МААМ-картинки

Конспект лексико-грамматического занятия «Транспорт»

Елена Милованова
Конспект лексико-грамматического занятия «Транспорт»

Цель занятия:

Уточнение и систематизация знаний детей о разных видах транспорта, о профессиях работников транспорта.

Задачи:

1. Расширение и активизация словаря (использование в речи слов-обобщений, названий профессий, транспорта, подбор слов-признаков, образование приставочных глаголов по лексической теме «Транспорт»);

2. Согласование прилагательных с существительными в роде;

3. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мыслительной деятельности, понимания речи;

4. Упражнение в ориентировке в пространстве с точкой отсчета от себя, формирование навыка употребления понятий: слева, справа;

Публикация «Конспект лексико-грамматического занятия „Транспорт“» размещена в разделах

5. Развитие общих речевых навыков;

6. Развитие графических навыков, мелкой моторики пальцев рук;

7. Воспитание у детей коммуникативных навыков, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Демонстрационный материал: мультимедийный материал, игрушки — самолёт, поезд, парусник, легковой автомобиль; фланелеграф, детали легкового автомобиля, вырезанные из ткани (корпус, колёса, дверцы, руль, фары).

Раздаточный материал: перфокарты «Кому что нужно для работы», карандаши, картонные рули по числу детей

Лингвистический материал: слова-предметы (автомобиль, автобус, грузовик, поезд, электричка, трамвай, метро, пароход, парусник, лодка, катер, самолёт, вертолёт, водитель, машинист, вагоновожатый, лётчик, стюардесса, моряк, капитан, бинокль, бескозырка, руль, штурвал и др.); слова-действия (поехали, доехали, переехали, выехали, заехали, съехали); слова-признаки (наземный, подземный, водный, воздушный; большой, удобный, пассажирский, грузовой, красивый).

I. Организационный момент:

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!

(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза.)

- А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Как вы думаете, какого цвета мячик я сегодня принесла на занятие?

(Каждый ребенок называет цвет мячика.)

- Сегодня я принесла оранжевый мячик. Мы будем его передавать друг другу правой рукой, держа большим пальцем и мизинчиком - вот так. (Показывает детям, как правильно держать мячик.)

(Дети передают мячик, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.)

Дети: - Доброе утро, Алина. Доброе утро, Кирюша и т. д. Доброе утро, Елена Валентиновна.

II. Основная часть:

1. «Путешествие в страну загадок»

Логопед: - Доброе утро, дети! Я предлагаю вам отправиться в страну загадок. Послушайте загадку:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (поезд)

Логопед: - Налево пойдем и отгадку найдем. Проверим, правильно ли мы отгадали загадку.

(Дети с логопедом идут налево и находят игрушку поезда.)

Логопед: - Послушайте еще загадку:

Что это за птица - песен не поет,

Гнезда не вьет, людей и груз везет? (самолёт)

Логопед: - Назад пойдем и отгадку найдем.

(Дети с логопедом идут назад и находят игрушку самолета.)

Логопед: - Послушайте еще загадку:

На море, в реках и озерах

Я плаваю, проворный, скорый. (парусник)

Логопед: - Налево пойдем и отгадку найдем, проверим себя.

(Дети идут налево и находят игрушку парусника.)

Логопед: - Я еще приготовила загадку:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (автомобиль)

Логопед: - Налево пойдем и отгадку найдем. Проверим, правильно ли мы отгадали.

(Дети с логопедом идут налево и находят игрушку автомобиля.)

Логопед: - Что мы нашли сначала? (Сначала мы нашли поезд.)

- Какой предмет нашли последним? (Последним мы нашли легковой автомобиль.)

- Повтори, Оля, все предметы по порядку их нахождения. (Поезд, самолет, парусник, легковой автомобиль.) - Молодец!

Логопед: - Как все это назвать одним словом? (Это транспорт.)

Логопед: - Да, сегодня мы будем разговаривать о транспорте. А весёлый автомобильчик приготовил для вас много интересных заданий.

2. Игра «Сложи автомобиль»:

Логопед: - Подойдите к фланелеграфу, вас ждет первое задание. У меня на столе разложены части транспортного средства. Каждый должен взять по одной части и сказать её название и цвет. (У меня чёрный руль, у меня чёрные колёса) Сложите их в нужном порядке и посмотрите, что у вас получилось.

(Дети выкладывают легковой автомобиль. Логопед хвалит детей за правильно выполненное задание.)

3. Игра «Фотовыставка»:

Логопед: - Дети, вам ничего не напоминает этот автомобиль? (Он очень похож на наш Весёлый автомобильчик.) - Молодцы, вы очень наблюдательны! А за это Весёлый автомобильчик приглашает вас на фотовыставку транспорта.

(Дети рассаживаются на пуфиках около экрана. На экране по очереди появляются различные виды транспорта. Открывается первая страница «Наземный транспорт».)

Логопед: - Назовите предметы, изображённые на фотографиях. (Легковой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, мотоцикл.)

- Где этот транспорт движется? (Этот транспорт передвигается по земле.)

- Значит, это какой транспорт? (Наземный)

- Назовите транспорт, который движется по рельсам. (Поезд, трамвай) Как его можно назвать? (Железнодорожный транспорт.) Какой железнодорожный транспорт вы знаете ещё? (Электричка) Молодцы!

(На экране появляется страничка «Водный транспорт». Дети аналогично называют предметы водного транспорта.)

Логопед: - Как одним словом можно назвать этот транспорт и почему? (Это водный транспорт, потому что он передвигается по воде.)

- А к какому виду транспорта мы отнесём подводную лодку? (Это подводный транспорт.) Молодцы, давайте перейдём к следующей страничке фотовыставки.

(На экране — страница «Воздушный транспорт»)

Логопед: - Вы догадались, о каком виде транспорта мы будем беседовать сейчас? (Мы будем говорить о воздушном транспорте.)

- Перечислите предметы воздушного транспорта. (Самолёт, вертолёт, воздушный шар, дирижабль, дельтаплан.) Какой из предметов воздушного транспорта появился раньше всех? (Раньше всех появился воздушный шар.)

- Вы хорошо рассказали о воздушном транспорте. Перейдём к последней страничке фотовыставки.

(На экране — фотографии с видами Московского метро)

Логопед: - Знакомы ли вам эти места? Это фотографии Московского метро. Кто хотя бы один раз был в Москве, обязательно прокатился на метро. Большая часть линий метро расположена под землёй, значит, метро - … (подземный транспорт).

(Логопед вместе с детьми рассматривают фотографии.)

- Это схема метро, чтобы пассажиры не заблудились в подземных переходах. Такие схемы есть на каждой станции метро и в каждом вагоне электрички.

- Это эскалатор для подъёма и спуска пассажиров к вагонам метро.

- Это перрон, откуда электрички метро отправляются в путь.

Логопед: - Закончилась наша экскурсия по фотовыставке. Вам понравилось?

Мне тоже понравилось: вы правильно перечислили предметы транспорта и назвали, к какому виду транспорта они относятся. Молодцы! Похлопайте себе.

4. Развитие общих речевых навыков: проговаривание чистоговорки:

Логопед: - Дети, а вы любите кататься на автомобиле? (Да, любим.) Весёлый автомобильчик предлагает нам прокатиться по улицам города.

(Дети встают в круг)

- Вспомните, как шуршат шины по дороге? Сделайте глубокий вдох носом и с силой подуйте на кончик язычка: Ш-Ш-Ш.

- Послушайте чистоговорку: ПО ШОССЕ СПЕШАТ МАШИНЫ, Ш-Ш-Ш - ШУРШАТ ИХ ШИНЫ. Давайте произнесём чистоговорку все вместе. Говорить нужно четко, ясно, хорошо двигая губами. Встаньте прямо, выпрямите спины, сделайте глубокий вдох и по взмаху моей руки начните проговаривать чистоговорку. (Дети проговаривают чистоговорку хором и индивидуально.)

5. Физминутка: подвижная игра «На шоссе» (координация речи с движением):

Логопед: - Молодцы! Теперь поиграем в игру. Слушайте внимательно текст и выполняйте движения вместе со мной.

По шоссе спешат машины.

- Ш-ш-ш! - шуршат спокойно шины.

(Дети бегут по кругу, держат воображаемый руль.)

И шипят со злом уже:

- Не спеши на вираже!

(Выполняют поворот и продолжают движение.)

Ёж с мешком и посошком

По шоссе идёт пешком.

(Наклоняются и идут в полуприседе.)

Над ежом кружится стриж:

- Ты куда же, ёж, спешишь?

(Бегут по кругу, взмахивая крыльями.)

- Прямо в город по шоссе

Тороплюсь я, как и все.

(Вновь идут в полуприседе.)

- Будь, дружок, настороже,

Не спеши на вираже!

(Бегут по кругу, взмахивая воображаемыми крыльями.)

Логопед: - Хорошо мы поиграли, но наше путешествие вместе с Весёлым автомобильчиком продолжается.

(Дети подходят к экрану и садятся на пуфики.)

6. Игра «Ехали мы ехали.» (образование приставочных глаголов):

Логопед: - Следующая игра называется «Ехали мы ехали.». Вы будете помогать мне составлять предложения о том, как мы путешествуем на автомобиле. Я буду начинать слово, а вы продолжать его, всё время добавляя одно и то же слово «ехали». Давайте попробуем.

(На экране появляются картинки «Приставочные глаголы»)

Логопед: - Сели мы в машину и по дороге (что сделали) по. ехали. Какое слово получилось? (поехали)

(При правильном ответе картинка на экране «раскрашивается» и раздаётся автомобильный гудок.)

- Потом мы к мосту (что сделали) под. ехали. Через мост пере. ехали. От моста от. ехали. На дорогу вы. ехали.. И снова по дороге по. ехали. Давайте повторим всё сначала.

(С помощью логопеда дети повторяют все полученные слова.)

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Пройдите за столы.

7. Работа с перфокартами: игра «Кому что нужно для работы?»

Логопед: - Перед вами карточки с изображением людей, работающих на транспорте. Назовите профессии этих людей. (Шофёр, лётчик, капитан, машинист.)

- Составьте предложения с этими словами. Кто чем управляет? (Шофёр управляет машиной. Лётчик управляет самолётом. Капитан управляет кораблём. Машинист управляет поездом.)

- В нижней части карточки расположены предметы, которые необходимы этим людям для работы. Подумайте и соедините линиями предметы и людей.

(Дети выполняют работу самостоятельно, затем проверяют выполнение по слайду презентации «Кому что нужно для работы?»)

- Расскажите, как вы распределили предметы. (Штурвал и якорь нужны капитану. Колесо и руль нужны шофёру. Шлем нужен лётчику. Поезд и семафор нужны машинисту.) Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично.

III. Организация итога занятия:

Логопед: - Наше занятие подходит к концу. О чём мы сегодня говорили? (Мы говорили о транспорте.)

- О каком транспорте мы говорили? (Мы говорили о наземном, подземном, водном и воздушном транспорте.)

- Кого этот транспорт перевозит? (Он перевозит людей, пассажиров.) Значит, как весь этот транспорт можно назвать одним словом? (Пассажирский)

- Что вам особенно понравилось? (дети перечисляют)

- Мне тоже очень понравилось, как вы занимались. Быстро сложили из частей автомобиль, правильно говорили названия и виды транспорта, самостоятельно выполнили последнее задание, хорошо играли, следили за своими звуками при ответах. Я вас всех благодарю за хорошую работу на занятии. Молодцы! Похлопайте себе.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия по развитию лексико-грамматического строя «Путешествие в мир игры» Тема: «Путешествие в мир игры». Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе «Федора в гостях у детей» Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе «Федора в гостях у детей» Цели: Образовательные -научить образовывать.

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе «Составление рассказа об осени» Тема: «Составление рассказа об осени» Цель: учить составлять рассказ с опорой на схему. Коррекционно-образовательные задачи: закреплять.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной логопедической группе Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной логопедической группе. Цель: Расширение активного словаря детей в рамках лексического.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Животные Арктики и Антарктики» Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема: Животный мир Арктики, Антарктики. Цель: закреплять знания детей по.

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе с ОВЗ «Поёт зима, аукает»Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе с ОВЗ «Поёт зима, аукает» Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Задачи: 1. закрепление полученных знаний.

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе с ОВЗ «Зимние забавы»Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе с ОВЗ «Зимние забавы» Задачи: 1. Продолжать знакомить с зимними явлениями в природе. Формировать представления о зимних играх на улице. 2. Расширять глагольный.

Конспект занятия по закреплению лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ «Чья проталина?» Цель: закрепление лексико-грамматического строя речи Коррекционные задачи: Обогащение, уточнение и активизация словаря по теме;.

Конспект занятия «Развитие лексико-грамматического строя и связной речи «День Победы» ЦЕЛЬ: Развитие словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект лексико-грамматического занятия «Транспорт»
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 16:05
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД