Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Ударение»

Серова Светлана Николаевна
Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Ударение»

Конспект логопедического занятия

по развитию фонематической стороны речи

в подготовительной группе

Тема «Ударение»

Цель: Познакомить с понятием «Ударение».

Задачи:

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе „Ударение“» размещена в разделах

Коррекционно-образовательные – дать понятие о словесном ударении; учить выделять голосом ударный гласный звук; показать смыслоразличительную роль ударения; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова.

Коррекционно-развивающие – развивать фонематическое восприятие, развивать у детей чувство ритма и воспитывать умение передать услышанный ритм, внимание, память, обогащать и активизировать словарный запас.

Коррекционно-воспитательные – создавать у детей мотивацию к исследовательской деятельности, воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях, ответственность, любознательность.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (символы слогов и звуков, счётные палочки. Карточки-схемы двухсложных слов с ударением на первом и втором слоге.

Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Задание: выделить последний слог в слове.

Дети называю последний слог в названии картинок. СЛАЙД 1

2. Работа над ритмом.

Игра «Повтори – не ошибись»

Л: Я сейчас молоточком простучу ритмический рисунок, а вы возьмите счетную палочку и повторите.

! !! ,! !, !! , ….

3. Знакомство с ударением.

Загадка:

ох, ох, ох! Ох, ох, ох! СЛАЙД 4

Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся, скачут.

Им кричат: «Куда? Куда?»

Ну а кто-то громко плачет

От досады и стыда.

Л: Кто громко плачет? Почему?

Д: Посуда. Федора не заботилась о посуде, не мыла её.

Мы видим – из тёмного бора СЛАЙД 5

Идёт-ковыляет Федора.

Она тихо-тихо идёт –

Посуду Федора зовёт.

Задание: Деление слова на слоги, выделение ударного слога и звука.

СЛАЙДЫ 6-11

Л: Поможем Федоре её позвать. Позовё м вилку: вииииилка. Сколько слогов в слове?

Д: Два.

Л: А произносим мы их одинаково?

Д: Нет.

Л: В чем же различие?

Д: Один слог мы произносим с большей силой, сильнее выдыхаем, громче и протяжнее, выделяем его голосом.

Л: Правильно, один слог в словах мы выделяем голосом. Словно ударяем по нему с силой. И называется такой слог ударным. Какой слог звучит сильнее?

Д: Первый.

Л: Какой гласный звучит дольше?

Д: И.

Л: Мы ударяем голосом по звуку [и]. Делаем ударение. Звук [и] – ударный звук.

Л: Позовё м чайник: чааайник. Какой слог звучит сильнее?

Д: Первый.

Л: Назовите ударный гласный звук. Какой гласный звучит дольше?

Д: А.

Аналогично анализируются остальные слова: ножи, чашка, корыто, самовар.

Л: В каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится сильнее и дольше. На этот гласный звук падает ударение. Ударение обозначается чёрточкой над гласной буквой.

4. Работа со слоговой схемой.

Л: Ударение, как невидимый молоточек, ударяет по слову.

Ударный слог,

Ударный слог –

Он назван так недаром….

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом!

И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,

И ЧЁТко речь моя звуЧИТ.

А. Шибаев

а) «Посуда» СЛАЙДЫ 12-14

Л: Я возьму молоточек и поставлю ударение в слове вилка. Посмотрите на схему. На какой слог упало ударение?

Д: На первый.

Л: На какую гласную?

Д: И.

Л: Проверте, правильно ли я поставила ударение. Произнесите слово с ударением, выделите ударный звук голосом.

Д: Вииил-ка.

Задание: Дети упражняются в постановке ударения в словах и обозначении его на схеме слов: сито и стакан.

Дети упражняются в постановке ударения в словах и обозначение его на схеме.

5. Физкультминутка «Гном»

СЛАЙД 15

- Кто живёт под потолком? Руки вытянуты вверх.

- Гном. Руки «колпачком» над головой.

- У него есть борода?

- Да. Руки в стороны.

Кисти рук у подбородка.

- И манишка, и жилет?

- Нет. Руки в стороны,

руки к груди.

- Как встаёт он по утрам? Руки вытянуты вверх.

- Сам. Руки на поясе.

б) «Дорожка»

Л: В лесу гномик выложил дорожку из камней. Дорожка не простая, а слоговая. Каждый камень – слог. СЛАЙД 16

Добрый гномик в башмачках

На высоких каблучках

По камешкам шагает,

По слогам стишок читает:

Ска-чет си-то по по-лям,

А ко-ры-то по лу-гам.

Л: Прошагаем по камням вместе с гномиком, проговаривая его стишок. На камень с ударным слогом гномик ударял каблучками сильнее. Найдём камешки, по которым он ударял сильнее, поставим на них ударение. СЛАЙД 17

в) «ЗАмок и замОк» СЛАЙДЫ 18-19

Л: Ударение может передвигаться с одного слога на другой. Тогда оно, как волшебник, один предмет превращает в другой.

Л: Пошёл наш гномик дальше по своей дорожке, шёл-шёл и вышел на полянку, а на полянке стоял…. Как вы думаете, что увидел гномик?

Д: ЗАмок.

Л: Правильно, стоял ЗАмок. А на дверях замка висел большой …

Д: ЗамОк.

Л: Правильно, ЗамОк. Что увидел гномик?

Д: ЗАмок и ЗамОк.

Л: Я произнесу эти слова медленно, по слогам. А вы слушайте. Похожи эти слова?

Д: Похожи.

Л: Сколько слогов в этих словах?

Д: Два.

Л: Какой гласный в первом слоге, во втором.

Д: А, О.

Д: На какой слог падает ударение в слове зАмок?

Д: На первый.

Л: Какой гласный звук ударный?

Д: А.

Л: На какой слог падает ударение в слове замОк?

Д: На второй.

Л: Какой гласный звук ударный?

Д: О.

Дети рассматривают слайд «ЗАмок и замОк». Сравнивают звучание слова, наблюдают перенос ударения и изменение значения слова.

г) «КрУжки и кружкИ». СЛАЙДЫ 20-21

Л: Зашёл гном в замок, а посередине зала стоит большой обеденный стол и на нём красивые …Что увидел гном на столе?

Д: КрУжки.

Л: Правильно, крУжки. А на кружках были нарисованы разноцветные ….

Д: КружкИ.

Л: Правильно, кружкИ.

Л: Я произнесу эти слова медленно, по слогам. А вы слушайте. Похожи эти слова?

Д: Похожи.

Л: Сколько слогов в этих словах?

Д: Два.

Л: Какой гласный в первом слоге, во втором.

Д: У,И.

Л: На какой слог падает ударение в слове крУжки?

Д: На первый.

Л: Какой гласный звук ударный?

Д: У.

Л: На какой слог падает ударение в слове кружкИ?

Д: На второй.

Л: Какой гласный звук ударный?

Д: И.

Дети рассматривают слайд «КрУжки и кружкИ». Сравнивают звучание слова, наблюдают перенос ударения и изменение значения слова.

Л: Вот так волшебное ударение помогает различать слова.

Л: Понравилось гномику в замке, и остался он в нём жить.

Л: А наша-то Федора поняла, что без посуды горе. Стала добрей. Пообещала посуду мыть, не бить.

И сказала скалка:

«Мне Федору жалко».

И сказали утюги:

«Мы Федоре не враги».

Дети рассматривают картинки скалки и утюгов. Произносят слова с ударением. Рассматривают схемы и соотносят слова со схемой. СЛАЙД 22

Итог занятия.

Л: О чем мы сегодня говорили на занятии?

Д: Об ударении.

Л: Зачем нужно правильно ставить ударение в словах?

Д: Чтобы не запутаться и правильно понимать слова.

Логопед даёт оценку работы детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи Закрепляющий этап 1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Составь слово» Цель: учить выделять в словах первый звук и.

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи 1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи. «Повтори» Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по.

Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе на тему «Слог» Серова Светлана Николаевна МБДОУ д/с № 22 г. Красногорск, МО. Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР «В гостях у сложных слов» Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе. Программное содержание: 1.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород» Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород» Тема занятия: «Сад-огород» Конспект подготовила: учитель-логопед.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи «Транспорт» в подготовительной группе Схема конспекта НОД Педагог (ФИО) – Паульс Александра Тимофеевна Образовательная область – Речевое развитие, физическое развитие Возрастная.

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему «Овощи» Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему: «Овощи» Программное.

Подгрупповое занятие по формированию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звуки [м], [м’]. Буква М» Тема: звуки [м], [м']. Буква М. Цель: познакомить детей со звуками[М], [М’] и буквой М. Коррекционно-развивающие задачи: уточнить произношение.

Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы «Гласные звуки и буквы» Конспект мастер-класса НОД в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Гласные звуки и буквы» Подготовила и провела учитель-логопед.

Сборник игр и упражнений для развития фонетико-фонематической стороны речи (поэтапное проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе) Подготовительный этап «Японская печатная машинка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Ударение»
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 08:37
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД