Юлия Коновалова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация ы-и»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация ы-и.
Цели и задачи:
• закрепить навыки четкого различения и произношения звуков ы — и;
• развивать фонематический слух;
• учить выделять гласный звук в середине и в конце слова;
• развивать навыки языкового анализа и синтеза;
• развитие навыков фонематического анализа, словоизменения;
• развивать внимание, память, мышление;
• развитие словаря и тренировка в словообразовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация ы-и“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Оборудование: карточки для индивидуальной работы; предметные картинки мишка и мышка; модели слов; картинки - вишня, малина, ели, сыр, усы, игла, мыло, тыква; изображения двух домиков; линейка, буквы, рюкзак, карандаш.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ляжет тот, кто назовё т гласный звук в словах: сыр, кит, мир, рысь, пыль, тир.
Закрепление звуков ы — и.
Логопед говорит, что сегодня дети будут повторять звуки ы — и.
Уточняется характеристика этих звуков (гласные). Дети объясняют, почему ы и и относятся к гласным звукам.
Логопед предлагает произнести звук и. Уточняется артикуляция звука (язык за нижними зубами, губы в улыбке).
Логопед предлагает произнести звук ы. Уточняется артикуляция звука (язык оттягивается от зубов).
2. Артикуляционная гимнастика.
• качели
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
маляр
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
лошадка (остановим лошадку)
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
лопаточка – иголочка
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
чашечка
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
грибочек
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
3. Развитие фонематического восприятия.
• Рассмотрите картинки и раздайте их мишке и мышке.
Картинки: вишня, малина, ели, сыр, усы, игла, мыло, тыква.
Логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением мишки и мышки и показывает детям картинки с изображением предметов, в названии которых есть буквы Ы – И.
Дети ставят картинку с определённым звуком к нужной картинке.
• Девочки хлопают в ладоши когда услышат звук И в словах, мальчики хлопают когда услышат звук Ы в словах.
Логопед называет слова, в названии которых есть звуки Ы-И.
Слова: пыль, кит, мыло, сыр, пир, тир, рысь, мир, бык.
4. Игра «Один – много»
Образование формы множественного числа существительных и выделение гласного звука в конце слова.
ель — ели клён — клёны
липа — липы олень — олени
веник — веники лимон — лимоны
лента — ленты охотник — охотники
5. Развитие словаря и тренировка в словообразовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Расселите слова в домики так, чтобы слова со значением большого предмета жили в доме, а слова со значением маленького предмета – в маленьком домике.
Образец: руки – в большом доме, ручки в маленьком домике.
На доску прикрепляются изображения двух домиков, различающихся размером. Дети в тетрадях записывают слова в два столбика.
Слова: банты, ножки, ручки, зонты, кусты, ушки, стульчик.
6. Физ. минутка.
Руки подняли и покачали
(Качаем поднятыми вверх руками)
Это деревья в лесу.
(Плавно опускаем руки вниз)
Руки нагнули, кисти встряхнули-
(Встряхивание кистей рук)
Ветер сбивает росу.
(Машем руками перед собой)
В стороны руки, плавно помашем
(Руки в стороны)
Это к нам птицы летят.
(Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны)
Как они сядут, тоже покажем,
(Приседания)
Крылья сложили назад.
(Встали, спрятали руки за спину)
7. Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слова.
Рассмотрите загадочные модели слов и постарайся разгадать их. Вставите необходимые буквы в слова и объясните значение слов.
Модели слов:
Дар Нос Шип
8. Разгадывание кроссворда.
• В тетради я бываю Проживают в трудной книжке
Косая и прямая, Хитроногие братишки.
В другом своём значении Десять их, но братцы эти
Я планка для черчения. Сосчитают всё насвете.
И, наконец, порою (Цифры)
В шеренгу всех построю.
(Линейка)
• Чёрные птички Бусы красные висят,
На каждой страничке, Из кустов на нас глядят.
Молчат ожидают Очень любят бусы эти
Кто их прочитает Дети, птицы и медведи.
(Буквы) (Малина)
• Чёрная рубашка Ты идёшь с друзьями в лес,
У нашего Ивашки. А он на плечи тебе влез.
Где нос ни проведёт- Сам идти не хочет,
След оставит. Он тяжелый очень.
(Карандаш) (Рюкзак)
9. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальцы погулять
Этот палец самый сильный, самый толстый и большой
Этот палец для того чтоб показывать его
Этот палец самый длинный и стоит он в середине
Этот палец безымянный он избалованный самый
А мизинчик хоть и мал очень ловок и удал
10. Работа по карточкам. Списать слова вставляя пропущенные буквы Ы-И.
СЛ_В_ К_Т_ НОЖ_
Р_Б_ Н_ТК_ МЫШ_
В_ЛК_ Л_Ж_ МАШ_НА
11. Комментированное письмо.
Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодке. Наши мамы были рады. Они сварили нам ухи. Мы были сыты.
Подчеркнуть в словах буквы Ы, И.
12. Подведение итогов.