Эльвира Усманова
Дифференциация звуков [с]-[ш] в названиях картинок. Конспект логопедического занятия «Дом, в котором живут звуки [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: в процессе творческой деятельности на логопедических занятиях закрепить у дошкольников навыки различия и правильного произношения звуков [C] - [Ш] в речи.
Задачи:
1. закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С, с опорой на различные виды контроля;
2. закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [С] - [Ш];
3. развивать слуховое внимание при выполнении упражнений на дифференциацию звуков;
Публикация «Дифференциация звуков [с]-[ш] в названиях картинок, Конспект логопедического занятия „Дом, в котором живут звуки [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
4. развивать фонематический слух ;
5. учить выделять данные звуки в названиях картинок;
6. воспитание интереса к занятиям;
7. уточнение знаний по лексической теме «Дом и его части», Уточнение в каком доме мы живем, какой дом у зверей.
8. развитие мелкой моторики рук ;
9. воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, доброжелательность, умение выслушивать собеседника.
Оборудование: Зеркала, 6 шт, мячики-ежики, орешки, раздаточный материал (геометрические фигуры, профили звуков, картинный материал на заданные звуки в конверте, клей карандаш на каждого воспитанника, видео презентация «звери и их жилища».
Ход работы:
I. Организационный момент:
1. Приветствие.
Логопед подзывает детей к себе.
- Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся (Дети берутся за руки, друг другу улыбаются)
Л: А теперь улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются)
л: И вам ребята я скажу,
-Здравствуйте, милые дети!
Вы прекрасней всех на свете!
Вот таких хороших и пригожих я приглашаю поиграть. Хотите? Тогда проходите. (Дети проходят и садятся на стулья)
2. Л: Ребята, мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давайте узнаем, что же в этом конверте? Может это письмо от кого-нибудь?
Открываем конверт. Но что это? В нем еще конверт, какого (синего) цвета?. А в этом конверте какие-то картинки. Догадались для чего они?
Дети: Для язычка
Л: Правильно, этот кто-то хочет чтобы мы сделали гимнастику для язычка, чтобы правильно и четко говорить. Посмотрим (логопед показывает картинки для ар- тикуляционной гимнастики: «Забор», «Кроватка», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Ветерок летит с горки», «Чашечка», «Колечко»).
Л: Но они не простые, а для каких-то звуков. Поставьте зубки заборчиком, язык спрячьте в кроватку за нижние зубки, и спустите ветерок с горки. Какой звук получился?
Дети: С-С-С-С
Л: правильно, это песенка «Насоса». А теперь опять поставьте зубы заборчиком, губы колечком, язычок чашечкой за верхние зубки. Какой звук получился?
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш
Л:Правильно, это Чья песенка?
Дети: Змеи
3. Л: Ребята первое задание мы выполнили. Пойдемте дальше. ребята посмотрите здесь еще один конверт. какого он цвета?
Дети: Желтого.
Л: Откроем его. В нем картинки. Рассмотрите картинки и скажите, какие звуки вы слышите в начале названия картинок (ШАПКА, ШКАФ, ШОРТЫ) –
Дети : Ш-Ш-Ш-Ш
Л: Правильно. А здесь (СЛОН, СЫР, САМОКАТ)
Дети: С-С-С-С
4. Л: Молодцы, вы справились с этим заданием. Но здесь есть еще конвертик (Красного) цвета. Что же в нем? Аха. Ребята давайте подумаем где же живут эти звуки?
Дети: В домике
Л: правильно все звуки живут в своих домиках. Нам нужно построить домик и расселить в него звуки Си Ш. (Конструирование домика из геометрических фигур). Но для того чтобы построить дом нам надо хорошенько размяться.
5. Физкультминутка «Строим дом» :
1,2,3,4,5
Будем строить и играть (Прыжки на месте)
Дом большой, высокий строим (Тянемся на носочках)
Окна ставим, крышу кроем (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом (Указательным жестом вытягиваем руки вперед)
Будем жить мы дружно в нем. (Приседаем)
6. Л: Посмотрите у вас на столе лежат конверты Красного цвета. Достаньте фигурки и постройте домик для звуков, а чтобы наши фигурки не распались мы их будем клеить.
(дети выкладывают домик из геометрических фигур, приклеивают клеем)
посмотрите у нас с вами получился домик. Какой он?
дети: большой, маленький, высокий.
Л: сколько в нем этажей?
дети: Два этажа
Л: значит дом какой?
дети: Двухэтажный
Л: какие части дома вы знаете?
Дети: Пол, этаж, крыша, стены…
7. Сравнение звуков С и Ш по артикуляции.
Л: Чтобы правильно расселить звуки, давайте сравним наши звуки.
Л: где прячется наш язычок когда произносим зв С
Л: давайте посвистим как насос ССССССС
дети: внизу за зубками
Л: какой ветерок вы чувствуете?
Дети: холодный
Л: а теперь пошипим как змея ШШШШШ. где находится язычок?
дети: наверху
Л: какой ветерок вы чувствуете?
дети: теплый.
8. Л: а теперь давайте расселим звуки в наши домики по этажам (приклеивание картинок с профилями звуков на нужный этаж)
Л: на какой из этажей нашего домика нам нужно поселить звук С?
дети: звук С поселим на первый этаж, звук Ш на второй этаж
Л: а теперь посмотрите у вас на столе лежат картинки, они пришли вместе со звуками Давайте их тоже расселим к своим друзьям. (подбор и приклеивание картинок со звукамиС и Ш на нужный этаж.
Молодцы! Вот мы и для звуков построили дом. ребята и у нас у всех есть тоже дома. Так ведь?
Дети : Да
л: У тоже живу в доме. У меня дом большой кирпичный, одноэтажный. А у вас какой дом Саша? Раделя?
Дети: у меня дом большой, (маленький, кирпичный (Деревянный, одноэтажный (двухэтажный).
Л: Ребята, а у зверей есть домики?
дети: да.
л: Посмотрите к кому мы в гости пришли?
Дети : Птичка
Л: А где птицы живут?
Д: На дереве, в гнезде
Л:Давайте покажем птичке что мы умеем делать руками
(выполнение движения руками по тексту)
ПТИЧКИ ПОЛЕТЕЛИ
КРЫЛЬЯМИ МАХАЛИ
НА ДЕРЕВЬЯ СЕЛИ
ВМЕСТЕ ОТДЫХАЛИ
Л: (следующий слайд рассматривают) А белка где живет?
дети: На дереве, в дупле
л: правильно. посмотрите, что белочка нам оставила?
Дети: Орешки
Л:Давайте эти орешки раздадим ее друзьям. Возьмите по орешку
(выполнение движений по тексту)
Белка сидя на тележке раздает друзьям орешки
Заиньке –усатому, Мишке-косолапому (перекладывание орешка
между пальцев)
Синичке-невеличке, И совушке-сестричке.
Л: молодцы, посмотрите а это кто?
дети: Ежик
л: а где живет ежик
Дети: В норе
Л: Дети посмотрите и ежик нам оставил что-то
Дети: мячики-ежики
Л:правильно давайте и ежика обрадуем поиграем с его мячами
Ежик спрячь свои иголки
мы же дети а не волки
спрячь свои иголки еж
ты колючий ну и чтож
мы хотим тебя погладить
мы хотим с тобой поладить
еж колючки отряхнул, еж свернулся и заснул.
Л: Молодцы ребята вот мы и узнали где живут звери. Хорошо что у зверей есть домики. Но мы еще не всех зверей расселили по домикам об этом мы с вами будем говорить на следующем занятии. На этом наше занятие подошло к концу. какие звуки мы учились различать сегодня? построили для них дом?
дети: звуки С и Ш
Л: вам понравилось сегодняшнее занятие? Да. хорошо. ой а здесь что-то есть (заглядывает за проектор достает карзину с сюрпризом и с письмом от ежика или белки) Это ежик или белка вам оставила гостинцы, за то что вы хорошо себя вели, выполнили правильно все задания. давайте скажем СПАСИБО Белочке и нашим гостям спасибо за внимание.