Серова Светлана Николаевна
Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Ударение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
по развитию фонематической стороны речи
Тема «Ударение»
Цель: Познакомить с понятием «Ударение».
Задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе „Ударение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Ударение, ударные звуки
- Темочки
Коррекционно-образовательные – дать понятие о словесном ударении; учить выделять голосом ударный гласный звук; показать смыслоразличительную роль ударения; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова.
Коррекционно-развивающие – развивать фонематическое восприятие, развивать у детей чувство ритма и воспитывать умение передать услышанный ритм, внимание, память, обогащать и активизировать словарный запас.
Коррекционно-воспитательные – создавать у детей мотивацию к исследовательской деятельности, воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях, ответственность, любознательность.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (символы слогов и звуков, счётные палочки. Карточки-схемы двухсложных слов с ударением на первом и втором слоге.
Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Задание: выделить последний слог в слове.
Дети называю последний слог в названии картинок. СЛАЙД 1
2. Работа над ритмом.
Игра «Повтори – не ошибись»
Л: Я сейчас молоточком простучу ритмический рисунок, а вы возьмите счетную палочку и повторите.
! !! ,! !, !! , ….
3. Знакомство с ударением.
Загадка:
ох, ох, ох! Ох, ох, ох! СЛАЙД 4
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут.
Им кричат: «Куда? Куда?»
Ну а кто-то громко плачет
От досады и стыда.
Л: Кто громко плачет? Почему?
Д: Посуда. Федора не заботилась о посуде, не мыла её.
Мы видим – из тёмного бора СЛАЙД 5
Идёт-ковыляет Федора.
Она тихо-тихо идёт –
Посуду Федора зовёт.
Задание: Деление слова на слоги, выделение ударного слога и звука.
СЛАЙДЫ 6-11
Л: Поможем Федоре её позвать. Позовё м вилку: вииииилка. Сколько слогов в слове?
Д: Два.
Л: А произносим мы их одинаково?
Д: Нет.
Л: В чем же различие?
Д: Один слог мы произносим с большей силой, сильнее выдыхаем, громче и протяжнее, выделяем его голосом.
Л: Правильно, один слог в словах мы выделяем голосом. Словно ударяем по нему с силой. И называется такой слог ударным. Какой слог звучит сильнее?
Д: Первый.
Л: Какой гласный звучит дольше?
Д: И.
Л: Мы ударяем голосом по звуку [и]. Делаем ударение. Звук [и] – ударный звук.
Л: Позовё м чайник: чааайник. Какой слог звучит сильнее?
Д: Первый.
Л: Назовите ударный гласный звук. Какой гласный звучит дольше?
Д: А.
Аналогично анализируются остальные слова: ножи, чашка, корыто, самовар.
Л: В каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится сильнее и дольше. На этот гласный звук падает ударение. Ударение обозначается чёрточкой над гласной буквой.
4. Работа со слоговой схемой.
Л: Ударение, как невидимый молоточек, ударяет по слову.
Ударный слог,
Ударный слог –
Он назван так недаром….
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,
И ЧЁТко речь моя звуЧИТ.
А. Шибаев
а) «Посуда» СЛАЙДЫ 12-14
Л: Я возьму молоточек и поставлю ударение в слове вилка. Посмотрите на схему. На какой слог упало ударение?
Д: На первый.
Л: На какую гласную?
Д: И.
Л: Проверте, правильно ли я поставила ударение. Произнесите слово с ударением, выделите ударный звук голосом.
Д: Вииил-ка.
Задание: Дети упражняются в постановке ударения в словах и обозначении его на схеме слов: сито и стакан.
Дети упражняются в постановке ударения в словах и обозначение его на схеме.
5. Физкультминутка «Гном»
СЛАЙД 15
- Кто живёт под потолком? Руки вытянуты вверх.
- Гном. Руки «колпачком» над головой.
- У него есть борода?
- Да. Руки в стороны.
Кисти рук у подбородка.
- И манишка, и жилет?
- Нет. Руки в стороны,
руки к груди.
- Как встаёт он по утрам? Руки вытянуты вверх.
- Сам. Руки на поясе.
б) «Дорожка»
Л: В лесу гномик выложил дорожку из камней. Дорожка не простая, а слоговая. Каждый камень – слог. СЛАЙД 16
Добрый гномик в башмачках
На высоких каблучках
По камешкам шагает,
По слогам стишок читает:
Ска-чет си-то по по-лям,
А ко-ры-то по лу-гам.
Л: Прошагаем по камням вместе с гномиком, проговаривая его стишок. На камень с ударным слогом гномик ударял каблучками сильнее. Найдём камешки, по которым он ударял сильнее, поставим на них ударение. СЛАЙД 17
в) «ЗАмок и замОк» СЛАЙДЫ 18-19
Л: Ударение может передвигаться с одного слога на другой. Тогда оно, как волшебник, один предмет превращает в другой.
Л: Пошёл наш гномик дальше по своей дорожке, шёл-шёл и вышел на полянку, а на полянке стоял…. Как вы думаете, что увидел гномик?
Д: ЗАмок.
Л: Правильно, стоял ЗАмок. А на дверях замка висел большой …
Д: ЗамОк.
Л: Правильно, ЗамОк. Что увидел гномик?
Д: ЗАмок и ЗамОк.
Л: Я произнесу эти слова медленно, по слогам. А вы слушайте. Похожи эти слова?
Д: Похожи.
Л: Сколько слогов в этих словах?
Д: Два.
Л: Какой гласный в первом слоге, во втором.
Д: А, О.
Д: На какой слог падает ударение в слове зАмок?
Д: На первый.
Л: Какой гласный звук ударный?
Д: А.
Л: На какой слог падает ударение в слове замОк?
Д: На второй.
Л: Какой гласный звук ударный?
Д: О.
Дети рассматривают слайд «ЗАмок и замОк». Сравнивают звучание слова, наблюдают перенос ударения и изменение значения слова.
г) «КрУжки и кружкИ». СЛАЙДЫ 20-21
Л: Зашёл гном в замок, а посередине зала стоит большой обеденный стол и на нём красивые …Что увидел гном на столе?
Д: КрУжки.
Л: Правильно, крУжки. А на кружках были нарисованы разноцветные ….
Д: КружкИ.
Л: Правильно, кружкИ.
Л: Я произнесу эти слова медленно, по слогам. А вы слушайте. Похожи эти слова?
Д: Похожи.
Л: Сколько слогов в этих словах?
Д: Два.
Л: Какой гласный в первом слоге, во втором.
Д: У,И.
Л: На какой слог падает ударение в слове крУжки?
Д: На первый.
Л: Какой гласный звук ударный?
Д: У.
Л: На какой слог падает ударение в слове кружкИ?
Д: На второй.
Л: Какой гласный звук ударный?
Д: И.
Дети рассматривают слайд «КрУжки и кружкИ». Сравнивают звучание слова, наблюдают перенос ударения и изменение значения слова.
Л: Вот так волшебное ударение помогает различать слова.
Л: Понравилось гномику в замке, и остался он в нём жить.
Л: А наша-то Федора поняла, что без посуды горе. Стала добрей. Пообещала посуду мыть, не бить.
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги».
Дети рассматривают картинки скалки и утюгов. Произносят слова с ударением. Рассматривают схемы и соотносят слова со схемой. СЛАЙД 22
Итог занятия.
Л: О чем мы сегодня говорили на занятии?
Д: Об ударении.
Л: Зачем нужно правильно ставить ударение в словах?
Д: Чтобы не запутаться и правильно понимать слова.
Логопед даёт оценку работы детей.