вы можете рассказать о свойствах камня? (рассказ составляется с помощью воспитателя по схеме описания песка и глины)

На прогулке дети рисуют на песке, лепят куличики, проверяют сыпучесть песка, рассматривают камни, закрепляют на практике их свойства.

Беседа: Что такое песок?

Песо к — осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца (вещество — диоксид кремния). Широко используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства. При производстве железобетонных изделий, бетона высоких марок прочности, а также при производстве тротуарной плитки, бордюров, колодезных колец используют крупнозернистый песок (Модуль крупности 2,2—2,5). Мелкий строительный песок используется для приготовления накрывочных растворов. Кроме того песок является основным компонентом при изготовлении стекла. Строительный речной песок довольно широко применим в различных декоративных (смешивают с различными красителями для получения специальных структурных покрытий) и отделочных работах готового помещения. Он также выступает компонентом асфальтобетонных смесей, которые используются в строительстве и укладке дорог (в том числе и для строительства аэродромов, а также в процессах фильтрования и очистки воды. Кварцевый песок используется для изготовления сварочных материалов специального и общего назначения.

Что такое глина? Гли на — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Различают несколько разновидностей глины. Каждая из них используется по-своему. Глину с числом пластичности от 0,17 до 0,27 называют лёгкой, свыше 0,27 — тяжёлой. Большую часть добываемых и поступающих в продажу глин составляет каолин, который применяется в целлюлозно-бумажной промышленности и в производстве фарфора и огнеупорных изделий. Вторыми по важности материалами являются обычная строительная глина и глинистый сланец. Огнеупорная глина идет на изготовление огнеупорного кирпича и других жаропрочных изделий. Важное место среди видов глин занимает бентонит. Считают, что эта глина образовалась в результате химического распада вулканического пепла. При погружении в воду она разбухает, увеличивая свой объём в несколько раз. В основном она используется в буровых растворах при бурении скважин. Сукновальная глина ценится за её отбеливающие свойства при очистке нефтепродуктов. Фильтры из сукновальной глины применяются при очистке растительных и минеральных масел. Гончарная глина, именуемая также комовой, находит применение при изготовлении посуды. Глина или глинистый сланец представляет собой важное сырье, которое вместе с известняком используется в производстве портландцемента. Наиболее распространё нными в природе являются: красная глина, белая глина (каолин, глина из песчаника. Сорта глины — для производства фарфора, фаянса и огнеупорных изделий — каолин.

Публикации по теме:

Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни»Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни» Задачи: уточнить и расширить знания детей о камнях, о их роли в жизни человека. Вызвать желание исследовать неживую природу, выделять свойства.

Картотека опытов «Песок. Глина» для младшего дошкольного возрастаКартотека опытов «Песок. Глина» для младшего дошкольного возраста Опыт 1 Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит сухим песком? (Он сыплется). Вывод:.

Картотека опытов «Песок. Глина» в подготовительной группеКартотека опытов «Песок. Глина» в подготовительной группе Опыт 1 Почему песок тонет? В баночку с водой опустить горсть песка, не размешивать его. Что происходит? Песок оседает. На поверхности воды.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Песок и глина»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Песок и глина» Медведева Ирина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Ивушка», 2 младшая группа. Конспект НОД по познавательно –исследовательской.

Конспект ОД по познавательному развитию «Вода, песок, глина, камни на службе у человека» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект открытого занятия «Что за чудо-песок?» Программное содержание: • формировать представления детей о свойствах песка; • обучать малышей навыкам экспериментирования с песком; • обогащать.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина»Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина». Тема «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» (средняя - группа) Программное.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепкаКонспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепка Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему «Сухой — мокрый песок» с детьми младшего дошкольного возрастаКонспект занятия по экспериментальной деятельности на тему «Сухой — мокрый песок» с детьми младшего дошкольного возраста Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Цель: развитие у детей познавательной.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Такие разные песок и глина»Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Такие разные песок и глина» Карпова Елена БорисовнаОпытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Такие разные песок и глина.»Цель:Развитие познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Песок, глина, камни»
Опубликовано: 2 июля 2021 в 00:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Песок, глина, камни»» (включая файлы) размещена пользователем валентина шапошникова (УИ 732607) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД