Получи документы

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Э] — [Е]»

Светлана Атаева
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Э] — [Е]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект группового занятия.

Тема: «Дифференциация букв и звуков [Э – Е]»

Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

1) Обучающие:

- закреплять знания обучающихся о звуках [Э] - [Е] и буквах Э, э, Е, е;

Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков [Э] — [Е]“» размещена в разделах

- закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение»;

- закреплять артикуляционные уклады звуков [Э] - [Е].

2) Развивающие:

- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать навыки работы с деформированными предложениями;

- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление;

- уточнять и обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей;

3) Воспитательные:

- воспитывать активность и самостоятельность учащегося на занятии;

- формировать положительную учебную мотивацию;

- воспитывать культуру коммуникации.

4) Коррекционные:

- уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [Э - Е];

- формировать навыки различения звуков [Э - Е] в разных слоговых структурах.

Оборудование: зеркало, карточки с заданиями, картинный материал.

Речевой материал: Экскаватор, енот, эскимо, ежевика, мел, эму, Эдик, Ева.

Ход занятия

№ п/п Этапы занятия Деятельность логопеда Деятельность детей

I. Организационный момент. (1 мин)

1 - Здравствуйте ребята.

- Посмотрите на меня, и давайте подарим друг - другу улыбку и с хорошим настроением мы начнем заниматься.

- Посмотрите, кто к нам сегодня пришел на занятие. Это Эдик и Ева.

- У Эдика и Евы случилась беда: они не могут разобраться с каких букв начинаются их имена. Поможем им?

- Назовите первые буквы в именах. Отличаются ли они по звучанию и написанию. К какому ряду относятся эти буквы? Что мы можем сказать про эти буквы?

О каких двух звуках сегодня у нас будет идти речь?

- Правильно. Дети здороваются и улыбаются логопеду.

- Да

- Э, Е.

Э - ко второму, Е – к первому ряду. Э – будет давать твердость впередистоящей согласной, а Е – мягкость.

- Сегодня на занятии мы будем изучать звуки [Э - Е].

II. Основная часть. (40 минут)

2 Уточнение артикуляции и характеристика звуков [Е - Э]

- Давайте сравним звуки [Е - Э] и скажем, чем они похожи и чем отличаются.

- Посмотрим зеркало и произнесем звук [Э].

Артикуляция [Э]

- В каком положении находятся губы?

- В каком положении находятся зубы?

- В каком положении находится язык?

- Вибрируют ли голосовые связки?

- Дайте характеристику звуку [Э].

- Отлично, а теперь произнесите звук [Е].

Что вы можете сказать про звук [Е]?

- Правильно, значит мы рассмотрим артикуляцию звука [Й] и [Э]. Сначала произносём звук [й]

Артикуляция [Й]

- В каком положении находятся губы?

- В каком положении находятся зубы?

- В каком положении находится язык?

- Вибрируют ли голосовые связки?

- Затем мы произносём звук [Э]

Артикуляция [Э]

- В каком положении находятся губы?

- В каком положении находятся зубы?

- В каком положении находится язык?

- Вибрируют ли голосовые связки?

-Дайте характеристику звуку [Е].

- Что общего у этих звуков?

- Чем они отличаются?

Дети смотрят в зеркало и произносят звук [Э].

Губы растянуты в улыбке.

- Зубы разомкнуты

- Кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята.

Голосовые связки работают.

- Звук [Э]гласный, обозначаем красным цветом.

Дети произносят звук [Е].

- Звук [Е] йотированный он состоит из двух звуков [й’э].

— губки слегка в улыбке

- зубки сближены

— кончик языка находится за нижними зубами, корень немного приподнимается

— горло “работает”.

Губы растянуты в улыбке.

- Зубы разомкнуты

- Кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята.

Голосовые связки работают.

- звук [Е] гласный, йотированный.

- Эти звуки гласные.

Звук [Е] мягкий йотированный, звук [Э] твердый.

3 Связь звука с буквой

- Чем отличается буква от звука?

- Что изображено звуки или буквы?

- Давай произнесем [Э - Е].

- Теперь что мы произнесли?

- Букву мы пишем, видим и читаем, а звук слышим и говорим.

- Буквы.

Дети произносят- Звуки.

4 Целеполагание

- А какая у нас будет цель сегодня на занятии? Как вы думаете?

- Какие мы поставим задачи перед собой?

- Как вы считаете, для чего нам нужно знать сходства и различия звуков?

- Правильно. - Цель занятия – учиться различать буквы Э – Е на письме и звуки [Э] – [Е] на слух.

- Мы должны научиться красиво и правильно произносить слова с этими звуками.

- Для того чтобы не путать их в произношении, на письме.

5 Развитие артикуляционной моторики

- Эдик и Ева просят научить их делать артикуляционную гимнастику, чтобы правильно произносить все звуки. Давайте посмотрим в зеркало, выполним гимнастику для губ и язычка.

«Заборчик» : губы растянуть в улыбке. Затем расслабить на счёт 5.

«Трубочка» : Губы округлены тянутся вперед. Затем расслабить на счёт 5.

«Заборчик – трубочка» : чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

«Качели». Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Широкий язык поднять к носу и опустить к подбородку.

«Горка» : кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Проделать от одного до 10 раз.

«Лопатка –иголочка» : улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз» положить широкий язык на нижнюю губу, на счёт «два» высунуть острый язык, как жало. Повторять 5 – 10 раз в умеренном темпе.

Дети выполняют все упражнения.

6 Формирование целенаправленного ротового выдоха

- Посмотрите, что я для вас принесла.

- Вы любите играть в футбол?

Давайте попробуем. Сделайте из ладошек ворота, а сосед по парте будет задувать мячик к вам в ворота, затем поменяйтесь. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались.

- Да.

- Дети играют в футбол.

7 Дифференциация изолированных звуков [Э - Е]

- Что бы Эдик и Ева запомнили с каких букв начинаются их имена. Мы поиграем в игру. Если я вам покажу Эдика, вы произносёте звук [Э], а если я вме покажу Еву вы произносёте звук [Е]. Дети демонстрируют изолированное произношение звуков.

8 Дифференциация [Э] - [Е] в слогах

- Сейчас я буду кидать вам мяч, называть слог со звуком [Э], а вы должны вернуть мяч и назвать слог со звуком [Е], а потом поменяемся.

Мэ, пэ, нэ, эт, эл, эк

- Ме, пе, не, ет, ел, ек.

9 Развитие звукового анализа на уровне слова

- Эдик и Ева приготовили для вас загадки. Я вам их загадаю. В словах-отгадках выдели звуки [Э] или [Е] и покажите карточку с буквой обозначающий первый звук в слове-отгадке.

Э Е

- Не живой я, но шагаю, Землю рыть я помогаю. Вместо тысячи лопат Я один работать рад. (Экскаватор.)

- Зверь уж очень он красивый,

Злой он иногда, хотя и милый.

Может даже покусать,

Ручки нужно убирать.

Полосатый, хвост большой,

Умывается порой.

Но не выдра, и не крот,

Дети, это же… (Енот)

- В холодном ящике лежит оно,

На палочке иль в шоколаде.

Это не ужасное кино,

А, всеми любимое …. (Эскимо).

- Не на шутку, а всерьез. Куст колючками оброс. Тёмных ягодок сорви-ка. Что за кустик? (Ежевика)

Дети отгадывают загадки и поднимают карточку с нужной буквой.

10 Развитие ручной и мелкой моторики

- Эдик и Ева принесли вот такие мячики. Давайте с ними поиграем.

Ежик

Мячик- ежик мы возьмем,

Покатаем и потрем.

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ежика на стол,

Ручкой ежика прижмем.

И немножко покатаем….

Потом ручки поменяем.

Берут массажные мячики

Катают между ладошек

Подбрасывают, ловят мяч

Пальчиками одной руки нажимают на шипы

Кладут мячик на стол

Ручками прижимают мячик

Ручками катают мячик

11 Дифференциация букв Э-Е в словах

- Посмотрите сколько у меня картинок. Помогите мне их разложить. Картинки в названии которых встретится звук [Э] кладите возле Эдика, а картинки в названии которых встретится звук [Е] кладите возле Евы.

(Экскаватор, енот, эскимо, ежевика, мел, эму, экран, белка,эклер, электричка,муравей) Дети выполняют задание.

12 Динамическая пауза

- Молодцы, хорошо справились с заданием! Предлагаю встать и немного отдохнуть.

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе-хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на картинки

Эге-ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Э-э-э! Какой же ты лентяй!

Потянись, но не зевай!

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Прыгают

Движение "ножницы" руками

Наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть

Нагнувшись, поднять голову как можно выше

Глубокий наклон вперёд, руки на поясе

Дотронуться руками до пола

Выпрямиться, погрозить пальцем

Руками тянуться вверх, поднявшись на носки

Покружиться

Остановились, руки в стороны, приподняли плечи

Руки на пояс, повернули туловище вправо, правую

руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону.

13 Дифференциация букв занятия на уровне словосочетания - Посмотри, у Эрика и Евы есть по набору слов. Давай попробуем составить из этих слов словосочетания.

Ребенок выполняет задание.

14 Гимнастика для глаз

- Чтобы лучше заниматься, глазки у тебя не уставали, сделаем зарядку для глаз.

- Поморгайте глазками!

- Головой не крутите, посмотрите глазками влево – в окно.

- Посмотрите вправо – на дверь.

- Посмотрите вверх.

- Посмотрите вниз.

- Повторим еще раз!

- Молодец! Ребенок выполняет гимнастику для глаз.

15 Дифференциация букв занятия на уровне предложения

- Послушай (прочитай) предложения. Скажи, какие буквы пропущены в словах.

Ж. ле - вкусный д. серт.

Мы любим cв. жие. клеры.

П. тя живёт на ч. твёртом. таже.

В. льнике жила ежиха с. жонком. Ребенок выполняет задание.

III. Заключительная часть. (4 мин)

16 Оценка деятельности обучающихся - Молодец! Ты справился с заданием, теперь Эдик и Ева не будут путать с каких букв у них начинаются имена.

-Какие звуки мы сегодня учились различать? Какое главное их отличие?

- Какое задание больше всего понравилось?

- Оцени свою работу на занятии, покажи смайлик, который, по твоему мнению, ты заслужил и почему?

- До свидания. Ребенок отвечает на вопросы и оценивает свою работу.

- До свидания.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНРКонспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНР Организованная образовательная деятельность коррекционной направленности в старшей группе для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) Тема:.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект логопедического занятия «Фиксики. Дифференциация звуков [з]-[с]» Цель: различение согласных З-С в слогах, словах, предложениях. Образовательные задачи: - закреплять знания обучающихся о парных согласных.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Э] — [Е]»
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 23:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Э] — [Е]»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Атаева (УИ 3328835) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД