Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР

Светлана Николаевна Харьковская
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по формированию фонетико-фонематической стороны речи

тема: «Осеннее приключение звука О» (звук и буква О)

старшая логопедическая группа для детей с ОНР

(первый период обучения)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Доминирующая образовательная деятельность: «речевое развитие»

Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР» размещена в разделах

Форма деятельности : совместная деятельность учителя-логопеда и детей (фронтальное занятие).

Тип: первичное предъявление новых знаний.

Способ организации детей : группа.

Виды деятельности детей : игровая, коммуникативная, двигательная.

Место проведения: групповое помещение.

Возраст детей : 5 лет (старшая группа).

Речевые заключения детей : общее недоразвитие речи 2 и 3 уровня у детей с дизартрическим компонентом.

Длительность организованной образовательной деятельности: 25 минут.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Тема: «Осенние приключения звука О» (звук и буква О).

Методы и приемы реализации содержания занятия :

Словесный: сказка о звуке, сюрпризный момент, инструкция.

Наглядный: рассматривание картинок, картинки – символа звука О, образца буквы.

Практический: самостоятельная работа со звуковыми сигналами, определение позиции звука в слове.

Принципы обучения:

принцип наглядности, принцип доступности и посильности, принцип психологической комфортности, принцип сознательности и активности обучения.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: организация совместной деятельности детей и учителя-логопеда для формирования фонетико-фонематических представлений по теме «Звук и буква О».

Программные задачи:

коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком О, способом его характеристики с опорой на артикуляцию;

- дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);

- познакомить с буквой О;

коррекционно-развивающие:

- развивать у детей фонематический слух, фонематическое восприятие;

- закрепить понятия «слово» и «гласный звук»;

- развивать моторный праксис, просодические компоненты языка;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей речевое внимание.

Оборудование: зеркала по количеству детей, наборы фишек, картинка-символ звука О, образец буквы О, предметные картинки со звуком О в ударной позиции, пособие «Звуковой домик», бумажные листики на ниточках, оформление группового помещения : макет осеннего дерева, осенние кустики, осенние листочки на полу, стене и мебели, облака на центральной стене.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I ОРАГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

- Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся и встанем в круг.

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Давайте, мы с вами вдохнем носиком хорошее настроение, а ротиком выдохнем плохое настроение (элементы дыхательной гимнастики)

II ЭТАП МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Пришла без красок и без кисти

И разукрасила все листья.

- Что это? (Осень) Давайте произнесём это слово так, чтобы голосом выделить первый звук этого слова. (Оооосень). Вы догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Правильно, со звуком О. Нас ждут сегодня осенние приключения вместе со звуком О.

III АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ПРИОБРЕТЁННЫХ ЗНАНИЙ

1. Дыхательная разминка.

Упражнение «Осенний ветер».

- Давайте с вами превратимся в ветерок. Подуем на наши листики.

- Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Сейчас у нас ветерок совсем не дует. Листочки не шевелятся. Дуть начнёте по моей команде. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек слабой струей воздуха. Ветерок немножко разгулялся. А сейчас ветер подул сильно-сильно.

Дует, дует ветер!

Дует, задувает!

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Дети садятся на свои места.

2. Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки».

Раз, два, три, четыре, пять, загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших

Будем листья собирать. ритмично сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы,

Листья осины,

Листья тополя,

Листья рябины,

Листики дуба мы соберём, загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших

В садик любимый букет отнесём. «шагают» пальчиками по столу

IV ДОБЫВАНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

1. Акустико-артикуляционный образ звука.

- Послушайте, какую сказку прошептали мне осенние листья.

Жил-был звук О. (Демонстрируется символ звука О – красный круг с лицом, рот в форме овала)

Очень звук О любил петь. Пел он много и с душой. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О,О,О».

Звук О был в восторге от всего : «О! Какое красивое ОБЛАКО! О! Какое глубокое ОЗЕРО! О! Какой зелёный ОСТРОВ!»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

- Поверните к себе зеркала и пропойте звук О.

Что происходит с губами, когда мы произносим звук О? А что делает язычок? (он спокойно лежит в рту) … При произнесении звука О воздух не встречает преград и поэтому его можно долго тянуть. Давайте проверим. Взяли «катушечку» и «потянем ниточку». Можно ли звук О крикнуть? А работает ли «голосовой моторчик» при этом? Звук О голосисто поёт, голос у него звонкий, поэтому его называют гласным звуком и носит он красную рубашку.

Поиграем с звуком "О",

Пропоем его легко!

Чуть мы губки округляем

И вперед их выдвигаем,

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный.

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- Но мы можем обозначить его сигналом - красным кружком среднего размера.

V УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ

1. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Чуткие ушки». Проверим, как ваши ушки слышат звук О. Вы закроете глазки, я буду произносить разные звуки, как услышите звук О – поднимите этот красный кружок.

А, О, У, И, О, О, У, Ы, О, У, Э, О…

2. Работа над развитием просодики.

- Звук О может разные интонации передавать. Удивляется: ООО, огорчается: ООО, радостно восклицает: ООО! (показ символов эмоций)

- Послушайте и повторите песенки для звука О, которые сочиняет Осень: Ооо, оОо, ооО.

3. Звуковой анализ слога ОП с выкладыванием схемы.

- А вот ещё одна песенка: ОП. Произнесём её хором и сосчитаем, сколько звуков в ней слышится? Какой первый? Возьмите сигнал звука О и поставьте перед собой. Какой второй? Каким сигналом мы его обозначаем? Почему? (синим, он согласный) Поставьте вторым справа синий квадратик, теперь поставьте пальчик на сигнал звука О, будем «читать» что у нас получилось.

4. Определение позиции звука О в слове ОСЕНЬ.

Игра «Зажги огонёк».

- Дети, а как вы думаете, зачем нам нужен звук О? (чтобы слова говорить со звуком О). Осенние приключения звука О продолжаются. Давайте ещё раз произнесё м слово ОСЕНЬ и определим: где же слышится звук О в этом слове – в начале, середине или в конце слова. Подвиньте к себе «звуковые домики», поставьте пальчик на первое окошко, произносим слово ОСЕНЬ и проведём пальчиком до конца. Как вы думаете, в каком окошке задержался наш пальчик, когда звучал звук О? (в первом) «Зажгите» в нем «огонёк» сигналом звука О.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- А теперь Осень приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети выполняют движения с листочками на мелодию песни «Наступила после лета осень, осень….».

VI ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

1. Закрепление звука О в словах.

- Смотрите, дети, какой необычный лист принёс нам осенний ветер.

Я чудесный листочек,

Вам, ребята, я дружочек.

Очень хочется мне знать –

Вы хотите поиграть?

- Этот чудесный листочек принёс вам много необычных картинок со звуком О. Подходите ко мне, каждому достанется. Будете свои картинки называть, а звук О голосом выделять и ставить картинку на доску.

- Дети, обратите внимание, все ваши картинки нарисованы на вагончиках. У нас целый состав поезда получился. Но поехать он не может. Чего не хватает? (Паровозика)

А чтобы паровозик поставить впереди состава, нужно сначала познакомиться с буквой, которая обозначает звук О.

Дети садятся на свои места.

2. Связь звука и буквы.

Выставляется образец буквы О. Выяснение, на что похожа буква.

Стихотворение о букве О:

О на огурец похожа:

Он овальный, буква тоже.

- Букву мы видим, можем написать и прочитать. Буква О обозначает звук О, значит она тоже гласная, как и звук О.

- Куда смотрит буква О - вправо, влево или прямо? Давайте напишем букву О в воздухе.

- Вот теперь волшебный листочек отдаёт нам последнюю картинку с паровозиком. Сморите, буква О в кабине машиниста и будет управляет поездом.

Дети подходят к логопеду в игровую зону к наборному полотну с картинками-вагончиками.

- Давайте поставим паровозик в начало нашего поезда и проводим его в Буквоград. Увезёт наш паровозик все слова, которые начинаются со звука О.

VII РЕФЛЕКСИЯ

- Вот и закончились осенние приключения звука О. Вам интересно было путешествовать вместе с ним? Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что вам особенно запомнилось? А что вызвало затруднения?

Подойдите все ко мне в кружок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили играть!

- Мы со всеми заданиями справились? Давайте хором себя похвалим: «Мы молодцы!».

А Осень без подарков не ходит, она дарит вам цветную бумагу и большую букву О, предлагает по трафарету обвести осенние листочки, вырезать их и украсить ими букву О.

- Поблагодарим наших гостей за внимание и скажем: «До свидания!»

Публикации по теме:

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Н]. Кукла Надя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [н]. • Развивать навыки звукового анализа и синтеза. •.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР
Опубликовано: 21 августа 2020 в 19:44
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД